Настоящее преступление (фильм, 2018)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Преступление и наказание» ( фин. Rikos ja rangaistus ) — первый полнометражный фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки . Фильм основан на одноимённом романе Фёдора Достоевского . Лента получила две премии « Юсси » — за лучший дебютный фильм и за лучший сценарий.
«Преступление и наказание» стало дебютной картиной 26-летнего Аки Каурисмяки . Бюджет фильма был ограниченный . По словам самого кинорежиссёра, снимать фильм на основе литературного произведения, а тем более Достоевского, ему было удобно, так как писатель уже сделал дело за него, благодаря чему при написании сценария ему оставалось время лишний раз посидеть в баре. Снимать экранизацию романа Достоевского его побудила фраза Альфреда Хичкока , сказанная в беседе с режиссёром Франсуа Трюффо , о том, что он никогда бы не стал экранизировать «Преступление и наказание» из-за его многословности .
В ответ на сравнение его картины с « Карманником » Робера Брессона Каурисмяки утверждал, что не видел этот фильм до того, как закончил своё «Преступление и наказание». К тому же он был запрещён в Финляндии из-за обвинений в побуждении к насилию .
Действие фильма проходит в современном Хельсинки , начала 1980-х. После смерти своей невесты в автокатастрофе студент юрфака Анти Рахикайнен оставил учёбу и устроился работать на бойню мясником. Зная виновника аварии, он появляется в его доме и убивает растерявшегося хозяина из принесённого пистолета.
Случайной свидетельницей убийства становится Ева Лааксо. Не решаясь открыть полицейским имя преступника, она настойчиво советует Анти прийти с повинной и добровольным признанием снять с себя тяжёлый груз совершённого преступления.
Инспектор полиции Пеннанен и следователь Снеллман уверены в причастности к убийству Рахикайнена. Сыщики начинают психологическую игру с потерявшим самообладание юношей, заставляют того нервничать и путаться в показаниях.
О тайне Евы Лааксо узнаёт её босс Хейнонен, который предлагает своё молчание в обмен на благосклонность Евы. После ряда неудач Хейнонен намерен самостоятельно решить судьбу бывшего студента, но неожиданно гибнет в результате несчастного случая.
Будучи не в состоянии контролировать собственные поступки, Анти бросает в шляпу уличного попрошайки те немногие ценные вещи, которые забрал в квартире Хонникена. Арестованный полицией нищий по непонятным причинам признаётся в том, что убийство — дело его рук.
Рахикайнену удаётся раздобыть фальшивый паспорт, столь необходимый для незамедлительного бегства из страны. После прощального разговора с Евой он внезапно меняет принятое решение и сдаётся на милость властей в том же полицейском участке, где он совсем недавно отвечал на коварные вопросы следователя по делу об убийстве Хоннекена.
Киноведы Андрей и Елена Плаховы, исследовавшие творчество Каурисмяки, причисляют «Преступление и наказание», наряду с картинами « Союз Каламари » и « Гамлет идёт в бизнес », к «чёрной трилогии» кинорежиссёра . В статье о Каурисмяки в « Большой российской энциклопедии » Андрей Плахов дал следующую характеристику дебютному фильму финского режиссёра:
Роман Ф. М. Достоевского стал поводом для раскрытия драмы молодого маргинала, бросающего вызов охваченной потребительским бумом Финляндии, стране «экономического чуда»
Валерий Турицын в своей книге «Малоизвестные киношедевры» подчёркивал постмодернистскую эпатажность финской экранизации произведения русской классики, при этом проявляющуюся в первых же сценах с разделкой мясных туш под мелодию « Серенады » Франца Шуберта и перерубанием таракана лопатой. Он также отмечает фразу героя, сказанную им при убийстве «Я убил насекомое, и сам стал насекомым» .
Игорь Манцов в журнале « Искусство кино » прослеживает в творчестве финского режиссёра, начиная с «Преступления и наказания», два главных мотива: города и мужского начала, когда суровые парни из глубинки приезжают в город и тем или иным способом пытаются победить его .
Критик Наталья Шарапова сравнивая «Преступление и наказание» с « Гавром », более поздней работой Каурисмяки, отмечала, что в первом главный герой протестует против общества, проявляя ошарашивающую жестокость, в отличие от второго, где герои делают это, напротив, с изысканным благородством .