Interested Article - Войцек (фильм)
- 2021-08-28
- 1
«Войцек» ( нем. Woyzeck ) — кинофильм Вернера Херцога с Клаусом Кински в главной роли. Экранизация знаменитой пьесы Георга Бюхнера — первой в европейской литературе « мещанской трагедии », действие которой происходит «на дне». В её основу положена реальная история Иоганна Кристиана Войцека, обезглавленного в Лейпциге в 1824 году за убийство сожительницы.
Сюжет
Главный герой, Войцек ( Клаус Кински ), — типичный « маленький человек ». В сорок лет он служит солдатом в захолустном городишке и, чтобы добыть пропитание своей подруге Марии и их внебрачному сыну, вынужден подрабатывать «подопытным кроликом» местного доктора — адепта уринотерапии , который заставляет Войцека питаться одним горохом . Между тем Мария, которой наскучила жизнь с солдатом, отдаётся статному тамбурмажору . Войцек пытается урезонить соперника, но в ответ получает побои и унижения.
Рассудок покидает забитого, униженного и оскорблённого человека — его начинают посещать странные апокалиптические видения. В маковом поле земля шепчет ему «убей!», на своём языке этот приказ повторяет и ветер : «Главное — не открывать глаз!» Посреди ночи голос внушает ему: «режь! режь!» — и нож мелькает перед глазами. В конце концов Войцек покупает дешёвый ножик и, заманив Марию к озеру, исступлённо закалывает её ножом. Потом он забрасывает орудие преступления в озеро и в полумраке входит в воду, чтобы очистить свою одежду от пятен крови (а возможно, чтобы утопиться).
Фильм и пьеса
Фильм снят по незаконченной пьесе Георга Бюхнера « Войцек » (1837, опубликована 1879). Литературная критика не пришла к единому мнению о том, в каком порядке Бюхнер предполагал расположить сохранившиеся фрагменты произведения. Фильм довольно точно следует фабуле бюхнеровской драмы, хотя последовательность сцен определял сам Херцог. Некоторые второстепенные персонажи пьесы в фильме не показаны. Идиллический общий план города с озером в начале фильма и насыщенная символизмом заключительная сцена привнесены в сценарий самим Херцогом.
Работа над фильмом
«Войцек» завершает трилогию Херцога о приниженных, маленьких людях, к которой кинокритики также относят фильмы « Каждый за себя, а Бог против всех » (1974) и « Строшек » (1977). Как и в двух других фильмах, на главную роль сначала предполагался Бруно С. , но затем режиссёр склонился к кандидатуре Кински, о чём позднее сожалел [ уточнить ] .
Вернер Херцог и Клаус Кински экранизировали высоко ценимое Херцогом произведение Бюхнера («лучшее, что написано на нашем языке») летом 1978 года в Чехословакии ( Телч ), сразу после завершения ими работы над фильмом « Носферату — призрак ночи ». Небольшой бюджет картины (около 900 000 немецких марок) потребовал, чтобы съёмочная группа уложилась в две недели.
Во время съёмок режиссёр экспериментировал с камерой, которая крайне статична; съёмка каждой сцены ведётся с заданной позиции, монтаж сведён к минимуму. Херцог замечает, что на весь фильм приходится всего двадцать пять склеек, обозначающих переходы между сценами. Сложность такого подхода в том, что при столь статичной камере происходящее на экране должно полностью захватывать внимание зрителя . Этого особенно трудно достичь применительно к исторической экранизации, ибо старинным пьесам несвойственно динамичное развитие действия.
Анализ
Бюхнеровская пьеса содержала в себе зерно немецкого экспрессионизма , и Херцог остался верным этой традиции, заработав себе репутацию неоэкспрессиониста. Режиссёр считает, что фильм «засверкал» от прикосновения к самым «золотым вершинам немецкой культуры».
В отличие от превалирующих марксистских и фрейдистских трактовок пьесы Бюхнера, история Войцека истолкована режиссёром в русле его собственных мыслей об отношениях человека и природы, об их вечном поединке. Рассудок Войцека с трудом балансирует между человеческим и звериным началами, но под влиянием зова природы (к убийству его подстрекают почва и ветер) человеческое неумолимо истончается в нём.
Сила воздействия фильма многим обязана блистательной актёрской работе Кински. В рецензии The New York Times сказано, что от его присутствия на экране невозможно оторваться; иногда кажется, что тлеющий в нём вулкан эмоций прожжёт киноплёнку. Австрийская актриса Эва Маттес (мать дочери Херцога) за роль в этом фильме была удостоена приза в Каннах (1979).
См. также
- Маркиза фон О — экранизация немецкой классики со сходной проблематикой (1975)
- Мой сын, мой сын, что ты наделал — совместный проект Херцога и Линча (2009)
Примечания
- Vgl. Fischer/Hembus, Der Neue Deutsche Film , S. 264.
- ↑ Werner Herzog. Herzog on Herzog . ISBN 0571207081 . Page 161.
- Timothy Corrigan. The Films of Werner Herzog: Between Mirage and History . ISBN 0416410707 . Page 52.
- Anna Jerslev. Realism and Reality in Film and Media . ISBN 8772897163 . Page 110.
- Canby, Vincent (1979-08-24). . The New York Times . Дата обращения: 7 июня 2009 .
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте AllMovie
- 2021-08-28
- 1