Прошу прощения за мой французский
- 1 year ago
- 0
- 0
«В моей смерти прошу винить Клаву К.» — советский художественный фильм о первой любви, снятый в 1979 году режиссёрами Николаем Лебедевым и Эрнестом Ясаном по повести Михаила Львовского .
Фильм удостоен Государственной премии РСФСР .
Областной центр на юге России. Молодые интеллигенты Павел и Рита Лавровы приводят в детский сад своего четырёхлетнего сына Серёжу. Тот плачет и никак не хочет здесь оставаться. Тогда заведующая вызывает симпатичную девочку Клаву Климкову, которая берёт мальчика за руку и ведёт собирать жёлуди. Серёжа с помощью родителей набирает их гораздо больше, чем другие дети, чем сразу завоёвывает симпатии девочки…
Климкова и Лавров — третьеклассники. Он хорошо учится, активно занимается спортом, поёт в школьном хоре. Она же умеет только красиво подавать цветы, но Серёжа решает за девочку все проблемы. Он постоянно помогает Клаве с математикой, делает ей подарки — как вещи, принадлежащие ему, так и барометр отца или игрушки младшего брата…
Клава и Сергей учатся уже в старших классах. Он, как и прежде, гордость школы — победитель математических олимпиад, чемпион школы по шахматам, спортсмен и просто красавец. В него безответно влюблена одноклассница Таня Ищенко, а для Клавы Серёжа лишь игрушка, уже изрядно надоевшая. Внимание Клавы привлекает парень из параллельного класса Лаврентий (Лаврик) — сын врача, также отличник, однажды даже сыгравший вничью с Михаилом Талем . Сергей пытается вернуть себе внимание девушки, но та всё больше выказывает желание порвать с ним. Даже на угрозу юноши совершить самоубийство она заявляет, что она пошла бы с ним куда угодно, только если бы он был способен совершить заявленное.
Тане и Лаврику с трудом удаётся остановить Лаврова. Клава же, наоборот, жестоко высмеивает Сергея, призвав на помощь одноклассников — встречает его на пороге школы похоронным маршем. Но она могла бы этого и не делать — огонёк в глазах юноши уже погас, и ни правильные слова со стороны окружающих, ни туристическая поездка в горы с родителями не могут вывести его из угнетённого состояния.
По приезде Сергея из похода выясняется, что умерла мать Тани, и девушка бросила школу, чтобы зарабатывать на жизнь. Юноша потрясён этим. Он больше не встречается с Клавой, но никак не может её забыть. Даже когда он бродит по городу с Таней, то видит в проходящих девушках свою возлюбленную.
Однажды Сергей и Клава всё-таки встречаются у Лаврика и затем идут гулять. Девушка пытается просить прощения:
Это трудно объяснить. У нас всё не так получилось. Всё могло быть иначе… Ты всё время дарил мне себя, а Лаврик подарил мне меня, понимаешь?
Через какое-то время Сергей неловко пытается «признаться» Тане в любви:
— Я люблю тебя, Таня.
— Так не бывает.
— Бывает.
— Ты всю жизнь будешь любить Клаву.
— Так не бывает.
— Бывает…
Затем Таня уходит, а юноша долго смотрит ей вслед.
Фильм снят по одноимённой повести Михаила Львовского, в которой, по его словам, нашли отражение перипетии его юношеских отношений с , которая затем стала женой Александра Галича . В 1980 году был издан сборник «Сигнал надежды», куда кроме киносценариев вошли повести «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1976 г.) и её продолжение «Сестра милосердия» (1977 г.). Больше эти произведения никогда не издавались.
Особенностью повести является поочерёдное повествование от имени практически всех главных героев, что даёт возможность читателю понять причины тех или иных поступков и их восприятие окружающими.
Сюжеты книги и фильма несколько отличаются, главное отличие — случайное падение Сергея с обрыва реки после возвращения из поездки на море (в фильме вместо неё — туристический поход). После этого Таня ухаживала за юношей в больнице, и только потом происходит их объяснение. Также в повести приводится название реки — Кубань , упоминается фамилия Лаврика — Корнильев. В фильме о падении есть лишь намёк в одном из эпизодов. По утверждениям, поначалу съёмки включали все события повести, однако впоследствии некоторые эпизоды были исключены, так как режиссёру не хотелось отвлекать зрителя от основной темы фильма и придать действию больший динамизм. По словам Натальи Журавлёвой, сыгравшей Таню Ищенко, сохранились кадры момента, когда Сергей после падения попадает в больницу (на операционном столе, в палате).
В книге «Сестра милосердия» раскрывается дальнейшее развитие сюжета. О Клаве в повести упоминается вскользь — лишь сообщается, что она вышла замуж. Действие происходит спустя 5—6 лет (это можно высчитать по авторскому комментарию: в повести «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Таня говорит Сергею про свою сестру Свету, что ей три года, а в повести «Сестра милосердия» о Свете говорится, что ей 8 лет). Таня работает медсестрой в клинике профессора Корнильева (отца Лаврика), Серёжа учится и живёт в Москве, где одновременно со сдачей диплома защищает и кандидатскую диссертацию по математике. Он возвращается в свой родной город Синегорск и уговаривает Таню переехать к нему. Через несколько месяцев девушка едет в Москву, где побеждает в конкурсе песни медицинских работников. Её отношения с Серёжей имеют открытый финал с намёком на счастливое развитие: Серёжа вновь предлагает продолжить роман, однако Таня отказывается, мотивируя это тем, что выйдет за него замуж только тогда, когда будет уверена, что его чувства к ней такие же крепкие, как и у неё к нему. Книга заканчивается тем, что Тане приходит письмо, в котором Сергей пишет, что не может жить без неё и её друзей, с которыми он успел познакомиться.
Синегорск действительно существует в Краснодарском крае , но это не город, а небольшой посёлок вдалеке от Кубани. Более вероятно, что под Синегорском подразумевается Краснодар . [ источник не указан 691 день ]
Актёр | Роль |
---|---|
Владимир Шевельков | Серёжа Лавров |
Максим Ясан | Серёжа Лавров в детстве |
Андрей Мусатов | Серёжа Лавров-третьеклассник |
Надежда Горшкова | Клава Климкова |
Елена Хопшоносова | Клава в детстве |
Ольга Озерецковская | Клава-третьеклассница |
Наталья Журавлёва | Туся (Татьяна) Ищенко |
Лаврик Корнильев | |
Любовь Полищук | мама Клавы Вера Сергеевна |
Валентина Панина | мама Серёжи Рита |
Виктор Костецкий | отец Серёжи Павел Афанасьевич |
Антон Гранат | брат Серёжи Шурик |
Вениамин Смехов | дядя Сева |
Ольга Волкова | воспитательница в детском саду Елена Григорьевна |
Любовь Малиновская | учительница музыки во Дворце пионеров Неонила Николаевна |
Александр Анисимов | директор Дворца пионеров Дмитрий Александрович |
режиссёр Дворца пионеров | |
Любовь Тищенко | заведующая детским садом |
Лариса Удовиченко | эпизод |
…Когда достаточно задолго до выхода на экран я посмотрела «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (режиссёр Эдуард Ясан), мне было понятно, что фильм молодёжная аудитория встретит очень хорошо. Но чтобы такой успех! — надо признаться, не ожидала. Лавина писем в киноредакции, во всех кассах кинотеатров — всегда и везде — билеты проданы. После демонстрации этой ленты по Центральному телевидению в 1986 году редакция кинопрограмм ЦТ была завалена потоком откликов: подросли новые 14-летние, которые в свои 10 лет картину, может, и не видели, а если и видели, то не могли оценить с позиций нынешних, сформировавшихся запросов; бывшие подростки, нынешние 15-20-летние молодые люди, заново переживали прекрасные впечатления теперь уже их прошедшего детства. Снова успех фильма ошеломлял.
Мы, профессионалы, конечно, правы, когда прежде всего озабочены мерой и степенью художественного постижения жизни со всеми её сложностями и противоречиями. Я вспоминаю, как в сценарии М. Львовского слово передавалось по ходу действия всем героям драмы (вплоть до малолетнего Серёжиного брата) и повествование продолжало развиваться, преломлённое уже с другой точки зрения… Жизнь поворачивалась разными гранями, сталкивались разные позиции, мотивы поступков каждого из действующих лиц имели углублённые и непростые характеристики. Отношения роковой красавицы Клавы, влюбленного в неё с детского сада благородного Сергея, появление не менее, чем Сергей, превосходного парня Лаврика, ставшего новой, «настоящей» любовью для Клавы,— всё это представляло достаточно многомерную, сложную картину жизни.
В снятом фильме ничего этого нет, действие направлено по очищенному от всего «лишнего» (то есть от жизненной реальности) пути. Обидно смотреть это зрелище. Однако посчитаемся и с юными зрителями, с их способами смотрения, с их ожиданиями от экрана!