Иванов, Никита Иванович (архитектор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Ива́нович Ива́нов (1834—1901) — русский артист балета , балетмейстер , режиссёр балета и балетный педагог , ведущий солист петербургской труппы Императорских театров . Первый исполнитель в балетах Мариуса Петипа партии Базиля (« Дон Кихот », петербургская постановка на сцене Мариинского театра , 1871) и партии Солора (« Баядерка », 1877). Постановщик классической Картины лебедей в балете П. И. Чайковского « Лебединое озеро » (1894) и первый постановщик балета « Щелкунчик » (1892, хореография не сохранилась). Заслуженный артист Императорских театров (05.12.1899) .
Родился 18 февраля ( 2 марта ) 1834 в Москве .
Начинал учиться танцу в Московской балетной школе , в 1844 году был переведён в Санкт-Петербургское театральное училище , где учился у А. И. Пименова, , Э. Гредлю и Ж.-А. Петипа-отца . По окончании училища в 1852 году был принят в петербургскую балетную труппу императорских театров . Танцевал на сцене петербургского Большого театра , затем, с постройкой в 1860 году Мариинского театра — на его сцене . Исполнял ведущие роли классического репертуара и характерные партии. Выступал в качестве «молодого» премьера ( jeune premier ). Танцевал, среди прочих, с Еленой Андреяновой и . В 1869 году, когда после отъезда из Петербурга Артура Сен-Леона на должность главного балетмейстера был назначен Мариус Петипа , в возрасте 35 лет Иванов занял положение первого танцовщика и мимика петербургского балета, — однако в силу возраста довольно скоро уступил первенство Павлу Гердту . С течением времени перешёл к характерным танцам , в которых также имел полный успех . Лучше всего ему удавались итальянские и испанские танцы.
Уйдя с исполнения первых ролей, продолжал исполнять пантомимные партии, а также занялся режиссурой и балетными постановками. С 1882 года он режиссёр , с 1885 года — второй балетмейстер Мариинского театра, помощник М. И. Петипа . Последний раз выступил на сцене в 1893 году .
В балетмейстерской работе большое значение придавал музыке, видя в ней источник хореографической образности. Балетовед В. М. Красовская отмечала: «Исключительная музыкальность позволила Иванову создать выдающиеся образцы симфонической разработки танца — характерного ( Половецкие пляски в опере „ Князь Игорь “ Бородина, 1890 ) и классического (танец снежных хлопьев — „ Щелкунчик “, 1892 , сцены на озере — „ Лебединое озеро “, 1895 , Чайковского). Поэтическое содержание образов воплощалось балетмейстером в совершенную хореографическую форму. Деятельность Иванова — вершина академического стиля русского балета» . Музыковед Борис Асафьев назвал Льва Иванова «душой русского балета».
Скончался Лев Иванов 11 (24) декабря 1901 года в Петербурге .
С 1858 года преподавал классический танец в младших женских классах Петербургского театрального училища . На его уроках азы балета постигали Екатерина Вазем , , Евгения Соколова , Мария Горшенкова , Варвара Никитина , Клавдия Куличевская , Ольга Преображенская , Матильда Кшесинская , Агриппина Ваганова и многие другие будущие артистки и солистки Мариинского театра. Его знаменитые ученицы относились довольно критически к педагогическим талантам своего учителя, ведь «доброта — не главное достоинство учителя классического танца, науки суровой, подчас жестокой» :352 . Так, Екатерина Вазем, одна из первых учениц Иванова, отмечала:
Он никогда не был хорошим педагогом — главным образом вследствие природной мягкости и апатичности своего характера. Он не был способен заставить учиться и не умел поддерживать дисциплину.
— Е. О. Вазем :352
Ей вторит Агриппина Ваганова, учившаяся у Иванова 30 лет спустя:
[Это были] два года безделья. Находясь уже в почтенном возрасте, Лев Иванович являлся со своей скрипкой (он на ней сам аккомпанировал) с хроническим опозданием… Урок вёлся лениво и приводил к малым результатам. Да и программа была довольно неопределённой.
— А. Я. Ваганова
Сам Иванов меньше кого бы то ни было ставил себе в заслугу успехи своих учениц: он просто искренне радовался этим успехам :352 .
(*) — первый исполнитель партии