Interested Article - Семи-опера
- 2020-09-29
- 1
Семи-опера , также семиопера ( англ. semi-opera , от лат. semi- «полу-», букв. «полуопера») — характерный для английского музыкального театра XVII в. жанр, в котором разговорные диалоги сочетаются с музыкой и танцем.
Краткая характеристика
Источниками семи-оперы были, с одной стороны, «обычная» театральная пьеса, с другой,— маска , которая включала в себя музыку и танец. В отличие от музыки к спектаклю (театральной музыки, англ. incidental music ) музыка в семи-опере более прочно интегрирована в драму (функции музыки не только иллюстративные). Кроме того, количество музыкальных «номеров» в семи-опере значительно больше, чем в рядовой incidental music. Обычное место музыки в семи-опере — лирические сцены, а также сцены, изображающие сверхъестественные (например, божественные вмешательства) и природные явления.
Первым заметным образцом жанра стал спектакль «Зачарованный остров» ( англ. The Enchanted Island ) по «Буре» Шекспира , поставленный (актёром, режиссёром и либреттистом) Томасом Беттертоном в 1674 г. Музыку к спектаклю написали несколько композиторов: Мэтью Локк (инструментальные вступления ко всем актам), Дж.Б. Драги (танцы), П. Хамфри, П. Реджо и Дж. Харт (вся вокальная музыка).
Наиболее значительный вклад в развитие жанра внёс Г. Пёрселл , который написал 5 семиопер: «Диоклетиан» ( Dioclesian , 1690), «Король Артур» ( King Arthur , 1691), «Королева фей» ( The Fairy Queen , 1692), «Тимон Афинский» ( Timon of Athens , 1694) и « Королева индейцев » ( The Indian Queen , 1695). Отдельные арии (песни) и инструментальные интермедии из семи-опер Пёрселла приобрели всемирную популярность. Популярной семи-оперой, выдержавшей количество постановок, превосходившее любую другую английскую оперу (вплоть до «Оперы нищих» в 1728 г.), была «Островная принцесса» ( The Island Princess , 1699) на музыку Р. Левериджа, Д. Пёрселла (брата Генри) и Дж. Кларка. Одну из последних семи-опер «Альцеста» написал в 1750 году Г.Ф. Гендель (не была поставлена; мировая премьера состоялась в рамках Английского Баховского фестиваля в 1984).
Семи-опера прекратила существование не потому, что тогдашние композиторы не смогли поддержать этот странный английский гибрид музыки, танца и драмы, а в результате неудачной лондонской театральной политики. С пришествием в начале XVIII в. моды на итальянскую оперу лондонские театры попали под гнёт заезжих певцов, требовавших серьёзных гонораров. Для улаживания конфликта между театрами офис лорда-гофмейстера потребовал разделения функций: театру «Друри-Лейн» дозволялось ставить пьесы без музыки , а «Театру Её Величества» на Хеймаркете (прежнее название театра — «Lincoln’s Inn Fields») — ставить оперы, т.е. сугубо музыкальные спектакли. Таким образом, семи-опера, в которой требовалось участие и драматических актёров и певцов, естественным образом зачахла.
Аналогичными (в известной мере) жанрами в музыкальном театре на континенте были французский водевиль , испанская сарсуэла , немецкий зингшпиль .
Литература
- Dent E.J. Foundations of English opera. A study of musical drama in England during the 17th century. Cambridge: Cambridge University Press, 1928.
- White E.W. A history of English opera. London: Faber & Faber, 1983;
- A companion to Restoration drama, ed. by Susan J. Owen. Blackwell, 2008.
Ссылки
- 2020-09-29
- 1