Interested Article - Рай, Сатьяджит
- 2020-12-02
- 2
Сатьяджит Рай ( бенг. সত্যজিত রায় или бенг. সত্যজিৎ রায় о файле , англ. Satyajit Ray ; 2 мая 1921 , Калькутта — 23 апреля 1992 , там же) — крупнейший индийский кинорежиссёр , сценарист , детский писатель, композитор , продюсер , издатель, кинокритик , иллюстратор. Первый индийский лауреат премии «Оскар» . Автор музыки ко многим своим фильмам.
По собственному признанию, Рай был очарован кино будучи студентом колледжа, а большую часть его таланта составляет результат неоднократных просмотров фильмов известных классических режиссёров — Джона Форда , Феллини , Витторио Де Сика , Орсона Уэллса .
После выхода на экран фильма « Песнь дороги » (1955) провозглашён создателем неореалистичного направления в индийском кино . Именно с этого фильма началась одна из самых блестящих режиссёрских карьер не только в Индии , но и во всём мире.
Является одним из трёх режиссёров, которые более одного раза получили приз за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале .
Биография
Предки Сатьяджита Рая прослеживаются по меньшей мере на десять поколений .
Сатьяджит Рай родился 2 мая 1921 года в Калькутте в известной семье. Он был единственным сыном Сукумара Рая и внуком видного мыслителя из движения Брахмо Самадж . Когда ему исполнилось 2 года умер его отец и Рай с матерью переехал жить к родственникам. В детстве он рос замкнутым и молчаливым ребёнком.
Семья Рая была бедной, поэтому его мать вынуждена была искать деньги, чтобы послать Сатьяджита учиться в Президентский колледж Калькуттского университета , в котором учился и его отец Сукумар. В колледже Рай изучает экономику, физику и другие науки. Там он всерьёз начал увлекаться западной классической музыкой и кино. Рай не только просматривал фильмы, но и читал специальную литературу посвящённую кинематографу. В 1940 году Сатьяджит с отличием окончил колледж и поступил в , основанный Рабиндранатом Тагором в городе Шантиникетан . Там он почти два года изучал графику. Среди его учителей были известные художники Нондолал Бошу и Бинод Бихари Мукерджи .
В 1942 году Рай, обеспокоенный приближением Второй мировой войны , бросил учёбу и вернулся домой, где устроился работать в рекламное агентство . На протяжении десяти лет он работал в рекламном агентстве, пройдя путь от простого графика до художественного руководителя.
В 1947 году совместно с Чидананда Гуптой он создал первый в стране киноклуб, который впоследствии посещали многие известные люди. Одним из этих посетителей был известный французский режиссёр Жан Ренуар , у которого Рай работал ассистентом на съёмках фильма « Река » .
В 1948 году Рай женился на своей двоюродной сестре Биджойе .
Творчество
Начало карьеры. Трилогия об Апу
Находясь в командировке в Лондоне Рай смог посмотреть огромное количество фильмов. Самое большое впечатление на него оказали работы режиссёров итальянского неореализма . Тогда он решает экранизировать роман бенгальского классика Б. Бандьопадхяя «Песня дороги», который рассказывает о жизни обычной деревенской семьи.
Вернувшись домой, Сатьяджит делится своим планами с Ренуаром . Он получает поддержку и одобрение известного режиссёра. В 1952 году Рай приступает к съёмкам фильма, которой принесёт известность и славу не только Раю, но и его стране. Съёмки сопровождались финансовыми трудностями, но при поддержке правительства Западной Бенгалии Раю удалось закончить дебютный фильм.
« Песнь дороги » («Патер Панчали») вышел на экраны в 1955 году . В течение восьми недель фильм собирает аншлаги в кинотеатрах. Вот как критики писали о молодом режиссёре, который стал лицом индийского кинематографа:
Его бесхитростный глаз видит жизнь и людей. Композиция его кадров столь виртуозна, что её можно сравнить с манерой немногих выдающихся режиссёров во всей истории мирового кино… Но не в ракурсах камеры и не в монтаже планов кроется главный секрет его успеха. Сила Рея — в той легкости, с которой он проникает в самое нутро своих героев и показывает, что происходит в их умах и сердцах.
— Мусский И. А. «100 великих режиссёров»
При содействии Джавахарлала Неру фильм был показан на Каннском кинофестивале 1956 года, где его встретили овациями и удостоили приза «Лучший человеческий документ года». Так индийское кино стало известно во всём мире. « Песнь дороги » — первая часть трилогии об Апу, которая является одной из жемчужин мирового кино.
На фоне неожиданного успеха Рай снимает вторую часть трилогии, посвящённой взрослению и вхождению в большой мир деревенского мальчика Апу. В 1956 году выходит фильм « Непокорённый ». Картина отмечена многими престижными премиями — венецианским « Золотым львом », американским «Золотым лавром» и многими другими наградами.
Заключительная часть трилогии создана Раем в 1959 году. Она называется «Мир Апу». Фильм получил «Золотую медаль» президента Индии. Кроме того, « Мир Апу » был назван лучшим иностранным фильмом года в США и отмечен призом Эдинбургского кинофестиваля . Существует предположение, что в образе Апу Рай вывел молодого Р. Тагора . Он показал порывы и сомнения его души в процессе овладения творчеством. «Трилогия об Апу» — признанная классика авторского кинематографа.
1960-е годы
Большинство фильмов, снятых Раем на заре режиссёрской карьеры, посвящены сложным проблемам семейных отношений. Данная тема была продолжена бенгальцем в фильмах « Канченджанга » ( 1962 ), и в социальной мелодраме « Большой город » ( 1963 ).
В 1964 году, по повести Тагора «Разрушенное гнездо», Рай снимает фильм « Чарулата ». По мнению критиков, «Чарулата» — самое совершенное творение режиссёра. По признанию самого режиссёра это единственный исторический фильм, который ему удался.
За фильмы «Большой город» ( 1963 ) и «Чарулата» ( 1964 ) он получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале .
Известно, что Рай был ярым противником насилия богатых над бедными и оправдывал сопротивление последних. В 1966 году он призывал прекратить репрессии в отношении голодающих бенгальцев . Позже на центральной площади Калькутты Сатьяджит зачитал заявление деятелей индийской культуры, в котором осуждалась война во Вьетнаме .
Его творческая деятельность не ограничивалась одной лишь режиссурой. Рай писал сценарии и музыку к своим фильмам. Он автор многочисленных рассказов и романов на бенгальском языке. Сатьяджит создал героя по имени Продош Миттер (прозванный Пхелу), который стал любимцем бенгальцев. Огромный успех имели его песни, которые он сочинил для своей фольклорной дилогии « Гупи поет, Багха танцует » (1968) и « Королевство алмазов » (1969). Также Рай занимался книжным дизайном. Ему удалось создать шрифт, названный Ray Roman .
1970—90-е годы
В 1973 году Рай рай снимает фильм «Отдалённый гром». Этой картиной режиссёр завершает путешествие в мир людей, которое он проделал в своих предыдущих фильмах.
«Отдалённый гром» рассказывает о событиях 1942—1943 годов, когда в богатой и плодородной Бенгалии наступил ужасный голод. Яркие, сочные тона, красочный пейзаж, красивые женские лица и сари наполняют фильм картинами мирной жизни. По мере смены событий яркие тона исчезают с экрана и сменяются серыми. Также мрачной становиться природа. Финал выдержан в тёмных тонах. Фильм награждён « Золотым медведем » кинофестиваля в Берлине и « Золотым Хьюго » фестиваля в Чикаго .
В 1978 году Сатьяджит снимает фильм Шахматисты . Это единственный фильм, который был снят им на языке урду и английском. Герои фильма настолько одержимы игрой в шахматы, что потеряли интерес ко всему происходящему вокруг. Фильм получил приз за лучшую режиссуру.
Потом Рай тяжело заболел и долгое время не снимал. В это время он редактирует и иллюстрирует детский журнал «Шондеш».
Последний фильм режиссёра «Странник» (1991) был встречен с восхищением. Будучи тяжелобольным Рай был награждён премией «Оскар» за вклад в киноискусство .
Умер в 1992 году в Калькутте .
Особенности творчества
В фильмах Рая показаны самые различные проблемы жизни индийского народа. Например, крушение традиционных моральных ценностей, дискриминация женщины в семье и обществе, борьба за гражданские права .
Семья
Дед — Упендракишор Рай (Рай Чоудхури) — известный индийский издатель, музыкант, детский писатель.
Отец — Сукумар Рай (1887—1923) — индийский писатель, классик литературы на языке бенгали, фотограф и мастер литографии. Автор юмористических и детских стихов, рассказов, пьес .
Жена — Биджойя Рай (1917—2015).
Факты
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Во время создания фильма «Песнь дороги» Рай пережил финансовый крах. Он был вынужден заложить фамильные драгоценности жены, чтобы профинансировать съёмки.
Считал своим наставником великого философа и гуманиста Рабиндраната Тагора , который был другом его дедушки .
Однажды известный продюсер Дэвид Селзник приглашал его в Голливуд, чтобы обговорить с ним возможность создания индийского варианта «Анны Карениной». Селзник видел Рая не только как режиссёра фильма, но и как исполнителя роли Вронского . Рай ответил отказом.
Награды и премии
Рай — один из трёх режиссёров, сумевших получить «Серебряного медведя» за режиссуру более, чем один раз . Он был вторым кинодеятелем после Чарли Чаплина , награждённым почётной докторской степенью в Оксфордском университете . Ниже приведён неполный список его наград:
- 1956 — приз «Лучший человеческий документ года» Каннского кинофестиваля (фильм « Песнь дороги »)
- 1956 — приз «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско за лучший фильм и режиссуру (« Песнь дороги »)
- 1957 — « Золотой лев » и приз ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля (« Непокорённый »)
- 1958 — приз «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско за лучшую режиссуру («Непокорённый»)
- 1959 — премия Британского киноинститута («Мир Апу»)
- 1964 — премия «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру Берлинского кинофестиваля (« Большой город »)
- 1965 — премия «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру Берлинского кинофестиваля (« Чарулата »)
- 1966 — специальное упоминание на Берлинском кинофестивале («Герой»)
- 1967 — премия Рамона Магсайсая «За искусство, сближающее народы»
- 1967 — премия Бодиль за лучший неевропейский фильм («Непокорённый»)
- 1967 — лучший иностранный фильм Kinema Junpo Awards («Песнь дороги»)
- 1968 — Национальная кинопремия Индии за лучшую режиссуру (« Зверинец »)
- 1969 — Национальная кинопремия Индии за лучшую режиссуру (« Приключения Гупи и Багхи »)
- 1969 — премия Бодиль за лучший неевропейский фильм («Песнь дороги»)
- 1971 — Национальная кинопремия Индии за лучшую режиссуру (« Противник »)
- 1973 — «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (« Отдалённый гром »)
- 1975 — Национальная кинопремия Индии за лучшую режиссуру (« Золотая крепость »)
- 1976 — Национальная кинопремия Индии за лучшую режиссуру (« Посредник »)
- 1978 — Filmfare Award за лучшую режиссуру («Шахматисты»)
- 1979 — приз за вклад в киноискусство ММКФ
- 1982 — почётный приз Венецианского кинофестиваля
- 1991 — приз за особые достижения кинофестиваля в Токио
- 1992 — Национальная кинопремия Индии за лучшую режиссуру (« Странник »)
- 1992 — премия «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе
- 1992 — Премия имени Акиры Куросавы кинофестиваля в Сан-Франциско
Кроме того, Рай был награждён несколькими государственными наградами, отмечен специальными призами различных киноорганизаций. Ему присвоены докторские степени в некоторых университетах Индии и мира .
В 1992 году голосование критиков Sight & Sound поместило Рая на 7 место в списке лучших 10 режиссёров всех времён, сделав его самым высоко оценённым азиатским кинодеятелем в списке . В 2002 году голосование критиков и режиссёров Sight & Sound поставило Рая на 22 место в списке величайших режиссёров всех времён , что делает его четвёртым среди азиатских режиссёров в списке . В 1996 году журнал Entertainment Weekly поставил Рая 25 номеров в своём списке пятидесяти величайших режиссёров . В 2007 году журнал Total Film включил Рая в свой список ста величайших кинорежиссёров во все времена .
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1955 | ф | Песнь дороги | পথের পাঁচালী | режиссёр, сценарист |
1956 | ф | Непокорённый | অপরাজিত | режиссёр, сценарист |
1958 | ф | Философский камень | পরশ পাথর | режиссёр |
1958 | ф | Музыкальная комната | জলসাঘর | режиссёр |
1959 | ф | Мир Апу | অপুর সংসার | режиссёр, сценарист |
1960 | ф | Богиня | দেবী | режиссёр, сценарист |
1961 | ф | Три дочери | তিন কন্যা | режиссёр, сценарист |
1962 | ф | Канченджанга | কাঞ্চনজঙ্ঘা | режиссёр, сценарист |
1962 | ф | Поездка | অভিযান | режиссёр, сценарист |
1963 | ф | Большой город | মহানগর | режиссёр, сценарист |
1964 | ф | Чарулата | চারুলতা | режиссёр, сценарист |
1965 | ф | Трус | কাপুরুষ | режиссёр, сценарист |
1965 | ф | Святоша | মহাপুরুষ | режиссёр, сценарист |
1966 | ф | Герой | নায়ক | режиссёр, сценарист |
1967 | ф | Зверинец | চিড়িয়াখানা | режиссёр, сценарист |
1969 | ф | Приключения Гупи и Багхи | গুপী গাইন বাঘা বাইন | режиссёр, сценарист |
1970 | ф | Дни и ночи в лесу | অরণ্যের দিনরাত্রি | режиссёр, сценарист |
1971 | ф | Противник | প্রতিদ্বন্দ্বী | режиссёр, сценарист |
1971 | ф | Компания с ограниченной ответственностью | সীমাবদ্ধ | режиссёр, сценарист |
1973 | ф | Отдалённый гром | অশনি সংকেত | режиссёр, сценарист |
1974 | ф | Золотая крепость | েসানার েকল্লা | режиссёр, сценарист |
1976 | ф | Посредник | জনঅরণ্য | режиссёр, сценарист |
1977 | ф | Шахматисты | শতরঞ্জ কি খিলাড়ি | режиссёр, сценарист |
1979 | ф | Слава отцу Фелунатху | জয় বাবা ফেলুনাথ | режиссёр, сценарист |
1980 | ф | Королевство алмазов | হীরক রাজার দেশে | режиссёр, сценарист |
1981 | ф | Избавление | সদগতি | режиссёр, сценарист |
1984 | ф | Дом и мир | ঘরে বাইরে | режиссёр, сценарист |
1990 | ф | Враг народа | গণশত্র | режиссёр, сценарист |
1990 | ф | Ветви одного дерева | শাখা প্রশাখা | режиссёр, сценарист |
1991 | ф | Странник | আগন্তুক | режиссёр, сценарист |
Примечания
- Satyajit Ray // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- ↑ Satyajit Ray // (англ.) — 1995.
- Satyajit Ray // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- (англ.) — 2007.
- Bose B. (англ.) : A Reading of Indian Cinema — IU Press , 2008. — Vol. 2, Iss. 1. — P. 35–58.
- Часто неверно с английского Рей
- . Дата обращения: 6 января 2014. 6 января 2014 года.
- Seton, Marie. (англ.) . — Indiana University Press , 1971. — P. . — ISBN 0253168155 .
- ↑ . Дата обращения: 12 сентября 2012. Архивировано из 13 декабря 2013 года.
- ↑ Мусский Игорь Анатольевич. 100 великих режиссёров. — Москва : Вече, 2008. — С. 96-97. — ISBN 978-5-9533-3061-9 .
- ↑ . Дата обращения: 12 сентября 2012. Архивировано из 29 марта 2013 года.
- РЕЙ Сатьяджит // Большой Энциклопедический словарь . — 2000.
- ↑ РЕЙ Сатьяджит // Энциклопедия кино . — 2010.
- . listal (24 ноября 2008). Дата обращения: 19 апреля 2009. Архивировано из 17 октября 2012 года.
- Robinson, A (2003). Satyajit Ray: The Inner Eye: The Biography of a Master Film-Maker. I. B. Tauris. ISBN 1-86064-965-3
- Сатьяджит Рей / Составитель: ; Вступительная статья Г. Чухрая . — М. : Искусство , 1979. — С. 208. — ( Мастера зарубежного киноискусства ). — 25 000 экз.
- . Internet Movie Database . Дата обращения: 19 апреля 2009. 17 октября 2012 года.
- . Дата обращения: 12 сентября 2012. Архивировано из 14 июня 2012 года.
- . Дата обращения: 12 сентября 2012. 27 июня 2013 года.
- . California Institute of Technology . Дата обращения: 29 мая 2009. Архивировано из 17 октября 2012 года.
- ↑ Kevin Lee. . Asian American Film Commentary (5 сентября 2002). Дата обращения: 24 апреля 2009. Архивировано из 17 октября 2012 года.
- . . Дата обращения: 19 апреля 2009. 17 октября 2012 года.
- . . Дата обращения: 19 апреля 2009. 17 октября 2012 года.
Литература о кинорежиссёре
- На русском языке
- Сатьяджит Рей / Составитель: ; Вступительная статья Г. Чухрая . — М. : Искусство , 1979. — 216, [32] с. — ( Мастера зарубежного киноискусства ). — 25 000 экз.
- Рей, Сатьяджит. Наши фильмы, их фильмы: сборник статей всемирно известного индийского кинорежиссера / Перевод с английского А. Г. Софьян. Предисловие, комментарий и примечания А. Г. Софьян. — М. : РИФ «РОЙ», 1999. — ISBN 5-89956-120-3 .
- На других языках
- Seton M. (англ.) . — Bloomington: Indiana UP, 1971. — ISBN 978-0-253-16815-3 .
- Rangoonwalla F. Satyajit Ray’s art (англ.) . — Delhi: Clarion, 1980. — ISBN 978-0-86186-235-1 .
- Nyce B. (англ.) . — N. Y. : Praeger , 1988. — ISBN 978-0-275-92666-3 .
- Robinson A. Satyajit Ray: The Inner Eye (англ.) . — Berkeley: University of California Press , 1990. — ISBN 978-0-520-06905-3 .
- Cooper D. (англ.) . — Cambridge, N. Y. : Cambridge UP , 2000. — ISBN 978-0-521-62980-5 .
- Ganguly S. (англ.) . — Lanham: Scarecrow Press , 2000. — ISBN 978-0-8108-3769-0 .
- Ishaghpour Y. Satyajit Ray: l’Orient et l’Occident (фр.) . — P. : Différence, 2002. — ISBN 978-2-7291-1401-5 .
- Satyajit Ray: Texte zum Werk, zur Person, zu den Filmen (нем.) / by Angelika Hoch et. al. — B. : Das Arsenal, 2003. — ISBN 978-3-927876-20-0 .
- Majumdar G. Satyajit Ray: creating classics (англ.) . — New Delhi: Rupa & Co., 2003. — ISBN 978-81-7167-958-4 .
Ссылки
- (англ.)
- 2020-12-02
- 2