Пеллеас
- 1 year ago
- 0
- 0
«Пеллеас и Мелизанда» ( фр. Pelléas et Mélisande ) — оркестровая сюита Яна Сибелиуса ор.46 ( 1905 ), написанная на основе музыки к спектаклю по одноименной пьесе Мориса Метерлинка , пользовавшейся большой популярностью и послужившей также основой для одноимённой сюиты Габриэля Форе , симфонической поэмы Арнольда Шёнберга и оперы Клода Дебюсси . Средняя продолжительность звучания 28-30 минут.
Первый номер опуса, «У ворот замка» , служит увертюрой к представлению. Сибелиусовская трактовка пьесы значительно отличается от авторского ви́дения сюжета: уже с первых тактов в музыке возникает суровый мир скандинавских саг, который имеет довольно мало общего с призрачно-мистической атмосферой драмы Метерлинка.
Второй номер, «Мелизанда» , — иллюстрация ко второй картине первого действия. Согласно сюжету, Голо — внук короля Аркеля — заблудился в лесу, преследуя на охоте кабана. Ориентируясь по следам крови, оставленным раненым зверем на траве, мужчина выходит к водоёму, на берегу которого сидит безутешно плачущая девочка. Вид Голо поначалу пугает её, однако, убедившись, что этот человек не сделает ничего дурного, ребёнок рассказывает о себе: её зовут Мелизандой, она родилась «далеко отсюда» и тоже заблудилась в чаще леса. Проникшийся жалостью к Мелизанде Голо убеждает её последовать за ним в королевский замок: «Вам нельзя оставаться одной. Вам нельзя оставаться здесь на ночь… Ночь будет очень темная и холодная» .
Третий номер, сверхкраткая (22 такта) пьеса «У моря» , обычно опускается при концертном исполнении сюиты.
Номер четвёртый, «У фонтана в парке» , открывал собой второе действие спектакля. Пеллеас, ещё один внук Аркеля, приводит Мелизанду в парк, и они останавливаются возле «Источника слепых», чья вода могла возвращать утраченное зрение. Пеллеас начинает расспрашивать спутницу об обстоятельствах её встречи с Голо, та же, отвечая с видимой неохотой, начинает играть кольцом (полученным от того же Голо). «Осторожней, вы его потеряете!.. Не играйте им над такой глубокой водой…» — предостерегает Пеллеас, и в следующую же минуту Мелизанда действительно роняет кольцо на дно. «Что мы скажем Голо, если он спросит, где кольцо?» — встревоженно произносит девочка. «Правду, правду, правду…» — отвечает Пеллеас.
Номер пятый, «Три сестры слепые» , звучит в начале второй сцены третьего акта. Сидя у окна замковой башни, Мелизанда расчесывает волосы и поет:
Шестой номер, «Пастораль» , никак не связан с сюжетом пьесы (как и номер восьмой, «Антракт» ).
Седьмой номер, «Мелизанда за прялкой» , — иллюстрация к первой сцене третьего акта, полной тревожных предчувствий, с большой точностью переданных в музыке Сибелиуса.
Последний номер сюиты, «Смерть Мелизанды» , звучит в финальной сцене спектакля. В одной из комнат замка короля Аркеля лежит умирающая Мелизанда: во время её свидания с Пеллеасом вновь появился Голо, который на сей раз не стал скрывать своей ревности и ранил возлюбленную своего брата. Теперь Голо полон запоздалого раскаяния, и его состояние ещё более усугубляют слова находящегося в покоях доктора, заявляющего, что жена Голо (речь шла о Мелизанде, которая вступила в брак со внуком короля после встречи в лесу) в скором времени должна умереть. Простив супругу его жестокий поступок, Мелизанда отходит в иной мир с печальными мыслями о своей новорожденной дочери.
Сюита Сибелиуса была впервые исполнена (в качестве музыкального сопровождения к спектаклю) 17 марта 1905 года в Шведском театре в Хельсинки под управлением автора.
Выполненная Павлом Юоном аранжировка пяти частей сюиты для фортепиано в четыре руки была выпущена в 1905 г., сразу же после публикации партитуры.
Сюита неоднократно была записана выдающимися дирижёрами — в том числе Томасом Бичемом ( Королевский филармонический оркестр , 1935), Джоном Барбиролли ( Оркестр Халле ), Гербертом фон Караяном ( Берлинский филармонический оркестр , 1983), Неэме Ярви ( Гётеборгский симфонический оркестр , 1993).
Музыка сюиты послужила основой для балетов «Исповедальня» ( англ. Confessional ; 1941) и «Пеллеас и Мелизанда» (1970) .