Interested Article - Гевандхауз
- 2020-02-25
- 1
«Гева́ндхауз» , «Гева́ндхаус» ( нем. Gewandhaus ) — городской концертный зал ( филармония ) в немецком городе Лейпциг на западе федеральной земли Саксония . С 1781 года домашняя сцена одноимённого оркестра , хора Гевандхауса и целого ряда камерных музыкальных ансамблей.
Современное здание Гевандхауса, расположенное на площади Августа ( нем. Augustusplatz ) и открытое в 1981 году, является третьим по счёту, зачастую называется новым Гевандхаусом.
Первый Гевандхаус
Изначально Гевандхаус находился в историческом центре города в современном Медном переулке ( нем. Kupfergasse ), и был построен в 1498 году в качестве цейхгауза , имея форму латинской буквы L. После того, как позднее второй этаж здания стал использоваться суконщиками, то есть торговцами тканями , оно получило своё известное название Гевандхаус (=дом тканей).
Музыкальная история Гевандхауса связана с музицирующим обществом Großes Concert , основанным в 1743 году и дававшим публичные концерты в большом зале гостиницы Drey Schwanen . Поскольку со временем концерты стали важной частью городской жизни, вскоре встал вопрос о приобретении собственного помещения. В 1781 году оркестр перебрался в Гевандхаус, где на третьем этаже городским архитектором Иоганном Карлом Фридрихом Дауте ( нем. Johann Carl Friedrich Dauthe , 1746—1816) в 1780—1781 годах был обустроен один из первых специализированных концертных залов Европы, способный принять до 500 человек и открытый 25 ноября 1781 года. В мае 1789 года здесь выступал Моцарт .
Потолок вытянутого по продольной оси концертного зала был украшен росписью кисти Адама Фридриха Эзера , утерянной при реставрации 1833 года, что в своё время вызвало большой скандал. Новое декоративное оформление зала было поручено дрезденскому архитектору и художнику Вольдемару Херманну ( нем. Hans Woldemar Hermann , 1807—1878). Повторные работы последовали в 1842 году, когда число мест было увеличено до тысячи, и в 1872 году.
В XIX веке в Гевандхаусе, в том числе благодаря своей уникальной акустике быстро снискавшем европейскую популярность, состоялись премьеры произведений Бетховена , Шуберта , Шумана , Мендельсона Бартольди , Вагнера и Брамса , принадлежащих в настоящее время к постоянному репертуару практически любого оркестра. Одним из самых влиятельных капельмейстеров этого периода был Феликс Мендельсон Бартольди, реорганизовавший оркестр на профессиональных началах.
В связи со стремительным ростом численности населения во второй половине XIX столетия, потребовавшего обновления городской инфраструктуры, в 1884 году юго-западнее исторического центра, в так называемом Квартале музыки ( нем. Musikviertel ) был открыт Новый концертный зал ( нем. Neues Concerthaus ), в связи с чем средневековое здание Гевандхауса стало называться соответственно Старый Гевандхаус, продолжая периодически использоваться для концертов вплоть до 1886 года.
В 1893—1896 годах старый Гевандхаус был частично разобран, при этом немногие оставшиеся фрагменты постройки были интегрированы в Городской торговый дом ( нем. Städtisches Kaufhaus ) — вероятно, первый в мире павильон для выставки образцов промышленных товаров, успех которого стал решающим импульсом для реформы Лейпцигской ярмарки .
Новый концертный зал (второй Гевандхаус)
Так называемый второй Гевандхаус, возведённый в 1882—1884 годах Хайно Шмиденом по проекту Мартина Гропиуса и из наследства Франца Доминика Грасси ( нем. Franz Dominic Grassi , 1801—1880), был открыт 11 декабря 1884 года. Скульптурное оформление здания было доверено Отто Лессингу . Большой зал был рассчитан на 1700 зрителей, зал камерной музыки — на 650 человек.
С 1892 года перед главным входом находилось скульптурное изображение Феликса Мендельсона Бартольди , из-за еврейского происхождения композитора снесённое в 1936 году после прихода к власти национал-социалистов .
Считается, что новый концертный зал Лейпцига стал одним из прообразов для сооружённого в 1900 году бостонского Symphony Hall .
Серьёзно пострадавшее в ходе авианалётов во время Второй мировой войны здание второго Гевандхауса, несмотря на протесты горожан, было снесено 29 марта 1968 года. В настоящее время на этом месте находится Центр гуманитарных наук Лейпцигского университета , построенный в 2002 году.
Из-за разрушения основной площадки в послевоенные годы концерты Гевандхаус-оркестра проводились в кинотеатре Capitol (1944—1945) и затем в Конгресс-холле (1946—1981).
Третий Гевандхаус
20 января 1977 года на площади Карла Маркса (современная площадь Августа ), на месте разрушенного во время войны здания Городского музея и напротив Оперного театра , состоялась закладка современного и третьего по счёту Гевандхауса, который стал единственным концертным залом, сооружённым во времена ГДР . Строительство нового здания городской филармонии по проекту Рудольфа Шкоды, Эберхарда Гёшеля, Фолькера Зига и Винфрида Щиголейта под руководством Петера Кунце было завершено в 1981 году, став одной из крупнейших строительных площадок республики.
8 октября 1981 года третий Гевандхаус был открыт торжественным концертом под руководством Курта Мазура , руководившего тогда Гевандхаус-оркестром .
Большой зал овальной формы с его уникальной акустикой предлагает место для 1900 человек; малый зал, с 1997 года носящий имя Феликса Мендельсона Бартольди, — для 498 человек. В фойе посетителей встречает монументальная потолочная роспись Песнь жизни ( нем. Gesang vom Leben ) площадью 714 m² работы Зигхарда Гилле — крупнейшее потолочное полотно Европы.
В октябре 1989 года, в преддверии Мирной революции Гевандхаус — по инициативе Курта Мазура — стал одной из площадок актуальных политических дискуссий, предложив тем самым трибуну для оппозиции правящему режиму СЕПГ .
Примечания
- // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
- Зеегер Х. Гевандхауз // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973. — Стб. 943. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
- Куликов Г. И., Мартиневский В. И. Gewandhaus Гевандхаус // Страноведческие реалии немецкого языка. — Мн. : Вышэйшая школа , 1986. — С. 75. — 260 с. — 3600 экз.
- Памятник был восстановлен в 2008 году, и установлен перед западным порталом церкви св. Фомы .
- Как и в Советском союзе, обычно культурные учреждения в ГДР возводились как мультифункциональные дворцы и дома культуры .
Литература
- Маркина Л. Г., Муравлёва Е. Н., Муравлёва Н. В. GEWANDHAUS ГЕВАНДХАУЗ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь: свыше 5000 единиц / под общ. ред. проф. Н. В. Муравлёвой. — М. : АСТ , 2006. — С. 341—342. — 1181 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-038383-5 .
- Das Neue Gewandhaus. Wie es seinen Ort fand und seine Gestalt bekam // Bauen in Leipzig 1945—1990. Leipzig 2003. S. 211—215. ISBN 3-89819-159-1
- Kaufmann, Christoph: Von einem Abriss wird abgeraten. Das Gewandhaus zu Leipzig zwischen 1944 und 1968 (Hrsg. vom Leipziger Geschichtsverein). Beucha, Sax-Verlag, 1996. ISBN 3-930076-41-1
- Skoda, Rudolf: Neues Gewandhaus Leipzig. Berlin, Verlag für Bauwesen, 1985.
- Skoda, Rudolf: Die Leipziger Gewandhausbauten. Konzertgebäude im internationalen Vergleich. Berlin, Verlag für Bauwesen, 2001. ISBN 3-345-00781-9
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- 2020-02-25
- 1