Interested Article - Заремба, Николай Иванович
- 2021-03-22
- 1
Никола́й Ива́нович Заре́мба ( 3 ( 15 ) июня 1821 — 27 марта ( 8 апреля ) 1879 ) — русский музыкальный педагог.
Биография
Родился 3 ( 15 ) июня 1821 года в имении Озупино ( Люцинский уезд , Витебская губерния ; ныне — Лудзенский край , Латвия ). С детства занимался музыкой и в школьные годы уже импровизировал на фортепиано.
Окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1840) и Императорский Санкт-Петербургский университет , одновременно изучая фортепиано под руководством Антона Герке и виолончель у Иоганна Беньямина Гросса . Затем изучал композицию в Берлине у Адольфа Маркса . Возвратившись в 1854 году в Петербург, Заремба принял на себя руководство Хоровым обществом при лютеранской Петропавловской церкви. В 1859 году Заремба стал читать лекции в классах, учреждённых при Русском музыкальном обществе , а в 1862 году стал профессором теории музыки в Санкт-Петербургской консерватории ; с 1867 года по 1871 год был её директором. Затем некоторое время жил за границей.
В конце 1878 года был разбит параличом и скончался 27 марта ( 8 апреля ) 1879 года. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище .
Творчество
Известно, что университетским студенческим оркестром под управлением К. Шуберта была исполнена, и с большим успехом, сочинённая Н. И. Зарембой симфония. Однако композиторское наследие Зарембы крайне незначительно в количественном отношении: ему принадлежат оратория «Иоанн Креститель», симфония, струнный квартет, хоровые сочинения — всё это практически не публиковалось и не исполнялось даже при жизни автора.
Разработанная Зарембой подробная «Инструкция для Санкт-Петербургской консерватории» длительное время служила организационной основой её работы. К числу его учеников принадлежат Пётр Ильич Чайковский , Василий Сафонов , Герман Ларош , Николай Соловьёв , Элла Адаевская (Елизавета Шульц), Карл Зике , , Константин Галлер , Андрей Казбирюк , Григорий Львовский , его преемник на кафедре теории Григорий Маренич и другие. И. М. Ямпольский в «Музыкальной энциклопедии» отметил:
Заремба первым в России начал преподавать теорию музыки на русском языке. Лекции Зарембы отличались живостью и образностью изложения. Однако его эстетическим взглядам был присущ консерватизм, свои музыкально-теоретические высказывания он нередко облекал в религиозную оболочку (что было осмеяно М. П. Мусоргским в «Райке»).
Примечания
Литература
- А. Гельвих. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Алексеев-Борецкий А. А. Николай Иванович Заремба. - СПб., 2011
- 2021-03-22
- 1