Зындрам-Косцялковская, Вильгельмина
- 1 year ago
- 0
- 0
Вильгельмина Ивановна Рааб (урождённая Билик ; в первом браке — Рааб , во втором — Плющевская-Плющик ; 13 мая 1848 , Аустерлиц — 10 [23] ноября 1917 , Петроград ) — русская (чешского происхождения) оперная, концертная певица (сопрано), вокальный педагог, профессор.
Родилась в Аустерлице (ныне — Славков-у-Брна , район Вышков , Южноморавский край , Чехия ) в семье музыканта. Училась игре на скрипке в Пражской , затем — в Венской консерватории , где обучалась также пению в классе А. Бухгольц-Фалькони . В 1869 году, переехав в Петербург , дебютировала в концерте Русского музыкального общества под управлением Э. Ф. Направника . В 1872 году с большой серебряной медалью окончила Петербургскую консерваторию (класс Г. Ниссен-Саломан ) .
В 1871—1885 годы — солистка Мариинского театра (дебют — Матильда в « Вильгельме Телле » Дж. Россини ) .
В 1884—1917 годах преподавала в Петербургской консерватории (с 1901 — профессор) ; в числе её учеников — , .
Обладала сильным, ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и обширного диапазона; её исполнению были свойственны лиризм и естественность сценической игры .
Партнёрами В. И. Рааб на сцене были П. П. Булахов , В. И. Васильев , М. Д. Васильев , П. Н. Дюжиков , М. Д. Каменская , Ф. П. Комиссаржевский , Б. Б. Корсов , М. М. Корякин , А. П. Крутикова , В. Я. Майборода , И. А. Мельников , Д. А. Орлов , И. И. Палечек , О. А. Петров , И. П. Прянишников , М. И. Сариотти , Ф. И. Стравинский , О. Э. Шредер . Пела под управлением Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна .
Её обширный репертуар включал 32 партии в 29 операх, сольные партии в симфонических произведениях (« Странствие Розы » Р. Шумана , «Венгерская коронационная месса» Ф. Листа , финал 9-й симфонии и «Торжественная месса» Л. Бетховена , « Реквием » В. А. Моцарта), романсы ( Ф. Шуберта , Р. Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди , Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского) .
П. И. Чайковский посвятил ей романс «Канарейка» (op. 25 № 4, 1875) .
Скрипка Вильгельмины Рааб была в конце 1917 года передана её дочерью в музей имени Э. Ф. Направника (в Мариинском театре), но в 1918 году исчезла .