Тропы славы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тропы славы» ( англ. Paths of Glory ) — американский чёрно-белый кинофильм о событиях Первой мировой войны , снятый в 1957 году в окрестностях мюнхенского дворцового комплекса Шляйсхайм 28-летним режиссёром Стэнли Кубриком . Главные роли исполняют Кирк Дуглас и Джордж Макреди .
Жанр фильма неоднозначен: он начинается как типичный военный фильм , переходит в судебную драму (в конце 1950-х один из популярнейших жанров), а оканчивается на пацифистской ноте.
В 1992 году Библиотека Конгресса США выбрала этот фильм для сохранения в Национальном реестре фильмов . Картина стабильно входит в первую сотню списка 250 лучших фильмов на сайте IMDb .
Действие развертывается в 1916 году на Западном фронте . Уже два года союзники продвигаются на несколько сотен метров вперёд, после чего неизменно отступают. Начальник корпуса генерал Брулар ( Адольф Менжу ) приказывает дивизионному генералу Миро ( Джордж Макреди ) атаковать неприступную вражескую позицию, прозванную Муравьиным холмом. Выполнение операции поручено полковнику Даксу ( Кирк Дуглас ), который командует пехотным полком .
Провал операции очевиден изначально, но когда атака заканчивается полной неудачей, генерал приказывает судить и расстрелять за трусость троих человек, выбранных произвольным образом. Полковник Дакс — в прошлом известный адвокат по уголовным делам — готовит речь в защиту своих солдат . Однако исход трибунала кажется предрешённым, ведь, по словам самого командующего, «лучший способ поддержания дисциплины — время от времени ставить к стенке кого-нибудь из подчинённых» .
Актёр | Роль |
---|---|
Кирк Дуглас | полковник Дакс |
Джордж Макреди | генерал Поль Миро |
Ральф Микер | капрал Филипп Парис |
Адольф Менжу | генерал Жорж Брулар |
Уэйн Моррис | лейтенант Роже |
Ричард Андерсон | майор Сен-Обан |
Джо Тёркел | рядовой Пьер Арно |
Эмиль Мейер | отец Дюпре |
Берт Фрид | сержант Буланже |
рядовой Лежан | |
рядовой Морис Фероль | |
капитан Руссо | |
Петер Капелль | рассказчик, главный судья военного суда |
Идея создания фильма появилась у Кубрика в период его сотрудничества с Metro-Goldwyn-Mayer в середине 1950-х годов, когда он предложил Джеймсу Харрису адаптировать книгу, которую подростком нашёл в отцовской библиотеке, — «Тропы Славы» (1935), сотрудника Управления военной информации США, проживавшего в Канаде . В основу книги легли подлинные факты, связанные с расстрелом в нескольких солдат из полка наподобие древнеримской децимации . На создание повести Кобба вдохновила опубликованная в 1934 году в New York Times статья, в которой сообщалось, что французский суд постановил выплатить двум выжившим солдатским вдовам компенсацию в размере около семи центов каждой . В 1938 году на основе книги была поставлена пьеса в Бродвейском театре , однако спектакль успеха не имел .
Этот литературный материал привлёк Кубрика возможностью показать войну глазами как рядовых солдат, так и различных уровней командования. Ему казалось важным привлечь внимание к тому, что внутренняя, психологическая война идёт не только в окопах, но и на паркетах салонов . Война представлялась Кубрику организованной формой всеобщего безумия, и на фоне этого безумия совершенно лишёнными смысла оказываются действия даже таких героических фигур, как полковник Дакс . Кубрик с Джимом Томпсоном написали сценарий, который затем переработал , но Metro-Goldwyn-Mayer проект отклонила . Тогда сценарий попал к Кирку Дугласу . Он сообщил, что готов сыграть главную роль и берётся убедить United Artists финансировать и прокатывать фильм при условии, что Харрис и Кубрик уступают производство фильма компании Дугласа , и Кубрик снимет ещё пять фильмов с Bryna Productions, в двух из которых сыграет Дуглас .
Кубрику удалось получить «зелёный свет» на начало съёмок, когда он предъявил продюсерам сценарий с хэппи-эндом . Крупные студии не решались вложить средства в экранизацию романа Кобба, и их опасения не были беспочвенными: тема Первой мировой войны не сильно интересовала американскую публику, а в странах Европы фильм сразу попал под запрет и потому едва оправдал в прокате свой сравнительно небольшой бюджет. Во время съёмок молодой режиссёр продемонстрировал свою ставшую позднее легендарной непреклонность, «прогоняя» заслуженных актёров, которые годились ему в деды, через бесконечное число дублей. Умиротворяющий финал сценария был им беспощадно переписан .
Как и другие ранние фильмы Кубрика, «Тропы славы» отличаются сжатым хронометражем и курсорным развитием действия. Экономия выразительных средств кажется Р. Эберту «почти брутальной»; словно бы на манеру ведения рассказа наложил отпечаток испытываемый автором гнев . Снятые Кубриком сцены в окопах по стандартам середины XX века считались эталоном кинореализма на грани документального репортажа . Контрасты светотени, дыма и грязи усиливаются отсутствием цвета и резкостью монохромного решения . В этом фильме Кубрик впервые применил один из своих излюбленных приёмов: кажущееся бесконечным движение камеры, которое открывает всё новые и новые детали . Именно в этой манере камера, в общей сложности, почти 10 минут петляет по промозглым траншеям, которые для свободного передвижения съёмочной группы пришлось сделать на треть шире, чем в реальности (180 см вместо 120 см) .
Наибольшие споры среди пишуших о фильме вызывает последняя сцена с участием единственной в фильме женщины — немки Кристиан Харлан (по окончании съёмок ставшей женой режиссёра). Попавшая в плен молодая немка, осыпанная непристойными шутками и улюлюканьем собравшихся в таверне солдат, со слезами на глазах заводит патриотическую песню « », а расчувствованные солдаты неприятельской армии начинают разделять её эмоции и даже пытаются подпевать. Одни рецензенты рассматривали такой финал как неуместное в острореалистическом фильме вторжение слащавой сентиментальности , другие — как едкий комментарий режиссёра по поводу простых солдат, которые без этой сцены могли бы показаться идеализированными .
Роджер Эберт отмечает, что это тот редкий в кино случай, когда песня в конце фильма служит не эмоциональным высвобождением, а очередным «поворотом ножа» в сердце зрителя . Отступая от буквального следования фабуле, режиссёр тем не менее остаётся верен основной теме фильма . И девушка, и наблюдающие за ней солдаты равно несвободны — вынуждены «плясать под дудку» тех, кто заказывает музыку. Эберта особенно впечатлила решимость молодого режиссёра, несмотря на прессинг со стороны продюсеров, закончить фильм на пессимистической ноте.
«Тропы славы» не стыковались с официальной позицией французских и бельгийских властей, старавшихся не афишировать позорные страницы Первой мировой войны . В этих странах фильм был снят с проката. ФРГ присоединилась к бойкоту, чтобы не портить отношений с французами, а Испания — в связи с неприятием идей пацифизма милитаристским режимом Франко . Окончательно эти запреты были сняты только в конце 1970-х гг.
Дуглас не только всячески помогал «продвигать» этот фильм, но и спродюсировал следующий проект Кубрика, крупнобюджетный фильм « Спартак », где также исполнил главную роль. Несмотря на ограниченный прокат, «Тропы славы» выдвигались на соискание премии BAFTA в номинации «лучший фильм», заслужив лестные сравнения с такими фильмами о бессмысленной мясорубке Первой мировой, как « Большой парад » и « На западном фронте без перемен ».
Подлинную известность и актуальность фильм Кубрика приобрёл только с началом войны во Вьетнаме . В течение 1960-х гг. за лентой едва ли не лучшего антивоенного фильма (такого мнения придерживается, в частности, Стивен Спилберг ), а Кирк Дуглас ещё в 1960-е стал называть роль полковника Дакса лучшей в своей актёрской карьере .
В 1992 г. фильм «Тропы славы» был внесён в Национальный реестр наиболее значимых фильмов в истории США. По состоянию на сентябрь 2022 входит в число 250 лучших фильмов по версии IMDb . Издание фильма на DVD проектом Criterion Collection сопровождалось следующей характеристикой:
Скрупулёзный разбор понятий трусости и храбрости предлагает зрителю куда больше, чем стандартный антивоенный посыл, вскрывая с почти хирургической точностью страх, продажность и тщеславие — топливо, на котором работает машина любой войны .