Interested Article - Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя

«Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя» — двухсерийный документальный фильм Леонида Парфёнова об истории создания телефильма « Семнадцать мгновений весны ».

Фильм вышел в серии «Новейшая история», раздел «Кинематограф» на канале « НТВ » в 1998 году .

Сюжет

Фильм представляет собой воспоминания участников съёмочной группы, актёров телефильма « Семнадцать мгновений весны » о процессе съёмок, журналистские расследования исторических подробностей, отражённых в фильме.

Первые кадры документального фильма (с прогулкой ведущего Леонида Парфёнова и режиссёра Татьяны Лиозновой в весеннем лесу под ностальгическую музыку Таривердиева ) отсылают зрителя к первым кадрам телефильма (прогулка Штирлица и фрау Заурих).

Участники

Съёмочная группа

Факты, озвученные в фильме

  • Съёмки фильма начались в павильонах Киностудии им. М. Горького в 1970 году, велись в Москве , Риге и Грузии , в 1971 году съёмочная группа выехала в ГДР , где работала в Берлине и Майсене , а всего съёмки продолжались более трёх лет.
  • Режиссёр Татьяна Лиознова за 25 лет, разделяющие телевизионный и документальные фильмы, впервые на телевидении рассказывает о создании « Семнадцати мгновений весны ».
  • Куратором фильма от КГБ выступил Семён Цвигун , консультантом на съёмочной площадке — полковник КГБ Георгий Пипия . Оба они фигурируют в титрах под псевдонимами — С. К. Мишин и Г. В. Колх соответственно (слово «Колх», по всей видимости, произошло от названия Колхида ).
  • Работая над фильмом, сценарист и автор сюжета Юлиан Семёнов подолгу смотрел немецкую хронику, изучал воспоминания Вальтера Шелленберга , дневники Йозефа Геббельса . Семенов разыскал Карла Вольфа (1900—1984) и советника Аллена Даллеса Пола Блюма и встречался с ними. Идеей, которая осенила Юлиана Семёнова на образ Штирлица, писатель Теодор Гладков называет в фильме советского агента в гестапо Вилли Лемана .
  • Изначально сценарий «17 мгновений» был продан на « Ленфильм ». Юлиан Семёнов послал телеграмму Лапину , в которой сообщал об отзыве сценария с « Ленфильма » и передаче его на Киностудию им. М. Горького для постановки Лиозновой. При этом вернул полученные за сценарий деньги.
  • Знаменитая сцена свидания Штирлица с женой появилась после рассказа нелегала Конона Молодого Вячеславу Тихонову . Сцену в сценарий вставили специально, и выглядеть она должна была следующим образом: в Берлин жену привозят вместе с сыном. Мальчик должен был в кафе играть за столиком с игрушечным клоуном, у которого в руках медные тарелочки. Одна из них отваливается, и жена оставляет её на блюдце. Штирлиц видит это, и улучив момент, забирает на память (далее, в одной сцене показано, что Штирлиц использует тарелочку в виде брелока ). В последний момент Лиознова решила снимать сцену без ребёнка, а брелок так и остался в кадре — в других сериях Штирлиц несколько раз вертит его в руках.
  • Телевизионный гардероб Штирлица состоял из 100 белых рубашек, 11 костюмов, гражданских пиджаков, полевого кителя, парадного мундира, фрака.
  • Первым претендентом на исполнение песен к «Семнадцати мгновениям весны» был Муслим Магомаев . Исполнение Магомаева не устроило Лиознову, и на пробы приглашались Валерий Ободзинский , Вадим Мулерман , Валентина Толкунова … По легенде Иосифа Кобзона пригласили шестнадцатым.
  • После успеха музыки Микаэла Таривердиева в Союзе композиторов появляется международная телеграмма «Поздравляю успехом своей музыки вашем фильме. Франсис Ле », после которой Таривердиева обвиняют в плагиате, его песни вытесняются из эфира. Позже Франсис Ле сообщит, что не предъявлял никаких претензий, телеграмма была фальшивкой.
  • Рисунок роли Штирлица определили как «Внешняя сдержанность, исполненная внутренней силы».
  • На вопрос Юлиана Семёнова «Слава, как тебе удается так прекрасно думать — я вижу, что ты думаешь на экране» Вячеслав Тихонов ответил: «Всё очень просто — я прокручиваю в голове всю таблицу умножения».
  • Сцена совещания у Шелленберга, когда шеф СД гневно отчитывает подчиненных — немая. Но во время съемок, которые проходили далеко за полночь, текст произносить было нужно. Олег Табаков тоном недовольного начальника открывает заседание словами: «Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трёх ночи, пора уже этому положить конец!». Этот текст произносился при включённой камере и опешившей Лиозновой. Статисты всерьёз восприняли слова Табакова. После команды режиссёра «Стоп» разразился безудержный хохот.
  • Швейцарский Берн снимался в Майсене , небольшом городке возле Дрездена (путь к проваленной явочной квартире профессора Плейшнера) . В Прибалтике снимали большую часть натуры. Оставшуюся часть снимали в ГДР . Цветочную улицу и место встречи Штирлица с Борманом снимают в Риге . Медвежат Бернского зоопарка, на которых смотрит профессор Плейшнер, — в Тбилиси . Баварские Альпы , место, где пастор Шлаг впервые встал на лыжи, снимали в Бакуриани .
  • Изначально в телефильме вместо младенцев собирались снимать кукол, но от этой идеи отказались, так как их статичность слишком заметна. Поэтому дети в кадре настоящие. Из-за того, что малыши быстро растут, съёмочной группе пришлось снимать шесть разных младенцев.
  • Застенки Гестапо снимали в Бутырской тюрьме .
  • Производство телефильма затянулось на срок более трёх лет. По этому поводу Андропов заметил Цвигуну, что «Картина снимается дольше, чем война длилась!».
  • Телефильм планировали выпустить на телеэкран к 9 мая , но из-за того, что все серии лично принимал Андропов, а он смотрел 14 часов картины в три приема по 4 серии, притом по ночам, к зрителю «Семнадцать мгновений весны» попали лишь в августе 1973 года. У председателя КГБ возникло только одно замечание — не отражена роль германского рабочего движения в борьбе с нацизмом. В фильм вставили упоминание об Эрнсте Тельмане и соответствующий фрагмент кинохроники 1930-х годов.
  • Леониду Куравлёву долго не давался образ Айсмана. Чтобы помочь ему, Лиознова сделала Айсмана одноглазым. За чёрной повязкой должна была читаться биография жесткого, бывалого бойца: «Ты своим одним глазом должен протыкать человека насквозь».
  • Директор картины Ефим Лебединский приглашал на съемки в качестве статистов своих многочисленных родственников и знакомых. В результате в кадре не раз появляются эсэсовцы явно неарийской внешности. С. К. Цвигун по этому поводу однажды поинтересовался: «У нас фильм про немецкую армию или про израильскую?»

От участия в фильме отказалась Екатерина Градова .

В 2002 году фильм вышел на DVD (дистрибьютор — «Мастер Тэйп») .

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 октября 2013. 23 октября 2013 года.
  2. . Дата обращения: 22 октября 2013. Архивировано из 23 августа 2013 года.
  3. Юрате Гураускайте. . Русский телеграф (28 августа 1998). Дата обращения: 22 октября 2013. Архивировано из 23 октября 2013 года.
  4. . Дата обращения: 22 октября 2013. 23 октября 2013 года.

Ссылки

  • [coollib.com/b/280524/read Дэвид Э. Мёрфи «Что знал Сталин. Советская разведка с точки зрения „ГП“».]
Источник —

Same as Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя