Славянский фольклор
- 1 year ago
- 0
- 0
«Славя́нский марш» / «Сербско-русский марш» — оркестровое музыкальное произведение (сочинение № 31 «Славянский марш на народно-славянские темы») русского композитора Петра Ильича Чайковского .
Марш был написан Чайковским в сентябре 1876 года по просьбе дирекции Русского музыкального общества . Сочинение было посвящено борьбе славянских народов Балкан против Османского ига и написано в связи с событиями Русско-турецкой войны . Во время написания музыки, Чайковский называет его «Сербо-русским маршем» .
Первое исполнение марша состоялось 5 (17) ноября 1876 года в Москве в симфоническом собрании Русского музыкального общества оркестром под управлением Н. Г. Рубинштейна на концерте в пользу Славянского благотворительного общества. В произведении использованы музыкальные темы, характерные для народной музыки сербов, а также тема гимна Российской Империи — « Боже, Царя храни! » .
В советское время музыкальные эпизоды с использованием музыки гимна Российской империи были заменены на хор « Славься » М. И. Глинки. В 1985 году немецкая группа Accept использовала основную тему из «Марша» для вступления к заглавной композиции своего альбома « Metal Heart ». Славянский марш в оригинальном виде был возрождён в 1990-м году, когда он был исполнен Российским национальным симфоническим оркестром под управлением Михаила Плетнёва . Впоследствии это произведение стало визитной карточкой оркестра .
Традиционно считается, что у Чайковского отсутствуют какие-либо систематизированные взгляды на политику, а из его произведений она затрагивается только в кантате « », где упоминаются определённые проблемы внешней политики России (в их числе, например, панславизм). Так, кандидат искусствоведения Надежда Туманина пишет, что в кантате подчёркивается роль Москвы как центра русского национального государства, показана роль России как «старшего славянского государства», на которое направлены надежды порабощённых славянских народов. Упомянут в тексте даже захваченный турками «престол Константинов в Царьграде», который требует освобождения .
Американский музыковед , в своей биографии Чайковского поставил ряд вопросов о политических взглядах композитора, не давая в дальнейшем ответы на них:
«Чайковский не был склонен записывать свои мнения… Был ли у него свой взгляд на крепостное право, на революционное движение, или на политическую реформу?... Что означает его восприимчивость к западному искусству, тогда так много фракций в политическом спектре [России] в его дни были антизападными?… Читал ли Чайковский какие-нибудь философские работы Одоевского , его предсказания о закате Запада или его футуристический 4338 год, в котором Великобритания продается на публичных торгах России, а мир делится между Россией и Китаем ? Композитор не оставил никакого мнения о Франко-прусской войне , мобилизацию для которой он наблюдал воочию во время поездки в 1870 году. Когда он дирижировал первым исполнением «Сербско-русского марша» в 1876 году, произошел всплеск патриотического энтузиазма, о панславистских последствиях [автор имеет в виду русско-турецкую войну, начавшуюся в 1877 году] которого он не думал. Была ли это оплошность, или Чайковский показывал, что он не был романо-германским ксенофобом ? Однако делая вывод о том, что Чайковский был социально-политическим консерватором, нельзя сказать, что его музыка была таковой»
— Уайли, Роланд Джон. Чайковский
В современных научных работах, книгах и статьях о жизни П. И. Чайковского тема его политических взглядов всё ещё обходится стороной, оставаясь малоизученной. Большинство исследователей сфокусировано на его личной жизни или его творчестве .