Первый человек на Луне (почтовая марка)
- 1 year ago
- 0
- 0
На полпути к Луне — советский чёрно-белый короткометражный фильм 1966 года, третья новелла художественного киноальманаха . Дебютная, дипломная работа и единственный художественный фильм режиссёра Джеммы Фирсовой ( ВГИК , художественный руководитель Михаил Ромм ).
Фильм снят по одноимённому рассказу Василия Аксёнова , который писатель считал своим лучшим рассказом. Единственный фильм в котором он снялся, причём в роли писателя.
Шофёр из Сахалинского леспромхоза Валера Кирпиченко отправляется в отпуск. Не задерживаясь в Хабаровске, летит через Москву транзитом на Юг, но встреча в самолёте со стюардессой Таней меняет его планы. В надежде снова встретить девушку, он берёт билет на обратный рейс и начинает летать по этому маршруту туда и обратно, пока не заканчиваются деньги и отпуск.
Фильм входит в киноальманах , состоящий из трёх новелл по рассказам Василия Аксёнова («Пaпa, cлoжи!» peж. И. Ceлeзнёва и «Зaвтpaки copoк тpeтьeгo гoдa» peж. И. Tумaнян ). Но долгое время о фильме знали только кинематографисты — альманах сразу «лёг на полку», и о нём вспомнили только в конце 1980-х годов.
Сам Василий Аксёнов лучшим и наиболее верным по духу считал скромный фильм «Путешествие», а в последней новелле у Джеммы Фирсовой он снялся как актёр… Это пожалуй единственный кадр классика в игровом кино.
— Историк кино Валерий Босенко
Писатель Василий Аксёнов считал «На полпути к Луне» лучшим своим рассказом. Неоднократно отмечалось ( Александром Кабаковым и Евгением Поповым , Дмитрием Быковым ), что главный герой Валера Кирпиченко — типичный шукшинский герой, при этом Александр Кабаков заметил, что « „На полпути к Луне“ — это ведь про русский народ ».
Стихотворение, которое писатель читает главному герою — сонет № 61 из « Книги песен » Франческо Петрарки : «Благословен день, месяц, лето, час…».
В фильме звучат песни Юрий Визбора «Синий перекресток» и «Ты у меня одна» в исполнении Олега Анофриева и Юрия Визбора.
В сцене знакомства главного героя с Таней звучит песня группы The Brothers Four «Greenfields».
Съёмки фильма велись на рейсах « Аэрофлота » № 27 и № 25 «Хабаровск — Москва», выполняемых на Ту-114 (в съёмках задействованы два самолёта с бортовыми номерами 76469 и 76471) . В кадре видны старые аэровокзалы Хабаровска и Домодедово. Также в кадре можно видеть московский ГУМ.
В фильме, в отличие от рассказа, уточняется смысл названия «На полпути к Луне». Так, во время сцены разговора с писателем сам Аксёнов, играющий роль писателя, на слова героя о его полётах замечает: « Ты же так космическое расстояние налетал — до Луны и обратно! » В рассказе этой фразы нет.
В конце как рассказа, так и фильма главный герой задаёт одному из попутчиков вопрос: « Сколько до Луны километров? » — на что слышит: « Да тысяч триста, что ли » (что неверно ). Но если в рассказе, получив ответ, думает: « Недалеко. Плёвое дело », — то в фильме эта фраза им продолжена: «Я уж половину налетал ».
В фильме не уточняется сколько полётов совершил герой, но в рассказе указано, что он в какой-то момент уже проделал семь рейсов туда и семь обратно — и это ещё до встречи с писателем, после которой летал ещё два дня.
В отличие от фильма, в рассказе Луна несколько раз появляется в мыслях героя, когда он думает о Тане: « А где-то разгуливает женщина, каких на самом деле не бывает, до каких тебе далеко, как до Луны », « Тани всё не было. … Была Луна, она казалась близкой. Она и в самом деле была недалеко ».
В 1994 году Михаил Веллер в рассказе «Ножик Серёжи Довлатова» употребил словосочетание «На полпути к Луне» для иллюстрации состояния эмигранта, дав такую трактовку рассказу и его названию: « незатейливый парняга-работяга, грубый, но в глубине души чистый », которого изменило чувство любви, стал «уже не тот тупой, что был, о жизни задумался — но и интеллигентом не стал ещё: от одних отделился, к другим не пристал, пока, по крайней мере. Ни то ни сё, маета духа, полурождение чего-то ». При этом, сам Василий Аксёнов повода к такой трактовке не давал — ещё в 1979 году на заданный Михаилом Веллером вопрос: не имеется ли ввиду в названии что-либо ещё, « кроме того, что это и полпути к счастью, и ни туда и ни сюда? », — он ответил, что нет.
В вышедшей в 2006 году книге «Хлопок одной ладонью» из цикла Василия Звягинцева « Одиссей покидает Итаку » главный герой всего цикла Андрей Новиков упоминает фильм «На полпути к Луне», стюардессу Таню и сыгравшую её актрису , говоря, что был какое-то время в неё платонически влюблён .