Дэвенпорт, Линдсей
- 1 year ago
- 0
- 0
Линдсей Гордон Андерсон ( англ. Lindsay Gordon Anderson ; 17 апреля 1923 , Бангалор , Британская Индия — 30 августа 1994 , Ангулем , Шаранта , Франция ) — британский режиссёр театра, кино и телевидения , кинокритик, представитель « британской новой волны » и движения « Свободное кино ». В основном Андерсон снимал телевизионные документальные фильмы, всего он поставил восемь полнометражных кинофильмов, наиболее известные из которых составляют кинотрилогию о жизни Мика Трэвиса.
Линдсей Андерсон родился 17 апреля 1923 года в Бангалоре , в семье британского офицера, служившего в Индии. Обучался в Англии : сначала в , где познакомился с писателем и сценаристом , затем в Оксфордском университете .
Прежде чем углубиться в кинопроизводство, Андерсон успел стать видным кинокритиком, писал для влиятельного журнала (1947—1952), соучредителем которого был наряду с Гэвином Ламбертом и Карелом Рейшем , позднее писал для Британского института кинематографии в журнале Sight and Sound и в либеральной газете . В 1956 году в полемической статье Stand Up, Stand Up (с англ. — «Восстань, восстань!») для Sight and Sound, он жёстко критиковал современные киноприёмы, в частности, стремление к объективности. Используя в качестве примера некоторые замечания, сделанные Алистером Куком в 1935 году, где Кук утверждал, что политика выступает как критик, Андерсон пояснил:
Проблемы долга только на первый взгляд очевидны … Отказ от критиков несёт моральную ответственность, но лишь если принести в жертву своё достоинство. … [Предложения:] проведение либеральной, или гуманной, ценности; с оговоркой, чтобы они не должны заходить слишком далеко, принятие тона, который позволяет писателю уклониться через юмор [означают] фундаментальные вопросы позволяющие не воспротивиться.
После ряда заметок, которые Андерсон и его друг, сценарист национального театра Карел Рейш опубликовали, стремясь привлечь внимание общества к независимому производству кинофильмов, будущий режиссёр разработал собственную философию кино, оформленную в конце 1950-х годов в движение « Свободное кино ». Деятели движения считали, что британское кино должно отказаться от традиционных классовых рамок. Вместе с Карелом Рейшем, Тони Ричардсоном и другими молодыми режиссёрами ему удалось найти финансирование (из различных источников, в том числе британского филиала компании «Форд Англии») для своих проектов, в результате чего на экраны вышел целый ряд полемичных короткометражных документальных фильмов, посвящённых различным остросоциальным темам. Первым настоящим успехом Андерсона был короткометражный фильм « Дети четверга » (1954), повествующий о специальной школе для глухих детей. Картину Андерсон снял в сотрудничестве с Гаем Брентоном (одним из своих оксфордских друзей). Фильм удостоился премии « Оскар » за лучшую короткометражную документальную работу в 1954 году.
Первый полнометражный художественный фильм Андерсона — « Такова спортивная жизнь » (1963) — был включён в программу Каннского кинофестиваля . Проект был впервые обсужден на ранг организации в качестве возможного проекта Джозефа Лоузи, американского режиссёра, известного своим плодотворным сотрудничеством с писателем Гарольдом Пинтером, а затем работа над фильмом была передана Карелу Рейшу, который в то время снимет другой фильм на Севере Англии («Субботняя ночь и в воскресенье утром»), передал его своему другу, Линдсею Андерсону. Андерсон попросил Рейша продюсировать фильм.
Кроме работы в кино, Андерсон известен как театральный режиссёр. Он в течение длительного времени был режиссёром театра Royal Court Theatre. Наиболее известная его картина — « Если » — в 1969 году была удостоена « Золотой пальмовой ветви », главной награды этого фестиваля.
Линдсей Андерсон умер 30 августа 1994 года во Франции в городе Ангулем , в возрасте 71 года. После смерти режиссёра Британский институт кино в рамках проекта « » поручил режиссёру Стивену Фрирзу снять телефильм о британском кино, названный « ». Фильм Фрирза был посвящён и выражал благодарность трем режиссёрам британского кино: , Линдсею Андерсону, Дереку Джармену .
В мемуарах Гэвина Ламберта, посвящённых в основном Линдсею Андерсону, о нём было написано как о предателе своих друзей. Помимо этого Ламберт утверждал, что Андерсон был латентным гомосексуалистом. Макдауэлл процитировал это утверждение в 2006 году и добавил:
«Я знаю, что он был влюблён в Ричарда Харриса, снявшегося в его фильме „Такова спортивная жизнь“. Я уверен, что это было так же, как и со мной, и с Альбертом Финни, и всеми остальными. Это была не физическая любовь. Но я полагаю, он всегда влюблялся в своего основного актёра. Он всегда выбирал гетеросексуала, то есть того, кто был недостижим» .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1952 | ф | Уэйкфилд Экспресс | Wakefield Express | режиссёр |
1953 | ф | О, Дримлэнд | O Dreamland | режиссёр, сценарист |
1954 | ф | Дети четверга | Thursday's Children | режиссёр |
1957 | ф | Каждый день, кроме Рождества | Everyday Except Christmas | режиссёр |
1963 | ф | Такова спортивная жизнь | This Sporting Life | режиссёр |
1967 | ф | Белый автобус | The White Bus | режиссёр, продюсер, сценарист |
1968 | ф | Если | If…. | режиссёр, продюсер |
1973 | ф | О, счастливчик! | O Lucky Man! | режиссёр, продюсер |
1975 | ф | In Celebration | режиссёр | |
1980 | ф | Look Back in Anger | режиссёр | |
1982 | ф | Госпиталь «Британия» | Britannia Hospital | режиссёр |
1987 | ф | Августовские киты | The Whales of August | режиссёр |