Никитина, Варвара Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Варвара Михайловна Зарудная (по мужу Ипполитова-Иванова; 5 [17] декабря 1857 , Екатеринослав — 14 марта 1939 , Москва ) — оперная певица (лирическое сопрано) и преподаватель вокала. Жена выдающегося музыканта, композитора и дирижёра М. М. Ипполитова-Иванова (c 1883 года).
По происхождению дворянка . Училась в Харьковской гимназии, окончив которую, в 1876 году поступила там же в музыкальное училище, педагог по вокалу К. Прохоровой-Маурелли .
C 1879 по 1882 — студентка Петербургской консерватории , которую окончила с серебряной медалью . Педагоги: Н. А. Ирецкая (первые три месяца ), Г. Ниссен-Саломан , К. Эверарди . Именно уроки К. Эверарди оказали на певицу большое влияние , и его методикой она пользовалась в дальнейшей педагогической работе. В консерватории она познакомилась со своим соучеником М. М. Ипполитовым-Ивановым . Она стала его невестой, а через несколько лет — женой. Будучи студенткой, начала сценическую деятельность, выступая в домашних концертах у выдающихся музыкантов: А.П. Бородина , В.В. Стасова , Н.А. Римского-Корсакова , М.А. Балакирева , Ц.А. Кюи с исполнением отрывков из оперных арий. По свидетельству музыкальных источников, партия Ярославны к опере « Князь Игорь » Бородиным сочинялась с учётом вокальных данных Зарудной .
По окончании Петербургской консерватории работала в разных городах: Киеве (работала один сезон 1882 года в антрепризе И. Я. Сетова , продолжила учёбу у К.Эверарди и одновременно выступала в Киевском оперном театре ); в Харькове; Тифлисе (1883—1893 , причем некоторые арии исполняла на грузинском языке ); выступала в Иркутске, Казани, Калуге, в Петербургском Мариинском театре .
Выступала как оперная и как концертная певица. Пружанский А. М. пишет о её вокально-сценических данных: «Обладала гибким голосом мягкого, теплого тембра, музыкальностью, сценическим мастерством. С одинаковым успехом исполняла лирические, драматические и колоратурные партии» .
Помимо сценической деятельности активно занималась педагогической. С 1883 работала музыкальным педагогом в Тифлисе, где вместе с мужем Ипполитовым-Ивановым стояла у истоков местного музыкального училища (М. М. Ипполитов-Иванов был директор музыкального училища). В 1883 они поженились . Зарудная сыграла значительную роль в развитии вокальной культуры в Грузии . Преподавала в Московской консерватории .
Супруг М. М. Ипполитов-Иванов посвятил певице оперу «Ася» (op. 30, 1900) и романс «Эльзаская баллада» (op. 15).
Издала свою переписку с П. Чайковским (см.: Искусство. 1927. 4; рук. материалы — в ГЦММК, ф. 2, ед. хр. 5113 19).
В 1999 году была издана переписка М. М. Ипполитова-Иванова и В. М. Зарудной. 1881 год. Публ. М. А. Каламзиной и А. Л. Корсаковича. — М., ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 1999
В своей педагогической работе придерживалась методов своего учителя К.Эверарди.
С 1883 года, работая как певица в Тифлисе, начала там преподавать в музыкальных классах, затем вместе с мужем в Ипполитовым-Ивановым участвовала в организации музыкального училища, где в её классах занималось около 40 учеников, с которыми помимо основных вокальных занятий силами студентов ставились оперные спектакли или отрывки из опер.
В 1893—1924 преподавала в Московской консерватории (с 1903 профессор, с 1914 заслуженный профессор) .
В 1917 вместе с мужем М. Ипполитовым-Ивановым организовала при Московской консерватории Вокальную студию им. П. Чайковского , где занималась рабочая молодежь и где были поставлены несколько оперных спектаклей Моцарта, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского .
Среди её учеников: К. Г. Арле-Тиц , , Н. Бичурина , Н. А. Браккер-Караулова, З. Вильямович, М. Грелер, В. М. Дерягина, А. Джаксли, М. Дидебулидзе, Аврелия (Цецилия) Добровольская , Е. Е. Егоров , З. И. Ершова, , С. П. Зорич , Н. Ф. Кемарская , Н. Колесникова, , , В. Макарова-Шевченко , Кузьма Минаев , М. М. Мирзоева , , В. А. Никольский , Н. К. Новоспасская , А. Н. Перегудов , Ф. С. Петрова , В. Н. Петрова-Званцева , О. А. Петрусенко , А. М. Позднякова, , Т. Рчеулишвили, (урожд. Винберг), Д. Ф. Тархов .
В. Зарудная много выступала в концертах, концертный репертуар певицы включал как арии из опер и академические симфонические произведения, так и народные песни, в том числе русские и украинские .
Исполняла партии в операх: