Interested Article - Блок, Юлиус
- 2020-05-20
- 1
Ю́лиус (Ю́лий Ива́нович) Блок ( нем. Julius Block ; 1858 , Питермарицбург , Наталь — 1934 , Веве , Швейцария ) — предприниматель и филофонист немецкого происхождения, пионер российской звукозаписи . Создатель коллекции фонографических записей музыкальных и чтецких исполнений, голосов деятелей культуры конца XIX — начала XX века, автор мемуаров об известных современниках и истории собрания коллекции.
Биография и деятельность
Юлиус Блок родился в 1858 году в семье немецкого предпринимателя в Питермарицбурге , в британской колонии Наталь , ныне в ЮАР . Отец был владельцем компании, занимавшейся распространением в России новинок иностранного технического оборудования (велосипеды, пишущие и швейные машинки и т. д.). Юлиус вырос в Санкт-Петербурге , получил образование в Лондоне и Нью-Йорке . Собирался стать музыкантом, но по настоянию отца занялся коммерцией, оставаясь меломаном и музыкантом-любителем (по одним сведениям, был «неплохим скрипачом» , по другим — пианистом ) .
В 1880—1890-х годах возглавлял семейную фирму «Жюль Блок» («Товарищество Ж. Блока»), по оценке историков, «немало способствова[вшую] научно-техническому прогрессу в России» . В 1879 году фирма впервые ввезла в Россию велосипеды, в 1885-м году — пишущие машинки « Remington » . Московский магазин торгового дома находился на Кузнецком Мосту , петербургский — на Большой Морской улице .
Юлиус Блок (в России его называли Юлием Ивановичем) активно использовал распространяемые своей компанией технические новинки — увлекаясь велосипедным спортом , популяризировал его в Российской империи. В 1883 году стал победителем в первой в России велогонке на 1,5 версты ; в 1884 году — организатором Московского общества велосипедистов-любителей (МОВЛ) и автором его устава . В начале 1890-х написал несколько книг, посвящённых значению велосипеда для здоровья, обучению езде и уходу за транспортным средством .
В 1889 году Блок посетил лабораторию Томаса Эдисона в Нью-Джерси , получил разрешение изобретателя на распространение в России фонографа . Представил изобретение при дворе российского императора Александра III , демонстрировал аппарат в музыкальных и научных обществах — Петербургской и Московской консерваториях , Императорской Академии наук и др. Устраивал «фонографические вечера» в Москве и Санкт-Петербурге , производил первые в России звукозаписи музыкальных и чтецких исполнений, голосов выдающихся современников .
В 1899 году Блок покинул Россию, переехал в Германскую империю . Жил в Берлине , где также делал фонографические записи. В 1920—1930-х годах жил в Швейцарии , в Веве . В эти годы написал мемуары о выдающихся современниках и обстоятельствах проведения фонографических записей, составивших его собрание .
Умер в 1934 году в Швейцарии .
«Альбом Эдисона». Реакция современников
Блок вёл «Альбом Эдисона», прося современников оставлять свои впечатления об изобретении. В числе оставивших в альбоме отзывы были П. И. Чайковский , Л. Н. Толстой , Н. А. Римский-Корсаков , А. Г. Рубинштейн и др. П. И. Чайковский охарактеризовал аппарат как «поразительнейшее, прекраснейшее, интереснейшее изобретение, среди всех тех, что делают честь 19-му веку» , Л. Н. Толстой предсказывал, что фонограф ознаменует собой новую «эпоху в истории человечества» .
По воспоминаниям современника, музыковеда, композитора и музыкального критика Л. Л. Сабанеева , записываемые, как правило, были недовольны записями своих голосов. С. И. Танеев , прослушав запись, «начал дико хохотать»:
— Неужели в самом деле у меня такой противный голос! Кончится тем, что я наложу на себя обет молчания. Такая гадость! <…>
— Лев Николаевич тоже остался своим голосом недоволен, — сказал Юлий Иванович. — Он говорил мне, что никак не ожидал, что у него такой глухой и стариковский и вдобавок ещё злой голос. Вот, говорит, прослушал и теперь знаю, что я — старик, да ещё и злой старик .
По свидетельству коллекционера, многие записываемые им музыканты «чувствовали неудобство перед фонографом» и оставались разочарованы записями. «Самая строгая критика исполнителя исходит из фонографа», — отмечал профессор Московской консерватории И. В. Гржимали . « Gare aux executant! » — предупреждал А. Г. Рубинштейн , наотрез отказавшийся от записи своей игры, не желая, чтобы «его ошибки были увековечены» .
Фонографическое собрание
Мне доводилось видеть тысячи лиц, но ни одно из них невозможно сравнить с выражением лица Антона Рубинштейна , когда он впервые услышал фонограф . C первых же нот он выглядел остолбеневшим. С широко открытым ртом, уставившись в стену, крепко схватившись за наушники , он, казалось, готов был сорвать их с себя. Но неожиданно выражение страха и ужаса сменилось удивлением, восхищением, и он долгое время оставался без движения.
Собрание Юлиуса Блока содержит фонографические записи, сделанные им с 1889 по 1927 год в России, Германии и Швейцарии. Коллекционер записывал сольные вокальные и инструментальные исполнения и музыкальные ансамбли, художественные чтения, театральные монологи и диалоги, голоса композиторов, писателей, артистов и других известных современников .
Записи делались на восковые валики , вмещавшие до 4 минут звука, что влияло на выбор фрагментов произведений для записывания. Записи начинались кратким представлением, содержащим имя исполнителя, название произведения, дату и место записи, последнее часто обозначалось: «В квартире Юлия Ивановича Блока» .
Филофонистом были записаны голоса композиторов П. И. Чайковского , Н. А. Римского-Корсакова , А. Г. Рубинштейна , С. И. Танеева , А. С. Аренского , дирижёра А. Никиша , артистов Малого театра А. И. Южина-Сумбатова , А. П. Ленского , писателя Л. Н. Толстого , народных сказителей И. Т. Рябинина , И. А. Федосовой , исполнения певцов Е. А. Лавровской , В. М. Самуся , Л. Д. Донского , Н. Н. Фигнера , Е. Герхардт и музыкантов И. В. Гржимали , А. А. Брандукова , А. Н. Есиповой , П. А. Пабста , Л. Д. Крейцера , Я. Хейфеца , И. Гофмана , Э. Петри и др.
Судьба коллекции
Понимая ценность собранной им коллекции, в 1910 году Блок отправил Эдисону несколько восковых валиков с записями, рассчитывая на изготовление изобретателем надёжных копий, однако впоследствии эти валики погибли при пожаре лаборатории .
Согласно свидетельству сына коллекционера, собрание звукозаписей Юлиуса Блока было разделено на три части, одна была отправлена Блоком после Первой мировой войны в Бернский университет в Швейцарию, другая — в Варшаву . Третья часть позднее попала в Берлин . Коллекционеры и издатели записей Блока Джон Малтиз ( англ. John Maltese ) и его сын Джон Антони Малтиз ( англ. John Anthony Maltese ) указывают, что в 1930 году Ю. Блок начал переговоры с фонограммархивом берлинского Этнологического музея о передаче коллекции, для пробы передал в музей три восковых валика для изготовления копий с применением метода гальванизации . Предприятие не осуществилось из-за финансовых сложностей и последовавшей вскоре смерти коллекционера .
После смерти Блока в 1934 году его дочь передала восковые валики с записями в фонограммархив Этнологического музея Берлина. Коллекция сопровождалась описью под названием «Фонограммотека» ( нем. «Phonogrammothek» ), содержащей аннотации записей и указание номеров коробок, где находились соответствующие валики. Эта часть коллекции (359 восковых и 3 медных гальванических цилиндра (матрицы)) хранилась в берлинском фонограммархиве до 1944 года, когда в связи с бомбардировками немецких городов союзной авиацией была эвакуирована в Силезию , в соляные шахты. Сопровождающая документация оставалась в Берлине .
В конце Второй мировой войны коллекция Блока в числе других « трофейных » культурных ценностей попала в Советский Союз , находилась в Москве , затем в Ленинграде , в Пушкинском Доме . Согласно инвентаризации специально созданной комиссии, возглавляемой музыковедом В. Е. Гиппиусом, на 1949 год коллекция насчитывала 14 478 единиц хранения (2273 оригинальных восковых валика, 5006 восковых копий и 7199 медных гальванических цилиндров), часть восковых валиков и копий была повреждена .
Содержимое 2000 восковых валиков было скопировано на магнитные плёнки без соотнесения с остававшейся в Берлине описью. В 1958 году после распоряжения о возвращении «трофейных» культурных ценностей материалы берлинского фонограммархива были возвращены в ГДР . Часть оригиналов с записями голосов деятелей русской культуры осталась в Пушкинском Доме .
Зарубежные исследователи и семья Ю. Блока долгое время считали, что берлинская и варшавская части коллекции погибли во Вторую мировую войну , в предисловии к изданию мемуаров Блока сын коллекционера указывал, что сохранилась лишь швейцарская часть коллекции в музее Бернского университета под названием «Музыкально-историческая коллекция редких произведений и рукописей Чайковского, Танеева, Юона и т. д. Библиотека Блока. Музыкальный семинар. Берлинский университет» .
В начале 1990-х годов 24 фоновалика с сопроводительными материалами из коллекции Блока появились на аукционе в Лондоне, были приобретены нью-йоркским коллекционером Алленом Кенигсбергом .
Американские публикаторы звукозаписей Дж. и Дж. А. Малтизы считают наиболее интересной судьбу валика, содержащего единственную сохранившуюся запись голоса П. И. Чайковского . Истории его выявления и атрибуции в 1997 году посвящено несколько работ . Запись послужила основой для короткометражного фильма « Фонограф » (2016; режиссёр Кирилл Серебренников , роль Ю. Блока исполнил Е. Б. Каменькович ) .
Часть из упомянутых Блоком в мемуарах записей отсутствует в его описи «Фонограммотека» и не обнаружена исследователями .
Наследие
Блоковский «Альбом Эдисона» хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке , переписка Блока с Т. Эдисоном — в архиве изобретателя в Нью-Джерси , письма филофониста к П. И. Чайковскому — в Доме-музее композитора в Клину .
Воспоминания Юлиуса Блока об истории и обстоятельствах создания коллекции и известных современниках были опубликованы небольшим тиражом в 1960-х годах . В 1965 году рукопись передана сыном коллекционера в Йельский университет . В 1992 году мемуары опубликованы издательством «Kabel Publishers» . В 1990—2010-х годах переводы фрагментов воспоминаний на русский язык публиковались в российских журналах и сборниках .
В 1985 году сделанные Блоком в 1894-м записи сказителя И. Т. Рябинина вошли в состав грампластинки «Былины русского Севера. Сказители Рябинины. Исторические записи 1894, 1921, 1926 гг.» фирмы « Мелодия » (МОНО, М2046391007) .
В 2008 году отреставрированные записи из собрания Юлиуса Блока были выпущены американской компанией «H. W. Marston & Co» на тройном компакт-диске «На заре звукозаписи: Валики Юлиуса Блока» ( англ. «The dawn of recording: The Julius Block cylinders» ) .
Библиография
- На русском языке
- Блок Ю. Наставление к обучению езде на двухколёсном безопасном велосипеде / Юлий Блок. — М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерёв и К°, 1891. — 8 с.
- Блок Ю. Велосипед. Его значение для здоровья, практическое применение, уход за машиною и пр / Юлий Блок. — М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерёв и К°, 1892. — 249 с. — 2-е изд.: М.: Типо-литография Д. А. Бонч-Бруевича, 1897. — 225 с.
- Блок Ю. [Воспоминания о П. И. Чайковском] / пер. с англ. О. М. Смирновой, публ. Л. З. Корабельниковой // П. И. Чайковский. Забытое и новое : Воспоминания современников, новые материалы и документы. — М. : ИИФ «Мир и культура», 1995. — Вып. 1. — С. 103—116.
- Блок Ю. И. // Толстовский сборник — 2008: Материалы XXXI Международных Толстовских чтений, посвящённых 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого: в 2 ч. — Тула: Изд-во Тульского гос. педагогич. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. — Т. 2. — С. 13—19.
- Блок Ю. ] / Юлий Блок ; пер. с англ. В. В. Золотухина // Театр : лит.-худож. журн. — М. , 2015. — № 18. — С. 232—237.
- На английском языке
- Block J. H. Mortals and immortals. Edison, Nikish, Tchaikofsky, Tolstoy. Episodes under three Tzars. — [ S. l. ], [[ s. a. ]].
- Block J. Mortals and Immortals: Edison, Nikisch, Tchaikofsky, Tolstoy. Episodes Under Three Tzars : [Unpublished manuscript] / Julius Block ; with the compliments of Walter E. Block, 1965. — Yale University Library, New Haven, Connecticut. — H.S.R., ML300.4 B651 M84.
- Block J. / Julius Block ; Walter C. Block. — Rockville, Maryland: Kabel Publishers, 1992. — 257 p. — ISBN 978-0-930-32957-0 .
Комментарии
- Фирма существовала с 1863 по 1917 год .
- Велогонка проходила 24 июля 1883 года на Ходынском поле , на земляной утрамбованной дорожке без виражей. Состязание проводилось на высоких велосипедах («Паук»). Ю. Блок победил с результатом 3 минуты 38 секунд .
- Представление новинки при дворе имело большой успех («Surprise, admiration, full paralization», — телеграфировал Блок Эдисону), по просьбе Блока изобретатель прислал в подарок императору личный фонограф .
- Блоком была сделана первая запись голоса Л. Н. Толстого , при участии предпринимателя писателю был подарен велосипед .
Примечания
- ↑ Вайдман П. Е. . Чайковский: Жизнь и творчество русского композитора. Дата обращения: 25 июня 2017. 7 июля 2017 года.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ Maltese J., Maltese J. A. (англ.) . Marston records (2008). Дата обращения: 26 июня 2017. 12 февраля 2018 года.
- ↑ , с. 135.
- ↑ , с. 12.
- , p. 3.
- Репина А. . Вечерний Петербург . Дата обращения: 26 июня 2017.
- , p. 9.
- ↑ . Федерация велосипедного спорта России . Дата обращения: 25 июня 2017. 6 июня 2017 года.
- , p. 3—5.
- Золотухин В. В. . Arzamas.academy. Дата обращения: 25 июня 2017. 28 мая 2017 года.
- , с. 17.
- ↑ , p. 9.
- , с. 15.
- ↑ , № 18.
- ↑ . Marston records. Дата обращения: 26 июня 2017. 12 февраля 2018 года.
- ↑ .
- , с. 135, 139.
- , с. 136.
- , с. 136—137.
- ↑ , с. 137.
- , с. 137—138.
- , с. 138.
- , с. 64.
- . Cтарое радио. Дата обращения: 30 июня 2017. 12 июля 2017 года.
- . Россия-Культура. — Абсолютный слух. Дата обращения: 30 июня 2017. 7 сентября 2019 года.
- , с. 135—140.
- . Музей-усадьба П. И. Чайковского (11 января 2017). Дата обращения: 25 июня 2017. 11 июля 2017 года.
- , с. 19.
- .
- , с. 103—116.
- , с. 13—19.
- , с. 232—237.
- , с. 63.
Литература
Статьи
На русском языке
- Айбиндер А. Г. // Толстовский сборник — 2008: Материалы XXXI Международных Толстовских чтений, посвящённых 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого: в 2 ч. — Тула: Изд-во Тульского гос. педагогич. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. — Т. 2. — С. 12—13.
- Вайдман П. Е. // П. И. Чайковский. Забытое и новое : альманах / Мин-во культуры Моск. обл., Гос. дом-музей П. И. Чайковского в Клину. — Клин, 2003. — Вып. 2. — С. 393—398.
- Золотухин В. В. // Театр : лит.-худож. журн. — М. , 2015. — № 18 (Ноябрь) . — С. 229—231 .
- Копытова Г. В. // Musicus : Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — СПб. , 2009. — № 3 . — С. 63—65 .
- Денисов В. Н. . — Вестник Удмуртского университета. — 2016. — Т. 26, вып. 4. — С. 135—140. — (История и филология).
На английском языке
- Koenigsberg A. (англ.) // Antique phonograph monthly. — 1992. — Vol. 10 , iss. 88 , no. 4 . — P. 3—9 .
- Wakin D. J. (англ.) // New York Times. — N. Y. , 2008. — Iss. October 24 .
Мемуары
- Сабанеев Л. Л. // Воспоминание о России / Леонид Сабанеев. — М. , 2005.
Ссылки
- Вайдман П. Е. (англ.) . Чайковский: Жизнь и творчество русского композитора. Дата обращения: 25 июня 2017.
- . Marston records. Дата обращения: 26 июня 2017.
- Maltese J., Maltese J. A. (англ.) . Marston records (2008). Дата обращения: 26 июня 2017.
- 2020-05-20
- 1