Фильм представляет собой мозаику из отдельных эпизодов (всего их двадцать) разной протяженности и драматургии. Некоторые из них содержат едкую социальную
сатиру
, другие больше похожи на экранизированные
анекдоты
, третьи связаны с традицией
водевиля
, четвёртые скорее печальны, чем комичны. Структура «Чудовищ» напоминает о традиции популярного в
эпоху Возрождения
в Италии жанра
новеллистической книги
. Эпизоды фильма объединены местом действия —
Рим
и временем — начало 1960-х годов.
Все сюжеты
1)
Воспитание чувств
. Отец учит сына поступать вопреки
Заповедям
. Проходит десять лет, и согласно содержанию газетной статьи — сын грабит и убивает отца
.
2)
Чудовище
. Тщедушного, дегенеративного убийцу своих родных выволакивают из дома два здоровенных урода-
карабинера
и позируют перед фоторепортёрами.
3)
Рекомендация
. Богатый промышленник противостоит ухаживаниям кавалеров за своей рано созревшей дочерью, но делает исключение для стареющего донжуана, который помогает ему разрешить его проблемы (в другой версии фильма: знаменитый актер дает по телефону сначала положительную рекомендацию коллеге, а затем губит его карьеру, потому что он якобы приносит несчастья).
4)
Как настоящий отец
. Друг приходит к другу просить совета, как поступить с неверной супругой. Дав обещание поговорить с той «по-отцовски», друг возвращается в постель, где его ждёт та самая неверная жена.
5)
Синема-верите
. В интересах съёмки «
неореалистического
» фильма старуху многократно швыряют в бассейн.
6)
Бедный солдатик
. Опознав тело своей сестры, убитой проститутки, бедняга отправляется в редакцию газеты, чтобы выгодно продать её интимный дневник.
7)
Собачья жизнь
. Обитатель
бидонвиля
оставляет свою беременную жену вместе с больным ребёнком (который раз не оплатив при этом визит врача) и тратит последние копейки на футбольный матч.
8)
Один день из жизни депутата
. Депутат от христианских демократов, которому старый генерал хочет изложить историю мошенничества в высших эшелонах власти, делает всё, чтобы свести к нулю возможные последствия доклада.
9)
Любовники на римский манер
. Двое молодых людей на пляже рассеянно ласкают сидящую меж ними девушку. Та уходит, и их руки переплетаются.
10)
Добровольный свидетель
. Желая дать свидетельские показания в ходе судебного разбирательства, герой становится объектом унижений и издевательств со стороны адвоката обвиняемого.
11)
Сироты
. Слепой и его поводырь зарабатывают на жизнь, собирая милостыню. Врач
офтальмолог
берется вернуть слепому нищему зрение. Поводырь тут же уводит своего подопечного в другой район города.
12)
Засада
. Полицейский выслеживает нарушителей, спрятавшись за газетным киоском, чтобы выписать им штраф.
13)
Дух самопожертвования
. Женатый мужчина порывает с любовницей и убеждает её, что сделал это для её же собственного блага.
14)
Вернисаж
. Чтобы отпраздновать приобретение нового автомобиля, покупатель, образцовый семьянин, тут же отправляется к проституткам.
15)
Муза
. Дама-председатель литературного конкурса присуждает первое место молодому крестьянину, на которого она «положила глаз».
16)
Трава забвения
. На кинопросмотре сцена расстрела фашистами участников
Сопротивления
на фоне стены наводит героя на размышления о том, как должна выглядеть его строящаяся вилла.
17)
Улица для всех
. Пешеход, с трудом перейдя через оживлённую улицу и понося на чём свет стоит автомобилистов, садится за руль и даёт газу, едва не задавив пару-тройку зазевавшихся прохожих.
18)
Опиум для народа
. Красотка-жена приводит в дом любовника; муж сидит в соседней комнате, но так поглощён созерцанием телеэкрана, что полностью игнорирует происходящее рядом.
19)
Завещание Св. Франциска
. Священник в парикмахерской долго приводит себя в порядок, а затем в телепередаче рассуждает о простоте и самоуничижении.
20)
Высокое искусство
. Бывший боксёр Гварначчи убеждает своего приятеля, тоже бывшего боксера Антинори, выйти на ринг и продержаться пару раундов против чемпиона ради вознаграждения. Чемпион наносит страшный удар Антинори, тот искалечен и впадает в
идиотизм
. В последней сцене фильма Гварначчи катит по пляжу инвалидное кресло, в котором сидит Антинори.
Во время
МКФ в Венеции 2008 года
фильм был показан с двумя дополнительными, ранее не демонстрировавшимися эпизодами.
Актуальность фильма
По мнению
Жака Лурселя
наряду с картиной «
Обгон
» этот фильм «знаменует собой рождение «
комедии по-итальянски
», в данном случае — в виде
альманаха
. Это направление, которому суждено будет прожить всего десяток лет, приводит к двойному обновлению: в комедийном жанре и в структуре фильмов-альманахов»
.
Во многих отношениях фильм и поныне не утратил своей актуальности. Сказанное относится не только к Италии. Современному москвичу, как и римлянину, перейти улицу ничуть не легче, чем персонажу Витторио Гассмана. Оглупляющее влияние телевизионного «опиума для народа» сегодня выражено куда как сильнее, чем во времена незадачливого рогоносца в исполнении Уго Тоньяцци. Наконец, погоня за деньгами по-прежнему оказывается ведущей мотивацией в поведении «маленьких» и «крупных» буржуа.
В русской озвучке описание отцеубийства отсутствует (газетная статья переведённая как "Несчастный случай" появляется после их обгона во время автомобильной пробки).
Лурселль Ж.
I mostri. Чудовища. Авторская энциклопедия фильмов. Т. II.. — СПб.-М: Rosebud Publishing, 2009.
Литература
Лурселль Ж.
Авторская энциклопедия фильмов. Т. II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009.
Pier Marco De Santi, Rossano Vittori,
I film di Ettore Scola,
Gremese Editore, 1987
Masolino D'Amico.
La commedia all'italiana
. Mondadori (1985), ripubblicato da Il Saggiatore (2008)