Мастер графини Уорик
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет графини А. С. Протасовой с племянницами» — картина австрийской художницы Ангелики Кауфман из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина является портретом графини Анны Степановны Протасовой в окружении дочерей своего брата П. С. Протасова; они изображены сидящими на каменной скамье в парке .
Анна Степановна Протасова (1745—1826) — дочь действительного статского советника сенатора Степана Фёдоровича Протасова , доверенная фрейлина императрицы Екатерины II и её ближайшая подруга. Справа на груди Протасовой фрейлинский бант из Андреевской ленты с бриллиантовым портретом-медальоном императрицы Екатерины II, свидетельствующий что к моменту написания картины она уже была кавалерственной статс-дамой . Вокруг неё изображены дочери её брата калужского наместника и сенатора, генерал-поручика Петра Степановича Протасова , жившие вместе с ней в Зимнем дворце и также впоследствии являвшиеся фрейлинами .
Картина написана в Риме в 1788 году по заказу князя Н. Б. Юсупова , который прислал Кауфман шесть полуфигурных изображений для создания группового портрета — об этом писала сама Кауфман в своём «Журнале заказов» . Неизвестно, делал ли Юсупов этот заказ для себя или для императрицы. Также не установлено, когда он поступил в Эрмитаж , однако по описи 1797 года портрет уже числится в эрмитажном собрании .
По свидетельству современников, художница значительно приукрасила внешность Протасовой: «Мадемуазель Протасова была отталкивающе-безобразна, черна, бородата и весьма смешила величественностью вида своего». Сам не отличавшийся красотой граф А. И. Морков отказался от брака с ней, сказав: «Она дурна, я дурен, что же мы с нею будем только безобразить род людской» .
В конце 1791 года с картины была снята гравюра работы Джеймса Уокера и в начале следующего года опубликована, на гравюре указана дата 1 января 1792 года .
По духовному завещанию Анны Степановны Протасовой, составленному 17 [5] февраля 1826 , портрет унаследовал Илларион Илларионович Васильчиков , сын Веры Петровны Протасовой . В 1870, 1887 и 1909 годах картина значилась принадлежащей сыну Иллариона Илларионовича князю С. И. Васильчикову ; неизвестно, при каких обстоятельствах она покинула Эрмитаж, а также каким образом и когда она туда вернулась.