Interested Article - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля
- 2020-07-29
- 1
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (ТАГТОиБ им. М. Джалиля, тат. Муса Җәлил исемендәге Татар Дәүләт Опера һәм Балет театры ) — один из крупнейших театров России . Расположен в столице Татарстана — городе Казани .
История
До 1917 года
Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 году. Первоначально спектакли проходили в гимназическом театре, который имел специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра было возведено в 1803 году (деревянный театр на каменном фундаменте) на месте нынешнего здания театра.
Пожар 1842 года уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах.
В 1845 году началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на Площади Свободы, который в то время был Театральной площадью. Первые спектакли начали давать в 1851 году. В Казани становление оперного дела имеет глубокие корни: опера всегда сосуществовала с драмой и опереттой. Всегда выступали заезжие оперные труппы, чаще итальянские.
Но постоянные оперные сезоны начались в антрепризу П. М. Медведева в 1874 году. 26 августа 1874 года впервые полностью артистами казанской оперной труппы была дана опера М. И. Глинки « Жизнь за царя », эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.
В ночь на 4 декабря 1874 года здание театра сгорело. Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 году после пожара в 1874, существовало на месте нынешнего сквера на Площади Свободы до пожара 1919 года, после чего не восстанавливалось.
Советский период
В 1934 году СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета).17 июня 1939 г. театр открылся оперой Назиба Жиганова «Качкын». Своего здания у театра не было, и спектакли шли на сценах других театров. Возведение здания началось в 1936 г. по проекту московского архитектора Скворцова (по другим данным, главным архитектором был репрессированный в 1937 году ). В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внёс в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов.
Гайнутдинову понравились скульптуры на фронтоне Зимнего театра в Сочи , и в 1952 году он обратился к их авторам, московским скульпторам Н. К. Вентцель и Л. И. Ефимовой (Шулик) с просьбой выполнить для Татарского театра оперы и балета соответственно памятники А. С. Пушкину и Г. Тукаю. Памятники были изготовлены в Москве в мастерской Скульптурного комбината и установлены у театра в 1954 году. Фронтон театра также оформляли женщины-скульпторы: Н. К. Вентцель выполнила барельеф, Ефимова-Шулик — две сидящие фигуры, а О. В. Квинихидзе — фигуру, венчающую конёк фронтона . Барельефы для театра выполнил скульптор А. Я. Белобородов .
28 сентября 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто оперой Н. Жиганова «Алтынчеч» . В этом же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля . До войны известный татарский поэт, погибший в нацистском плену, заведовал в театре литературной частью.
10 февраля 1941 года в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театр оперы и балета .
В июне 1957 года Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля принял участие в Декаде татарского искусства и литературы в Москве. Следующий выезд в Москву состоялся в июле 1986 года Это были большие гастроли театра, получившие замечательные отзывы.
В 1988 года театру было присвоено звание «Академический» .
По разные стороны от здания театра установлены памятники — Пушкину работы Н. К. Вентцель (по улице Пушкина ) и Тукаю работы Л. И. Ефимовой-Шулик (по ). Фронтон здания выходит на площадь Свободы. У обратной стороны разбит небольшой сквер с фонтаном и цветниками.
Современность
Формирование репертуара театра происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана .
С 2001 года художественное руководство начало осуществлять активные творческие поиски и в других направлениях, кардинально отличающихся от привычного академического стиля. Речь идет о ряде международных проектов, осуществление которых позволяет театру находиться в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра.
С 1994 года театр ежегодно проводит международные турне по странам Западной и Восточной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Дания, Франция и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике все оперные и балетные премьеры театра, давая более 100 спектаклей в год.
Особенностью административно-художественной структуры театра является отказ от института «главных» ( режиссёр , балетмейстер , художник ), благодаря чему театру вот уже много лет удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии «главных», не пускающих на свою территорию конкурентов. В театре, одном из первых в стране, были введены должности художественного руководителя оперы и художественного руководителя балета, которые не являются постановщиками, но проводят в жизнь художественную и административную политику театра.
Благодаря имеющейся форме организации работы в театре его художественные границы значительно расширяются, от чего выигрывает, в первую очередь, зритель, ибо он получает возможность увидеть и услышать лучшее, что отобрано временем, а именно, оперные и балетные шедевры. Благодаря введению в 1990 г. контрактной системы с её жесткой конкуренцией и возможностью широко использовать практику приглашения гастролеров, а также поспектакльной оплаты труда (индивидуальный гонорар за отдельную партию плюс гарантированный оклад), театр не только смог избежать посредственного уровня исполнения и, соответственно, пустых зрительных залов — участи многих российских театров, но и достиг того уровня, при котором ни один спектакль сегодня, не исключая и национального репертуара, не проходит без участия гастролеров. Кроме того, ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые.
Согласно исследованиям журнала «FORBES» (октябрь 2009), Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля — второй по показателю заполняемости зала в России (93 %), он уступает пальму первенства лишь Мариинскому театру Санкт-Петербурга .
Фестивали
ТАГТОиБ им. М. Джалиля является местом проведения крупных Международных фестивалей — оперного им. Ф. И. Шаляпина (с 1982), классического балета им. Р. Нуриева (существует с 1987 года, с 1993 носит имя Нуриева), а также ряда других культурных мероприятий федерального, республиканского и городского значения.
Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина
Первый фестиваль состоялся в 1982 году по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова и имел статус республиканского (в его программу входили только спектакли шаляпинского репертуара). В 1985 году он стал всероссийским, с 1991 году — международным. За эти годы значительно расширился репертуар фестиваля и увеличилось количество его участников. Принять участие в фестивале считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные исполнители и дирижеры. В разные годы в фестивальных спектаклях выступали солисты Большого театра А.Эйзен , А.Ведерников , А. Масленников , В.Верестников, В. Пьявко , И. Архипова , Ю. Мазурок , Т. Ерастова, Т. Синявская , А. Ломоносов, В. Кудряшов; солисты Мариинского театра Н.Охотников, Ю.Марусин, Б.Минжилкиев, В.Огновенко, О.Кондина, Г.Беззубенков, И. Богачёва , Л. Филатова, В. Ванеев, Ю. Шкляр, В. Черноморцев, , А. Шагимуратова , В. Васильев , зарубежные певцы Рене Папе , Мельба Рамос и др., дирижёры Валерий Гергиев , Михаил Плетнёв , Гинтарас Ринкявичус , Ренат Салаватов и другие. Фестиваль проходит ежегодно, в феврале месяце.
Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева
Первый фестиваль состоялся в 1987 году. Фестиваль назван именем танцовщика с личного согласия Рудольфа Нуриева, посетившего Казань в 1992 г. Пройдя путь от Всероссийского до Международного, завоевывая с каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек музыкально-театрального Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы. Гостями фестиваля в разное время были В. Васильев , Е.Максимова , Г. Комлева, Н. Долгушин, Н. Грачёва , К. Кырб, Л. Кунакова, Н. Павлова, Т. Чернобровкина , Н. Ледовская, Илзе Лиепа , П. Скирмантас, И. Валекайте, Э. Шпокайте, Т. Кладничкина , В.Григорьев, А. Дорош , Л. Шипулина, Е. Князькова, И. Шапчиц (Завьялова), Ульяна Лопаткина , Ю.Махалина, Т. Голякова , С. Захарова , Н. Цискаридзе и др.
Коллектив
Главные дирижеры театра
- 1972—1979 — Илмар Лапиньш
- 1979—1983 — Виталий Куценко
- 1996—2003 — Игорь Лацанич
- с 2003 — Ренат Салаватов
Солисты оперы
- Альмеев, Усман Гафиятович (1938—1958)
- Аббасов, Азат Зиннатович (1950—1990)
- Астафьева, Вера Леонидовна (1895—1896)
- Булатова, Мунира Закировна (1939—1978)
- Рахманкулова, Марьям Маннановна (1939—1960)
- Бигичев, Хайдар Аббясович (1977—1998)
- Ишбуляков, Идеал Давлетович (1956—1988)
- Насретдинов, Фахри Хусаинович (1939—1986)
- Хисматуллина, Зулейха Гатаулловна (1945—1976)
- Даутов, Нияз Курамшевич (1956—1960)
- Шарипова, Венера Гареевна (1950—1972)
- Борисенко, Юрий Владимирович (1973—2016)
- Васильев, Владимир Михайлович (2006—2019)
- Кайбицкая, Галия Мутыгулловна (1938—1958)
- Протасова, Венера Юсуповна (с 2013)
- Сунгатуллина, Зиля Даяновна (1973—2009)
Солисты балета
- Хакимова, Ирина Шарифзяновна (1970—1990-е)
Главные художники
- Нагаев, Анвар Хасанович (1964—1982)
Художественные руководители балета
- Яковлев, Владимир Алексеевич (1989—н.в.)
Прочее
У театра проводятся ежегодные литературные праздники на открытом воздухе: у памятника Тукаю — в день рождения поэта, у памятника Пушкину — в день славянской письменности.
Примечания
- . Мэрия Казани . Дата обращения: 4 февраля 2022. 29 января 2022 года.
- Е. Г. Малиновская. // Academia. Архитектура и строительство. — 2017. — № 2 . — С. 25—35 . 25 августа 2017 года.
- Славянский Ю. // Советская Татария. — 1974. — № 77 (13 марта). — С. 3.
- Белобородов Алексей Яковлевич // Аавик — Бойко / сост.: О. Э. Вольценбург , Л. А. Беспалова, Т. Н. Горина … [и др.]. — М. : Искусство, 1970. — С. 338. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т. [4 т., 5 кн.] / Акад. художеств СССР , НИИ теории и истории изобраз. искусств ; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер, Б. В. Веймарн … [ и др. ] ; 1970—, т. 1).
- . Дата обращения: 20 июля 2011. 21 января 2018 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2011. Архивировано из 25 февраля 2013 года.
- . Дата обращения: 22 июля 2011. 19 августа 2011 года.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2020-07-29
- 1