Отец писателя был
негоциантом
(предпринимателем) из аристократического рода, мать — служанкой
. В
1867
—
1872 годах
учился в
Уппсальском университете
. Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актёра, телеграфиста, и другие)
. В начале 1870-х годов дебютировал как писатель с драмами «В Риме» (Rom, 1870), «Изгнанник», «Местер Улоф» («Mäster Olof», 1872)
. Опубликованный в 1879 году социально-критический роман «Красная комната» (1879) принёс ему широкую известность
.
С 1872 года работал в Стокгольме журналистом. В 1874 году стал помощником библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.
«
Галлюцинации
,
фантазии
и
мечты
для меня очень реальны. Если я вижу, что моя
подушка
принимает различные человеческие формы, тогда эти формы есть; и если кто-то скажет мне, что она существуют только в (моём) воображении, тогда я скажу: — Только вы говорите! — То, что видит моё внутреннее око, для меня является более важным!»
Оригинальный текст
(швед.)
Hallucinationer, fantasier, drommar synas mig ega en hog realitet. Om jag ser min hufvudkudde antaga menskliga former, sa finnas dessa former der, och sager nagon att de endast (!) danas i min fantasi, sa svarar jag: — Ni sager endast? — Hvad mitt inre oga ser ar mig mer!
—
Стриндберг в письме в 1897 году
В 1898 Стриндберг опубликовал
автобиографическую
книгу на французском «Инферно» (
фр.
«Inferno»
). Впоследствии это произведение цитировалось некоторыми исследователями как доказательство психического нездоровья Стриндберга, один из диагнозов —
параноидный психоз
.
Заболел
пневмонией
на Рождество 1911 года, от которой так и не оправился. Скончался от пневмонии и
рака желудка
в 1912 году.
В политике придерживался
социалистических
, даже
анархистских
взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве. В начале
XX века
был одним из властителей дум западной цивилизации. В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был
натурализм
, а конечной — тот ранний
экспрессионизм
, который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.
Выдающийся русский поэт
Александр Блок
написал некролог «Памяти Августа Стриндберга», заканчивающийся словами
:
Для Стриндберга не страшно многое, что страшно для других, и, может быть, больших, чем сам он, учителей, потому что он… демократ. Наследие демократа — идейно, оно не может служить поводом ни для чьей корысти. Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это — лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг — утро, тот час, когда начинается большая работа. Он — менее всего конец, более всего — начало. Благоговейное изучение его — есть тот труд, который молодит усталые души.
Стриндберг был большим поклонником
Л. ван Бетховена
. Одну из своих пьес «
» (премьера в 1908 в Стокгольме) он назвал, вдохновившись фортепианной сонатой d-moll op.31 № 2 и Фортепианным трио B-dur, op.11 Бетховена (оба программных заголовка — «Gespenstersonate» и «Gespenstertrio» — композитору не принадлежат) и даже обозначил её словом «opus». Фрагмент из пьесы положил на музыку уже в 1915
Антон Веберн
(«Schien mir’s als ich sah die Sonne», op. 12 № 3). Текст пьесы Стриндберга лёг в основу либретто одноимённой оперы («Gespenstersonate»)
Ариберта Раймана
(премьера в Берлине, в 1984).
Образ в кинематографе
«Август Стриндберг. Жизнь между гениальностью и безумием» (мини-сериал; Швеция, Австрия, Германия, Дания; 1985; режиссёры Йохан Бергенстрале, Челль Греде), в заглавной роли —
Томми Бергрен
.
Сочинения
Романы
«Красная комната» — роман, 1879
«Сын служанки» — роман, 1886—1887
«Жители острова Хемсё» — роман, 1887
«Исповедь безумца» — роман, 1888
«На шхерах» — роман, 1890
«Ад» — автобиогр. книга, 1897
«Легенды» — автобиогр. книга, 1897
«Одинокий» — роман, 1903
«Готические комнаты» — роман, 1904
«Чёрные знамёна» — роман, 1905
Повести и рассказы
«Новое царство» — повесть, 1882
«Рассказы о браке» — сборник, 1884—1886
«Утопии в действительности» — сборник новелл, 1885
«Чандала» — повесть, 1889
«Первые и последние» — рассказ из сборника «Веселая Бухта и Позорный залив». (В 1903 году был напечатан в приложении к газете «Приазовский край», № 43 от 12 октября, С. 1-2)
«Кукольный дом» — рассказ. (В 1905 году был напечатан в газете «Приазовский край», № 196 от 18 августа и № 197 от 19 августа)
Юхан Август Стриндберг.
Собрание сочинений в 5 томах. — Книжный Клуб Книговек, 2010. —
ISBN 978-5-4224-0010-2
.
Экранизации
За 100 лет по произведениям писателя было снято более 260 фильмов и телефильмов
, в том числе:
1967 — «
Пария
» — западно-германский фильм 1967 года режиссёра Михаэлья Ферхёвена, экранизация одноимённой пьесы
Литература
Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.];
Луначарский А. В.
, Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923;
Блок А.
Статьи о Стриндберге, Собр. соч., т. 9, М. — Л., 1936;
Горький М.
, Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77-79; т. 29, М., 1955, с. 245;
Манн Т.
, Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961;
История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970;
Шарыпкин Д. М. А. Стриндберг и Г. Ибсен в русской литературе // Шарыпкин Д. М. Скандинавская литература в России. М., 1980.
Ерхов Б. А. Август Стриндберг. Биоблиографический указатель. М., 1981.
К. Ясперс.
.
В. Максимов.
// Стриндберг А. Интимный театр. М.: Совпадение, 2007.
Бальзамо Е. Август Стриндберг: лики и судьба. М.: Новое литературное обозрение, 2009
Анатолий Ливри. Dr. Anatoly Livry, «August Strindberg : de Rhadamanthe à Busiris et l’Etna de Zarathoustra»,
Nietzscheforschung
, Berlin, «Akademie Verlag», 2011, p. 123—135
Hans Göran Ekman.
(швед.)
// Tidskrift for svensk litteraturvetenskaplig forskning : журнал. — Varnamo, 1994. —
S. 189—191
. —
ISSN
.
8 января 2018 года.
Rothenberg A.
. — Johns Hopkins University Press, 1990. — С. 93. — 199 с. —
ISBN 978-0-8018-4011-1
.
— статья из журнала «Современник», 1912, N 5..
А. Блок