Симфония ми-бемоль мажор (Чайковский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфония № 2 до минор, соч. 17 «Малороссийская» — симфония Петра Ильича Чайковского .
Написана в 1872 году . Премьера состоялась 7 февраля 1873 года в Москве под управлением Николая Рубинштейна .
Вторую симфонию Чайковский писал летом 1872 года, которое проводил в разных местах. Июнь прошел в украинском имении Каменка , у Давыдовых — родственников Петра Ильича по сестре, Александре Ильиничне. Каменка очень привлекала Чайковского, вдохновляла на создание и поиски новых музыкальных разработок. Не случайно в финале звучит знаменитая украинская народная песня Журавель . Позднее симфония получила известность под названием Малороссийской или «Симфонии с журавлём». Выехав из Каменки, Чайковский пробыл несколько дней в Киеве , в июле же гостил у старого друга Владимира Шиловского . Только во второй половине августа возвратился в Москву , здесь симфония и была закончена. В первый месяц осени и октябре, по выражению самого Чайковского, «с остервенением занимался инструментовкой». Завершив работу над симфонией, он повёз показывать её в Петербург . Об этой поездке Пётр Ильич в феврале 1873 года сообщал брату : «Когда я был в Петербурге, то играл финал на вечере у Римского-Корсакова , и вся компания чуть-чуть не разорвала меня на части от восторга» .
Премьера состоялась 26 января 1873 года в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна . На следующий же день композитор писал Стасову : «По правде сказать, я не особенно доволен первыми тремя частями, но самый „ Журавель “ вышел ничего себе, довольно удачен» .
К состоявшемуся вскоре — 27 марта (8 апреля по новому стилю) второму исполнению Чайковский сделал некоторые изменения в оркестровке.
Однако через семь лет, в конце 1879 года, решительно пересмотрел симфонию, нашёл в ней, наряду с удачными эпизодами, много слабого, назвал симфонию незрелой и посредственной и сжёг партитуру . В течение нескольких дней была выполнена новая редакция симфонии — переписана первая часть, кроме оставшейся в неприкосновенности интродукции , переделано скерцо , значительно сокращён финал. В неизменённом виде осталось лишь анданте . В новой редакции симфония была впервые исполнена 31 января 1881 года в Петербурге под управлением дирижёра и аккомпаниатора, руководителя концертов РМО Карла Зике . Успех был очень велик, однако никто из критиков не отметил в своих статьях разницы по сравнению с музыкой, звучавшей восемь лет назад.
Первая часть начинается медленным вступлением, тут слышны мотивы украинского варианта известнейшей русской народной песни « ». Смена проходит быстро, меняются очертания, главная партия выдержана в классических бетховенских традициях. Видны полёт и мечтательность, формы обретают новый вид, сменяющийся противоборством, но возвращающийся к исходной точке. Очень хорошо это отражено в коде, партия соло валторны возвращает нас к истокам на малую Родину.
Вторая часть представляется нам сценой, крайние разделы которой основаны на сцене свадебного шествия из ранней, уничтоженной композитором оперы « Ундина » по Жуковскому , а средний раздел — на мелодии русской народной песни « ». Марш кажется наивным, как в детской игре, его обличье смягчено вариациями струнных и деревянных духовых . Возникает образ удивительной прелести, трогательной чистоты и наивности.
Третья часть — музыкальный кабак, очень шустро и легко проносятся мимо одурманенные, и только где-то вдалеке в конце комнаты слышны голоса уснувших. Весёлое сопровождение скрипок, ритмическая пульсация, при которой мелодические обороты все время меняются. Созданы индивидуальные моменты, взлетающие из общего звучания. Временами мелькают в общем движении нотки обиды, угрозы, страха, но возвращается музыка первого раздела, и всё уносится в буйном веселье.
Финал — в нём господствует тема песни (эта тема ещё раз была использована Чайковским в Симфонии ми-бемоль мажор ), начало торжественно и величественно, но не покидающее чувство картинки не даёт покоя. Представляются сцены ярмарки, мелодия в стремительном и задорном движении. Нежные моменты с предупреждением о чём-то, создан романтический образ. Заключение — безудержное ликование, нарастающая динамика мелодии возносит на новые высоты, зовущие к великим начинаниям.
Первая часть , центральный раздел которой представляет упругое, классически сжатое и динамичное сонатное allegro, обрамлена медленным вступлением и заключением, основанными на широкой протяжной песенной мелодии украинского происхождения. В развёрнутом по масштабу вступительном Andante sostenuto эта тема изложена в виде ряда остинатных вариаций, чередующихся с эпизодами развивающего типа. Затем она снова появляется в разработке, переплетаясь с отдельными мотивами побочной партии, что дает повод для сложных контрапунктических комбинаций. Завершается первая часть кратким проведением той же темы в её первоначальном виде.
Вторая часть , напоминающая причудливое сказочное шествие, уводит в иную образную сферу, но в среднем её разделе фольклорная тема возвращается — звучит мелодия русской народной песни «Пряди, пряха», интонационно близкая к предыдущей, благодаря чему перебрасывается арка от первой части.
Стремительное скерцо с его «тревожной фантастикой» (Асафьев) и прихотливой игрой света и тени — единственная часть симфонии, в которой нет фольклорного тематизма. Однако тема трио очень напоминает короткие шуточные попевки типа «дразнилок», а изложение её деревянными духовыми с поддержкой валторны создаёт подобие народного ансамбля рожечников или дударей.
Увенчивает симфонию монументальный финал на тему украинской шуточной народной песни «Журавель».