Interested Article - Челибидаке, Серджу
- 2020-03-07
- 1
Серджу Челибидаке ( рум. Sergiu Celibidache ; 28 июня 1912 , Роман — 14 августа 1996 , близ Парижа ) — немецкий дирижёр румынского происхождения.
Биография
Челибидаке родился в городке Роман в Румынии . Начал занятия музыкой с фортепиано, затем получил музыкальное, философское и математическое образование в Бухаресте , а позднее — в Париже. Очень большое воздействие на его жизнь оказало знакомство с , который, будучи знаком с буддизмом , серьёзно повлиял на отношение Челибидаке к жизни.
Карьера
Учился в Берлинской Высшей школе музыки у Вальтера Гмайндля (дирижирование), Хуго Дистлера (контрапункт) и Хайнца Тиссена (композиция). В 1945 — 1946 гг. возглавлял Симфонический оркестр Берлинского радио . Одновременно 29 августа 1945 года дебютировал, практически без подготовки, с Берлинским филармоническим оркестром (после того как шестью днями ранее погиб только что назначенный руководителем оркестра Лео Борхард ) и в дальнейшем до 1952 г. исполнял обязанности его главного дирижёра. Впоследствии работал с оркестрами Стокгольмского , Штутгартского и Парижского радио. В 1970 году ему присудили датскую премию Леони Соннинг . В период с 1979 года и до самой смерти Челибидаке являлся музыкальным руководителем Мюнхенского филармонического оркестра . Он регулярно преподавал в Университете Майнца в Германии, а также, в 1984 году, в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии . На протяжении всей своей жизни Челибидаке придавал огромное значение преподавательской деятельности, и зачастую его курсы были бесплатными для всех желающих.
Челибидаке скончался в 1996 году в возрасте 84 лет в , в округе Питивье вблизи Парижа .
Стиль
Подход Челибидаке к музыке зачастую характеризуется не столько его действиями, сколько его бездействием. Например, широко обсуждалось «нежелание» Челибидаке делать звукозаписи, при том что на большинстве его концертов записи всё же производились, а многие из них с согласия членов его семьи были выпущены после его смерти на крупнейших лейблах, таких как EMI и Deutsche Grammophon . Тем не менее Челибидаке уделял мало внимания этим записям, рассматривая их лишь как побочные продукты своих выступлений с оркестром.
Вместо этого Челибидаке концентрировался на создании на каждом концерте оптимальных условий для того, что он называл «трансцендентным опытом». Некоторые аспекты дзэн-буддизма , такие как «каждая встреча единственна», оказали на него очень сильное влияние. Он считал крайне маловероятным возникновение музыкального опыта при прослушивании записей и по этой причине избегал их.
Челибидаке был известен продолжительным репетиционным процессом с оркестрами. Очень часто упоминается такая черта его концертов, как более медленный темп, чем тот, что считается нормой, а в быстрых пассажах его темпы зачастую были быстрее, чем ожидаемые.
Примечательными являются сделанные им в Мюнхене записи Бетховена , Брамса , Брукнера , Шумана , Баха , Форе , а также ряд «живых» выступлений с Лондонским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Штутгартского радио .
Признание
Введён в Зал славы журнала Gramophone .
Примечания
- (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. 3 мая 2019 года.
Ссылки
- 2020-03-07
- 1