Осипов, Валентин Осипович
- 1 year ago
- 0
- 0
О́сип О́сипович ( Иосиф Иосифович ) Па́лечек ( чеш. Josef Paleček ; 6 [18] сентября 1842 , , Королевство Богемия — 11 [24] февраля 1915 , Петроград ) — чешский, русский оперный певец (бас-кантанте), театральный режиссёр и педагог.
Родился в чешской семье учителя . Окончив органную школу в Праге , работал учителем в одной из пражских женских школ . Позднее учился пению у профессора Ф. Тиводи , пел в церковном хоре, в оперном хоре (Прага), выступал также в драматических спектаклях . С 1864 года, успешно дебютировав в роли Зарастро в « Волшебной флейте » Моцарта , стал ведущим солистом Временного театра, где до 1869 года выступил в 55 партиях .
В 1869 году пел в Итальянской опере в Москве , выступал в концертах вместе с певицей и скрипачом Ф. Лаубом .
В 1870 году, дебютировав по приглашению М. А. Балакирева в партии Мефистофеля (« Фауст » Ш. Гуно ), стал солистом Мариинского театра . С 1882 года, оставив сцену, работал там же репетитором вокалистов, руководителем хора , а также учителем сцены (в числе его учеников по сценическому мастерству — И. А. Алчевский , , , , , А. М. Лабинский , А. И. Маклецкая , Г. А. Морской , , , И. С. Томарс , Н. В. Унковский , , ). В феврале 1899 года выступил в « Проданной невесте » в Петербургском музыкально-драматическом кружке любителей . В 1900—1915 годах — режиссёр театра .
С 1884 года преподавал в музыкальной школе К. Даннемана и Н. Кривошеина , с 1888 (по приглашению А. Г. Рубинштейна ) — в Петербургской консерватории, где заведовал оперным классом (с 1912 года — профессор) , поставил несколько оперных спектаклей . В 1909 году организовал оперный театр для окончивших консерваторию молодых певцов . С 1913 года преподавал также в Общедоступных музыкальных классах ( Соляной городок ); ввёл в учебную программу отрывки из « Бориса Годунова » М. П. Мусоргского , « Псковитянки » Н. А. Римского-Корсакова .
Автор оперных либретто (в том числе совместно с Е. П. Пономарёвым — « » Э. Ф. Направника ) .
Сын - Палечек Осип Осипович (02.11.1868 - 1938) - Чиновник Министерства финансов, член совета госбанка. Действительный Статский Советник.
Сын — Николай (1878—1937), товарищ министра народного просвещения в правительстве А. В. Колчака (1919—1920), один из основателей Пермского университета.
Сын - Палечек Михаил Осипович
Сын - Палечек Евгений Осипович 1883г
Дочь - Палечек Анна Осиповна умерла в 1963. Последние годы жизни провела в доме престарелых.
Обладал сильным, звучным голосом «бархатного» тембра; его драматическое дарование особенно проявлялось в характерных партиях .
Пел под управлением М. А. Балакирева , Э. Ф. Направника , А. Г. Рубинштейна , Б. Сметаны ; его партнёрами в спектаклях были М. Д. Каменская , Ф. П. Комиссаржевский , Б. Б. Корсов , П. А. Лодий , И. А. Мельников , А. Г. Меньшикова, Д. А. Орлов, О. А. Петров , Ю. Ф. Платонова , Ф. И. Стравинский .
В 1870-е годы в летние месяцы гастролировал в Одессе и Праге .
Исполнил сольные партии в « Реквиеме » В. А. Моцарта (1869), « Торжественной мессе » Л. Бетховена (1871), ораториях «Рай и Пери» Р. Шумана (1873), «Легенда о святой Елизавете» (1872) и «Венгерской коронационной мессе» Ф. Листа (1874), финале 9-й симфонии Л. Бетховена (1874) . По приглашению А. П. Бородина участвовал в концертах Медико-хирургической академии .
Мариинский театр
Одним из первых начал разрабатывать и фиксировать постановочные планы и мизансцены, работал с хором и индивидуально — с солистами . Его режиссёрские экспозиции спектаклей « Пиковая дама » и « Царская невеста » по рекомендации композиторов были отправлены в Прагу для постановок этих опер .
Осуществил:
первые постановки опер
П. И. Чайковского
(«
Иоланта
», 1892),
Н. А. Римского-Корсакова
(«
Млада
», 1892; «
Ночь перед Рождеством
», 1895; «
Сервилия
», 1902),
С. И. Танеева
(«
Орестея
», 1895),
Н. Ф. Соловьёва
(«Корделия», 2-я редакция, 1898),
К.Галкаускаса
(«Цыганы», 1908), Ц. А. Кюи («
Капитанская дочка
», 1911)
;
первые постановки в России
: «Проданная невеста» (1870) и «
» (1899) Б. Сметаны, «
Эврианта
»
К. М. Вебера
(1885), «
Фальстаф
» Дж. Верди (1894), «
Геновева
»
Р. Шумана
(1896), «
Сказки Гофмана
» Ж. Оффенбаха (5.2.1899
), «
Богема
»
Д. Пуччини
(1900), «
Валькирия
» (1900), «
Гибель богов
» (1903) и «
Золото Рейна
» (1905) Р. Вагнера
.
Ему принадлежат первые постановки на сцене Мариинского театра опер « Паяцы » Р. Леонкавалло (23.11.1893 ), « Сельская честь » П. Масканьи (1893), «Джамиле» Ж. Бизе (1893), « Вертер » Ж. Массне (1896), « Свадьба Фигаро » В. А. Моцарта (1901), « Зигфрид » Р. Вагнера (1902), « Лакме » Л. Делиба (1903), « Фиделио » Л. Бетховена (1905) . Кроме того, на той же сцене поставил оперы « Хованщина » М. П. Мусоргского, « Князь Игорь » А. П. Бородина, « Снегурочка », « Садко » и « Царская невеста » Н. А. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, « Юдифь » А. Н. Серова , « Кавказский пленник » Ц. А. Кюи, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Лоэнгрин» и «Тангейзер» Р. Вагнера, «Король Манфред» К.Райнеке .
Поставил оперы:
Удерживаясь от простонародного реализма, г. Палечек чрезвычайно счастливо и талантливо разработал общечеловеческую, идеальную сторону своей задачи: энтузиазм, самопожертвование, героизм — это все было в его Сусанине… После г. Петрова и, если хотите, на большом расстоянии от него — г. Палечек лучший Сусанин, какого имела русская сцена.
При работе с солистами Палечек считался с индивидуальностью каждого певца и, показывая игровые куски роли, не насиловал сценических способностей исполнителя.
— Д. И. Похитонов , дирижёр