Гончаров, Юрий Михайлович (актёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий Миха́йлович Гончаро́в ( 1861 — 23 августа ( 5 сентября ) 1915 ) — русский кинорежиссёр и сценарист , один из пионеров российского кинематографа .
О начальном периоде жизни Василия Гончарова известно мало. По происхождению — «воронежский мещанин», родился в 1861 году, много лет был чиновником на станции Аксай Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги . Составитель справочника транспортных тарифов.
Гончаров увлекался театром и пробовал писать пьесы. В 1880-х годах он предлагал свои драмы из современной жизни к постановке в провинциальные театры, но они были отклонены цензурой как «неудобные к постановке». Тогда же Гончаров напечатал в местных изданиях несколько бытовых очерков и рассказов, вступил в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов и в .
В начале 1900-х годов после смерти жены Гончаров перенёс серьёзное расстройство психики и на некоторое время был помещён в лечебницу. Выздоровев, он возвращается на службу и в 1906 году получает должность начальника узловой станции Малороссийская на Владикавказской железной дороге . Продолжает он и литературно-театральную работу, переключившись на комедии и исторические драмы, которые по-прежнему оказываются непригодны для постановки. В это же время начинается его увлечение кинематографом, и он придумывает включать в свои пьесы демонстрацию «киноиллюстраций».
Весной 1908 года Гончаров оставляет службу, решив вплотную заняться работой для театра. Он приезжает в Москву , где, несмотря на немалые усилия, ему удается пристроить лишь две свои пьесы, в том числе «историческую былину» о Степане Разине «Понизовая вольница». Для этой постановки требовались «киноиллюстрации», за содействием в создании которых Гончаров обращается к кинопредпринимателю Александру Дранкову ; последний быстро убеждает его, что на этом же материале следует сделать фильм. В результате, помимо театральной постановки, появляется ещё и кинотеатральная. Фильм « Понизовая вольница » (другое название — «Стенька Разин») стал одной из самых первых российских кинопостановок, а заодно вызвал скандал вокруг вопроса признания авторских прав сценариста: Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с письмом, в котором просил «охранять его авторские права во всех синематографических театрах», но получил отказ, мотивированный парадоксально: его сценарии были признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения»; указывалось также, что развитие синематографических театров идёт во вред развитию «настоящих театральных предприятий».
Рассорившись с Дранковым, Гончаров начинает сотрудничать с кинопредпринимателем Паулем Тиманом , у которого дебютирует в качестве режиссёра исторической иллюстрации « Смерть Иоанна Грозного » ( 1909 ). Фильм оказался неудачным и, расставшись с Тиманом, Гончаров обращается к Александру Ханжонкову . Они договариваются о постановке Гончаровым фильмов « Песнь про купца Калашникова » и « Русская свадьба XVI столетия » (1909), на съёмке которых, по воспоминаниям Ханжонкова , Гончаров поначалу демонстрировал весьма экзотические (даже для самоучки) приемы работы с актёрами: на репетициях главной задачей для участников было уложить всю сцену в отведенное время, которое Гончаров отслеживал по секундомеру; в итоге постановка превращалась в безумную гонку. Усилиями Ханжонкова и его сотрудников удалось научить Гончарова более приемлемым методам режиссуры, однако впоследствии Ханжонков специально для Гончарова ввёл (впервые в мире) должность помощника режиссёра, негласной задачей которого было сдерживать (обычно буквально) эмоциональные порывы постановщика. Первым помощником Гончарова был Пётр Чардынин , впоследствии один из самых знаменитых дореволюционных российских режиссёров.
На фабрике Ханжонкова Гончаров поставил также фильмы « Ванька-ключник », « Мазепа », « » и другие (все — 1909), в которых характерные черты его фильмов уже вполне определяются — все они историко-этнографические, с высокой степенью театральной условности и часто композиционно копируют известные живописные полотна.
Гончаров был не вполне доволен сотрудничеством с Ханжонковым, поэтому в 1909 — 1910 годах некоторое время сотрудничал с московскими отделениями французских студий « Братья Пате » и « ». Он значится режиссёром близкой его духу картины « Ухарь-купец » (1909), однако, по воспоминаниям участников съёмок, картину ставили приезжие французские постановщики, и роль Гончарова в создании этого фильма не вполне ясна.
В 1911 году Гончаров возвращается к Ханжонкову для совместной постановки масштабного исторического полотна « Оборона Севастополя » (другое название — «Воскресший Севастополь»), посвящённого событиям Крымской войны — первой полнометражной российской кинокартины. Проект получил поддержку членов императорской фамилии, что дало возможность привлечь к съёмкам в Севастополе неограниченное число статистов из числа военнослужащих гарнизона и Черноморского флота . На съёмках этого фильма Гончаров использовал некоторые новаторские для того времени приёмы: съёмки макетов, съёмки с верхней точки, параллельный монтаж и другие. Фильм пользовался большим успехом и стал одним из наивысших художественных достижений Гончарова.
За ним последовала юбилейная постановка « Воцарение дома Романовых » ( 1913 ), осуществлённая Гончаровым совместно с Петром Чардыниным.
Впоследствии Гончаров, предсказуемо оказавшийся слишком консервативным, чтобы успеть за быстрым развитием киностилистики, переходит от режиссуры к административной работе в компании Ханжонкова.
Василий Михайлович Гончаров скоропостижно скончался 5 сентября 1915 года .