Interested Article - Гилберт и Салливан

Гилберт и Салливан — театральное сотрудничество викторианской эпохи либреттиста Уильяма Гилберта (1836—1911) и композитора Артура Салливана (1842—1900). В период с 1871 по 1896 год они создали четырнадцать комических опер , которые часто упоминаются как оперетты , среди которых наиболее известными являются « Корабль Её Величества „Пинафор“ », « Пираты Пензанса » и « Микадо » .

Гилберт создал причудливые сюжеты этих опер, в которых всё «шиворот-навыворот» ( англ. topsy-turvy ), где каждый абсурд доводится до логического конца: феи вращаются в обществе британских лордов , флирт является преступлением, гондольеры претендуют на монарший престол, а пираты оказываются заблудившимися аристократами . Салливан, который был младше Гилберта на 6 лет, внёс вклад своей музыкой, легко запоминающимися мелодиями, которые передают и юмор и пафос.

Начало

Гилберт начал писать в период, когда театр в Британии имел плохую репутацию . В своём инновационном подходе к драматургии он следовал за , и уже в первых комических операх, написанных для Томаса Германа Рида, смог сделать представления благопристойным развлечением .

Салливан, имевший репутацию одного из самых талантливых английских композиторов, был известен как автор нескольких крупных музыкальных произведений, в том числе балета «Зачарованный остров» (1864). В 1866 году он обратился к жанру комической оперы, написав «Cox and Box».

Гилберт и Салливан были официально представлены друг другу композитором в 1870 году , на репетиции второй постановки музыкального представления «Ages Ago» на музыку Ф. Клея и либретто У. Гилберта , за год до первой совместной работы .

История сотрудничества

В 1871 году композитор Салливан вступил в сотрудничество с драматургом, поэтом и либреттистом Уильямом Гилбертом. Их первая совместная опера « Феспиc » (партитура этой оперы сейчас утрачена) рассказывала о легендарном древнегреческом поэте; в сюжете участвовали мифологические герои и олимпийские боги. Опера большого успеха не имела, и сотрудничество прекратилось: Салливан вернулся к симфонической музыке , а Гилберт снова взялся за пьесы для драматического театра .

Однако вскоре на их пути появился антрепренёр , владелец театра Савой Ричард Д’Ойли Карт , который снова свёл Салливана с Гилбертом и убедил их написать ещё одну комическую оперу — « Суд присяжных » — пародию на заседание английского суда по делу о нарушении брачного обещания. Эта опера, поставленная в театре Савой в 1875 году, имела большой успех. Для Салливана этот успех имел и печальное последствие : отец его невесты Рэйчел — богатый судовладелец Ричард Рассел — отказал ему в руке своей дочери, поскольку, как он объяснил, он хотел иметь своим зятем серьёзного композитора, а не опереточного фигляра . Рэйчел отказалась выйти замуж против воли отца, и композитор на всю жизнь остался холостяком, хотя о его любовных победах ходили легенды.

С оперы «Суд присяжных» началось 25-летнее содружество Гилберта и Салливана, в результате которого было написано четырнадцать опер. К 1880 году оперы « Корабль Её Величества „Пинафор“ » и «Пензанские пираты» были популярны уже не только в Англии, но и в Америке. А в 1882 году Д’Ойли Карт организовал тур по США Оскара Уайльда — фактически для сопровождения высмеивавшей его оперы Гилберта и Салливана « Пейшенс »

Все оперы Гилберта и Салливана были впервые поставлены в театре Савой и поэтому получили название .

Парадоксальное содружество

Гилберт и Салливан, карикатура из журнала «Vanity Fair» за 1881 г.

По свидетельству современников, содружество Гилберта и Салливана производило странное впечатление, настолько они были разные. Гилберт был огромного роста человек с бешеным темпераментом , который постоянно со всеми ссорился и судился со своими издателями, литературными агентами и т. д. Напротив, Салливан — невысокий, хрупкий, всегда изящно одетый и изысканно вежливый — был душой любого общества, кумиром женщин и всеобщим любимцем. Все годы, что продолжалось их сотрудничество, Гилберт и Салливан постоянно ссорились друг с другом (обычно по вине Гилберта). Самая крупная ссора — из-за постановочных расходов на оперу «Гондольеры» (1889) — продолжалась почти три года, но Д’Ойли-Карт сумел их снова свести и помирить, и после этого Гилберт и Салливан сочинили вместе ещё две свои последние оперы: «Утопия — с ограниченной ответственностью» (1893) и «Великий герцог» (1896).

В 1900 году Салливан скончался от болезни лёгких. Гилберт пережил его на одиннадцать лет и умер в возрасте 74 лет от сердечного приступа, когда он бросился в озеро спасать тонувшую женщину: он вытащил её на берег, но сердце не выдержало — у него произошёл инфаркт, которого он не пережил.

Парадоксальным было это содружество, и парадоксом стала посмертная известность Гилберта и Салливана. Салливан видел себя прежде всего автором величественных симфоний, ораторий и большой оперы «Айвенго» (1890) по роману Вальтера Скотта, с успехом шедшей в лондонском «Ковент-Гардене»; и он не желал, чтобы его имя связывали с опереточной буффонадой. А Гилберт считал себя прежде всего серьёзным драматургом и поэтом (он написал и поставил на сцене ряд пьес и выпустил несколько сборников стихов), а вовсе не автором опереточных либретто. Оба они не хотели запомниться потомкам по своим, как они считали, несерьёзным, малозначительным произведениям [ источник не указан 1464 дня ] .

Популярность комических опер

В англоговорящих странах оперы Гилберта и Салливана чрезвычайно популярны — эту популярность можно сравнить с популярностью Штрауса и Кальмана в Австрии или Оффенбаха во Франции . В Лондоне и провинциальных театрах Англии практически всегда идёт та или иная опера Гилберта и Салливана. Кроме того, в Англии имеется труппа «Д’Ойли-Карт» (по имени импресарио знаменитого дуэта), которая ставит только эти оперы . Оперы целиком либо отрывки из них часто ставят и самодеятельные театры Англии — например, школьные театры, или специальные самодеятельные коллективы, носящие название «Общества Гилберта и Салливана». Поклонниками опер Гилберта и Салливана были, например, балетмейстер Сергей Дягилев и композитор Игорь Стравинский ; Дягилев даже для собственного удовольствия переводил песни из опер на русский язык. Популярность Гилберта и Салливана нашла своё отражение даже в художественной литературе: так, в романе Дж. К. Джерома «Трое в лодке» присутствует эпизод, в котором один из главных героев пытается исполнить на званом вечере песню из оперы «Суд присяжных», а помешавшийся робот Спиди в рассказе Айзека Азимова « Хоровод » из цикла « Я, робот » цитирует сразу несколько произведений Гилберта и Салливана.

В 1999 году британский режиссёр Майк Ли снял про Гилберта и Салливана художественный фильм Кутерьма , получивший большое количество наград и номинаций на различных фестивалях.

Список опер Гилберта и Салливана

Русское название Оригинальное название Дата премьеры
Феспис Thespis; or, The Gods Grown Old 26 декабря 1871
Суд присяжных Trial by Jury 25 марта 1875
Чародей The Sorcerer 17 ноября 1877
Корабль Её Величества «Пинафор» H.M.S. Pinafore; or, The Lass That Loved a Sailor 25 мая 1878
Пираты Пензанса , или Раб долга The Pirates of Penzance; or, The Slave of Duty 31 декабря 1879
Пейшенс , или Невеста Банторна Patience; or, Bunthorne's Bride 23 апреля 1881
Иоланта , или Пэр и пери Iolanthe; or, The Peer and the Peri 25 ноября 1882
Принцесса Ида, или Замок Адамант Princess Ida; or, Castle Adamant 5 января 1884
Микадо , или город Титипу The Mikado; or, The Town of Titipu 14 марта 1885
Раддигор, или Проклятие ведьмы Ruddigore; or, The Witch's Curse 22 января 1887
Йомены гвардии, или Весельчак и его девушка The Yeomen of the Guard; or, The Merryman and his Maid 3 октября 1888
Гондольеры, или Король Баратарии The Gondoliers; or, The King of Barataria 7 декабря 1889
Утопия с ограниченной ответственностью, или Цветы прогресса Utopia, Limited; or, The Flowers of Progress 7 октября 1893
Великий герцог, или Законная дуэль The Grand Duke; or, The Statutory Duel 7 марта 1896

Переводы на русский язык

В настоящее время на русский язык переведено несколько комических опер Гилберта и Салливана:

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 марта 2014. 21 мая 2017 года.
  2. Davis, Peter G. от 1 ноября 2007 на Wayback Machine , New York magazine, 21 January 2002, accessed 6 November 2007
  3. Ли, Майк . от 14 октября 2008 на Wayback Machine , The Guardian , 4 November 2007, accessed 6 November 2007
  4. .
  5. , pp. 62—68.
  6. . от 19 марта 2015 на Wayback Machine , pp. 124–25 (1904)
  7. The two probably met at a rehearsal for a second run of Ages Ago at the Gallery, probably in July 1870. See Crowther (2011), p. 84
  8. Crowther, Andrew. . Дата обращения: 21 августа 2012. Архивировано из 19 марта 2015 года.
  9. см. статью Артур Салливан
  10. см. статью Уильям Швенк Гилберт
  11. Lawrence Arthur Sir Arthur Sullivan, Life Story, Letters and Reminiscences — London: James Bowden, 1899
  12. . Дата обращения: 1 июня 2016. Архивировано из 10 октября 2014 года.
  13. от 2 декабря 2017 на Wayback Machine // The Wall Street Journal 24.01.2013
  14. . Дата обращения: 10 марта 2014. 7 июля 2017 года.
  15. . Дата обращения: 2 января 2012. 19 сентября 2016 года.
  16. от 12 ноября 2012 на Wayback Machine . The Telegraph , 2 August 2009. Retrieved 14 April 2010.
  17. . Дата обращения: 2 января 2012. 8 января 2012 года.
  18. Другой вариант перевода — «Пензанские пираты»
  19. Название часто ошибочно переводится как «Терпение», однако, англ. Patience в данной опере является личным именем .
  20. .
  21. .

Литература

  • Гилберт, Уильям. / пер. с англ. Георгия Бена . — Журнал «Звезда», 2008. — 160 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-7439-0125-8 .
  • Гилберт У., Салливан А. / пер. с англ. Юрия Димитрина . — 1996.
  • Bond, Jessie. (англ.) // The Gilbert and Sullivan Archive. 21 апреля 2012 года.
  • Stedman, Jane W. . — Oxford University Press, 1996. — ISBN 0-19-816174-3 .
Источник —

Same as Гилберт и Салливан