Interested Article - Штайн, Петер

Петер Штайн ( нем. Peter Stein ; род. 1 октября 1937 , Берлин ) — немецкий театральный режиссёр , работающий в разных странах, включая Россию. Проживает в Италии .

Биография

Петер Штайн родился в Берлине . В детстве одноклассники, а позже товарищи по университету звали Штайна на русский манер — Петя. Отец Штайна — инженер, в 30-е годы работал на строительстве завода в СССР.

В молодости был увлечен техникой, но учился на факультетах философии и германистики Франкфуртского университета. Систематического театрального образования он не получил.

Театральную деятельность начал в 1964 году в мюнхенском «Каммершпиле» в должности ассистента режиссёра .

Как режиссёр Штайн дебютировал в 1966 году постановкой пьесы Э. Бонда «Спасение».

В 1968 году был вынужден покинуть театр — он публично выступил против войны во Вьетнаме, призвав зрителей сделать пожертвования вьетнамскому Фронту освобождения. После этого два года работал в театрах Бремена и Цюриха.

В 1967 году начал работать в театрах Бремена и Цюриха . На сцене Бременского драматического театра поставил «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и «Торквато Тассо» И. В. Гёте .

Широкая известность пришла к Штайну в 1970 году, когда он вместе с Клаусом Пайманом возглавил театр «Шаубюне» (Schaubuehne) в Западном Берлине , в котором работал 15 лет. В «Шаубюне» Штайн утверждал концепцию так называемого «театра права голоса» (Mitbestimmungstheater), предполагавшую участие не только всех членов творческого коллектива, но и технического персонала в принятии важных для театра решений, в том числе и касающихся репертуарной политики . Подхваченная разными режиссёрами, в частности Петером Паличем во Франкфурте-на-Майне , эта модель способствовала в не только демократизации, но и политизации театра в Западной Германии.

Постановка пьесы Б. Брехта «Мать», осуществлённая Штайном вместе с Пайманом в «Шаубюне», позволила некоторым политикам говорить о превращении театра в рассадник коммунистической идеологии . Вместе с тем эта демократическая модель нередко вызывала недовольство и у режиссёров; так, Пайман на этой почве уже в 1971 году покинул театр .

Штайн всегда проявлял интерес к русскому театру. В своем творчестве он продолжает и развивает традиции режиссуры К. С. Станиславского . Сегодня в мировом театре трудно найти режиссёра, столь истово отстаивающего принципы Станиславского.

Спектаклям Штайна, независимо от их тематики, всегда свойственна подробная, скрупулёзно разработанная психология персонажей; любовно и тщательно воссозданная в декорациях и звуковом оформлении атмосфера места действия; подчеркнуто реалистический стиль игры.

В 1970-е годы, во время бурных и эксцентричных авангардистских театральных экспериментов, этот стиль прозвучал неожиданно свежо, и принес «Шаубюне» мировую известность. Здесь театральная стилистика вышла на новый виток спирали развития, возвращаясь к классическим методам постановок на новом, современном уровне.

«Русская» направленность отчетливо прослеживалась в репертуаре театра Шаубюне. Штайн поставил «Дачников» М. Горького (1975), «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского (1972), « Три сестры » (1985) и « Вишнёвый сад » (1992) А. П. Чехова .

Главной основой репертуара режиссёра оставалась классика. Сам П. Штайн основой европейского театра считает античную драму, Шекспира и Чехова.

С 1986 года Штайн много ставит за пределами Германии, в том числе и в оперных театрах.

Питер Штайн ставил спектакли по пьесам драматурга Эдварда Бонда ( англ. ), среди которых « » (1967) и « » (1969)

Среди постановок Штайна пьесы Шекспира : в 1977 году состоялась премьера « Как вам это понравится », а в 1994 году « Антоний и Клеопатра ».

С начала 1990-х Штайн полностью стал «свободным художником», не связывающим себя долгосрочными контрактами с конкретными театрами. Это позволило ему сосредоточиваться на глобальных проектах (как правило — международных), представляющих собой грандиозные театральные эксперименты.

В 2000 году в рамках всемирной выставки ЭКСПО в Ганновере Петер Штайн поставил полную версию « Фауста » Гёте . Этот спектакль, который длился более 20 часов впоследствии прошёл в Вене и в Берлине. В спектакле было занято 35 актёров.

Питер Штайн поставил также спектакль « Чайка » в Рижском театре русской драмы ( Елена Стародуб — Аркадина, Анатолий Лобоцкий — Тригорин, а — Треплев) .

Постановки в России

В Россию Штайн приехал в 1989 году по приглашению Союза театральных деятелей СССР: в рамках фестиваля театров ФРГ был показан его спектакль «Три сестры».

В 1991 году Штайн поставил в Москве «Вишнёвый сад» А. Чехова.

В 1994 году в Москве состоялась премьера спектакля, поставленного Петером Штайном, — « Орестея » Эсхила . На сцене театра Российской Армии в восьмичасовом спектакле участвовали известные актёры российского театра: Екатерина Васильева , Татьяна Васильева , Людмила Чурсина , Евгений Миронов , Татьяна Догилева , Игорь Костолевский , Елена Майорова , Вячеслав Разбегаев . Спектакль стал главным событием российского театрального сезона.

В 1998 году Штайн поставил « Гамлета » с участием Евгения Миронова ( принц Гамлет ), Александра Феклистова (Клавдий), Ирины Купченко (Гертруда), Михаила Филиппова (Полоний), Вячеслава Разбегаева (Фортинбрас) и других актёров.

В феврале 2014 года Штайн приступил к репетициям оперы Дж. Верди «Аида» в Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко . Премьера прошла в апреле 2014 года.

Январь 2015 — премьера в театре Et-Cetera по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

22 июля 2016 года состоялась премьера оперы «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза в Большом театре России .

Семья

Жена (с 1999 г.) - итальянская актриса Маддалена Криппа. Живет в Италии на вилле в Сан-Панкрацио под Римом.

Награды

Интересный факт

Для постановки «Орестеи» Штайн приехал в Россию осенью 1993 года. В Москву Штайн приехал 3 октября 1993 года, когда в столице происходили трагические события. Представители Международной конфедерации театральных союзов сообщили ему о сложной ситуации в городе. Однако реакция режиссёра была однозначной: он приступает к работе. На следующий день, ровно в 10 часов утра, в условиях чрезвычайного положения Штайн провёл первую репетицию «Орестеи» в Театре Российской армии [ источник не указан 4058 дней ] .

Литература

  • Колязин В. Ф. Петер Штайн: Судьба одного театра. В 2 кн.: Кн. 1: Диалоги о Шаубюне. — М.: Дорошев, РОССПЭН, 2012. — 672 с., ил., 1000 экз., ISBN 978-5-905287-04-6

Документальное кино

К 75-летию был снят документальный фильм о П. Штайне "Петер Штайн. Театр... козы, оливки" (реж. А. Куренков, 2012).

Примечания

  1. Peter Stein // — 2005.
  2. Peter Stein // (нем.) / Hrsg.:
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #11861729X // (нем.) — 2012—2016.
  4. Ingrid Gilcher-Holtey. Politisches Theater nach 1968 : Regie, Dramatik und Organisation . — Frankfurt/Main, 2006. — ISBN 978-3-593-38008-7 .
  5. Pilz D. (нем.) . Berliner Zeitung (28 декабря 2012). Дата обращения: 11 января 2013. Архивировано из 23 июля 2014 года.
  6. от 5 декабря 2005 на Wayback Machine «Независимая газета» 14 января 2005
  7. . Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано из 7 апреля 2014 года.
  8. . Дата обращения: 8 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  9. (нем.) . от 28 ноября 2022 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Штайн, Петер