Последний бой (песня)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Последний бой майора Пугачёва » — художественный четырёхсерийный фильм режиссёра Владимира Фатьянова по сценарию Эдуарда Володарского , написанного по мотивам произведений Варлама Шаламова .
Майор Иван Васильевич Пугачёв сражался на фронте, после тяжёлого ранения попал в плен. В немецкий концлагерь, в котором он содержится, приезжает генерал Власов , который агитирует майора и других военнопленных вступить в РОА . Во время наступления советских войск немцы решают ликвидировать не согласившихся вступить в РОА военнопленных. Незадолго до этого Пугачёв с товарищами решается на побег. Им удаётся добраться до своих, после чего их вместо того, чтобы вернуть на фронт, по ложному обвинению в « измене родине » отправляют на 10 лет в лагерь на Колыму. Под прикрытием подготовки юбилейного концерта Пугачёв организует группу политзаключённых и осуществляет дерзкий побег из лагеря. Но уйти у них нет шансов: против них брошены все местные войска МГБ . Под командованием майора беглецы принимают последний бой.
Актёр | Роль |
---|---|
Игорь Лифанов | майор Пугачёв |
Степан Солдатов друг Пугачёва | |
Борис Токарев | генерал-майор Артемьев |
Лев Дуров | Ярослав Матвеевич заключённый |
Владимир Стеклов | майор Коваленко начальник лагеря |
Владимир Долинский | доктор Николай Сергеевич Брауде |
Перхушин | |
Игорь Савочкин | Хрусталёв |
Анатолий Кот | Игнатович |
Галина Бокашевская | Полина |
Александр Пятков | гвардии капитан Бобылёв начальник охраны лагеря |
Михаил Богдасаров | Ашот Хачатрян |
Левицкий | |
Дмитрий Павленко | Малинин |
Александр Подобед | Власов | генерал
Иван Мацкевич | отец Ивана Пугачёва |
Пётр Юрченков-старший | эпизод |
Фильм был объективно раскритикован многими критиками и историками за искажение как произведений Шаламова и выводов, которые он делает , так и исторической действительности. Историки критиковали сериал за героизацию генерала Власова и его армии коллаборационистов . В то время как шаламоведы, например Валерий Есипов , критиковали фильм за несоответствие фильма самим рассказам автора. Есипов писал в своей статье: «Надо задать и главный вопрос: какой цели служит экранизация Шаламова? Идеологическая, пропагандистская установка создателей фильма лежит, как представляется, на поверхности и её можно сформулировать так: надо доламывать в сознании людей все советские предрассудки, доказывать изначальную ложь строя и ради этого не брезговать никакими средствами и никакими авторитетными фигурами. Короче говоря, если называть вещи своими именами, — Шаламов привлечён для обслуживания праволиберальной политической идеологии, повышения её ставок в борьбе за прошлое и настоящее» .