Interested Article - Бебутова, Елена Михайловна

Елена Михайловна Бебутова (1892—1970) — художница и сценограф . Наиболее известна как модель для нескольких портретов, выполненных её мужем Павлом Кузнецовым .

Биография

Елена Михайловна принадлежит к грузинскому княжескому роду армянского происхождения, некоторые представители которого были связаны с театром. Её брат Валерий Бебутов был режиссёром . Была актрисой Московского художественного театра и другая её родственница , мать Марианны Стриженовой .

В 1907—1914 годах училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге. где она занималась у А. А. Рылова , Я. Ф. Ционглинского , И. Я. Билибина , Н. К. Рериха , В. А. Щуко .

В 1916 начала работать художницей-декоратором в Московском художественном театре , писала декорации по эскизам М. В. Добужинского . Весной 1917 года Бебутова становится секретарём Комиссии по охране памятников искусства и старины. Здесь художница и познакомилась со своим будущим мужем , работает в секции ИЗО Накомпроса Москвы .

Хотя Бебутова старалась держаться как бы в тени мужа, у неё был совершенно оригинальный творческий путь, хотя нельзя отрицать взаимное влияние двух мастеров, работающих в одной мастерской. В 1920-х годах Бебутова работает в рамках кубизма, её привлекает аналитический подход к форме. Важной вехой в творческой жизни этой пары была совместная выставка 1923 года. Выставка, с успехом прошедшая в Москве, была при активном участии А. Луначарского отправлена в Париж . Полгода в 1923-24 годах Бебутова и Кузнецов были в Париже. Они много общались в художественной среде в частности с семьей М. Ларионова и Н. Гончаровой , с Паблом Пикассо . Елена Бебутова написала записки о этих встречах, опубликованные частично в книге А. Русаковой, посвященной П. Кузнецову .

В 1924 году после возвращения в СССР стала одним из членов-учредителей общества « Четыре искусства » (1924—1931), участвовала в Выставках этого общества. Кузнецов был избран председателем Общества. Бебутова принимала активное участие в выставочной и организационной работе. Авангардное русское искусство испытывало всё более сильное идеологическое давление, оформлявшееся как «социалистический реализм». Бебутова, как и многие художники, приспосабливалась к новым требованиям. В этот период она много работала над натюрмортами .

Похоронена на Введенском кладбище (7 уч.), рядом с мужем .

Театральные работы

Театральные работы Елены Бебутовой тесно связаны с режиссёрской деятельностью её брата Валерия . В 1922-23 годах она оформляет спектакли в руководимом им театре «Романеск» , затем Театре музыкальной буффонады. Последней совместной их работой называют «Гамлета», поставленного на сцене Витебского Белорусского театра имени Я. Коласа в 1946 и 1955 годах. Статья в «Театральной энциклопедии» характеризует развитие её сценографии как путь от «условной» к реалистической, живописно-объёмной декорации . Очевидно, что художница в начале пути создавала декорации в русле авангардных решений кубизма, а затем под внешним давлением эволюционировала в сторону официально признаваемого реализма.

Театр «Романеск»

Возглавляемый её братом Валерием театр просуществовал два года. Выполненное оформление ею в 1922 году оформление спектакля « Нельская башня » по пьесе Дюма-отца , советская критика характеризовала как «условное» .

Театр музыкальной буффонады (Москва)

Театр также возглавлялся её братом

Московский театр оперетты

Московский театр имени Ленсовета

Белорусский театр имени Я. Коласа

Примечания

  1. А. Д. Сарабьянов. Неизвестный Русский авангард в музеях и частных коллекциях. Москва. Советский художник, 1992
  2. Театральная энциклопедия в 6 т. (под ред. С. С. Мокульского) Советская энциклопедия. Москва, 1961—1965.
  3. Е. Львова. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.
  4. . bozaboza.ru . Дата обращения: 21 апреля 2022. 21 апреля 2022 года.
Источник —

Same as Бебутова, Елена Михайловна