Песнь библейская
(
лат.
canticum
буквально — песня, песнь), у католиков латинского обряда — богослужебный библейский текст, структурно и семантически подобный
псалмам
, но взятый не из
Псалтири
, а из других книг Св. Писания. В католическом богослужении молитва распевается на стандартный
псалмовый тон
с обрамляющим её
антифоном
в
оффиции
(службе часов); новозаветные песни звучат в кульминационные моменты служб.
Ветхозаветные песни взяты из разных книг; распеваются в
лаудах
, в зависимости от дня недели:
Benedicite, omnia opera Domini, Domino
; песнь трёх отроков (
Дан.
3:57-88, 3:56), в воскресенье и по праздникам;
Confitebor tibi, Domine, quoniam iratus es mihi
; песнь пророка Исайи (
Ис.
12:1-6), в понедельник;
Ego dixi: In dimidio dierum meorum vadam ad portes inferi
; песнь
Езекии
(
Ис.
38:10-20), во вторник;
Exsultavit cor meum in Domino, et exaltatum est cornu meum in Deo meo
; песнь Анны (
1Цар.
2:1-10), в среду;
Cantemus Domino: gloriose enim magnificatus est
; песнь Моисея (
Исх.
15:1-19), в четверг;
Domine, audivi auditionem tuam, et timui
; песнь Аввакума (
Авв.
3:2-19), в пятницу;
Audite, caeli, quae loquor: audiat terra verba oris mei
; песнь Моисея (
Втор.
32:1-43), в субботу.
Помимо этих десяти библейских песней в разных версиях дореформенного Римского
бревиария
под наименованием
canticum
фигурировали и другие псалмоподобные тексты из Ветхого завета, например, в
лаудах
:
Benedictus es, Domine, Deus Israel patris nostri
; песнь Давида (
1Пар.
29:10-13), в понедельник;
Magnus es, Domine, in aeternum, et in omnia saecula regnum tuum
; песнь Товита (
Тов.
13:1-10), во вторник;
Hymnum cantemus Domino, hymnum novum cantemus Deo nostro
; песнь Юдифи (
Иудифь.
16:15-21), в среду;
Audite verbum Domini, gentes
; песнь Иеремии (
Иер.
31:10-14), в четверг;
Vere tu es Deus absconditus
; песнь Исайи (
Ис.
45:15-26), в пятницу;
Miserere nostri, Deus omnium, et respice nos
; песнь Экклезиастика (
Сир.
36:1-16), в субботу.
Словом
canticum
иногда нестрого обозначают вообще любые
гимнографические
богослужебные тексты, как, например, гимн
Te Deum
.
Рецепция
В истории музыки западноевропейской традиции наиболее популярны
магнификат
и
Benedictus
. На эти тексты (реже — на
формульные мелодии
, предписанные для распева этих текстов) композиторами были созданы сотни произведений в Средние века, в эпоху Ренессанса и в эпоху барокко. Тексты ветхозаветных песней в «композиторской» традиции практически не воплощались. В классико-романтический период интерес к музыкальной обработке библейских песней снизился, в XX—XXI веках возродился с новой силой.
Риман Г.
Катехизис истории музыки. Часть 2. История музыкальных форм / пер. с нем. Н. Кашкина. М.: Музыкальный сектор, 1928. с.17;
Холопов Ю.Н.
от 18 марта 2018 на
Wayback Machine
//
МЭ
, т. 5 — 1981 — стлб. 881—882.
Литература
Agustoni L., Göschl J.
Einführung in die Interpretation des Gregorianischen Chorals. 2 Bde (второй том в двух книгах). Regensburg, 1987, 1992.