Вифанская духовная семинария
- 1 year ago
- 0
- 0
Вифанская православная духовная семинария — духовное учебное заведение при Спасо-Вифанском монастыре . Учреждена 1 (12) мая 1797 года. Названа по имени монастыря, который, в свою очередь, получил имя от придела соборной Преображенской церкви, освящённого во имя Лазаря , воскрешённого в Вифании Палестинской .
Идея открытия семинарии принадлежит ректору Троице-Сергиевой семинарии митрополиту Московскому Платону . После коронации Павла I он пригласил императора на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, где император посетил скит монастыря, расположенный неподалёку, в Корбухе. Вскоре после посещения скита Павел I подписал указ об учреждении 2-классного Вифанского Спасо-Преображенского монастыря. Его же указом 1 мая 1797 года была учреждена и Вифанская семинария на 100 учеников. Прежняя Корбуха также была переименована в Вифанию .
Не дожидаясь окончания строительства, для подготовки кадров архиепископ Платон создал при Троице-Сергиевой семинарии особое отделение, которое через 3 года переехало в только что отстроенный на берегу Вифанского пруда корпус. Построенное по проекту архитектора С. Болдырева П-образное здание благодаря декоративным башням и рву с подъёмным мостом напоминало замок. Открытие семинарии состоялось в августе 1800 году .
Курс обучения в семинарии делился на низший и высший грамматические классы, классы риторики, философии и богословия. Преподавались словесность , всеобщая история , философия , математика и физика , богословие изъяснительное, созерцательное и нравственное, археология , Священное Писание , церковная история, древние ( латинский ,) и новые (немецкий и французский) языки. Некоторые предметы преподавались на латыни. Ученики Лаврской и Вифанской семинарий совместно участвовали в диспутах на латинском языке по философии и богословию .
В богословском классе семинарии установили орган, преподнесённый графиней А. А. Орловой-Чесменской Московскому митрополиту Платону. Это позволило обеспечить дополнительное музыкальное образование семинаристов. Из их числа были организованы оркестры, управляли которыми специально нанятые капельмейстеры. Семинаристы занимались также декламацией, пением, постановкой мистерий .
Благодаря содействию митрополита Платона в обеспечении семинарии, все её учащиеся находились на казённом содержании. В первые годы семинария была образцовой как в материальном аспекте, так и по составу учащихся: принимая в семинарию наиболее одарённых учеников, Платон регулярно отсылал из неё неспособных в другие семинарии. Материальное положение семинарии оставалось прочным и в начале XIX века .
В 1797—1804 гг. семинария находилась под управлением ректора Троицкой духовной семинарии и Московской духовной академии Августина (Виноградского; впосл. архиепископ Московский). В 1804—1812 годы ректором семинарии был архимандрит Гедеон (Фомин) .
В 1814 году в ходе реформы духовного образования было принято решение Вифанскую семинарию закрыть. Однако ходатайством её бывшего ректора архиепископа Августина (Виноградского) 21 сентября 1814 года Синод постановил открыть семинарию. 5 ноября 1814 года семинария была открыта вновь, в преобразованном составе. Из прежних учеников в неё зачислили 63 человека, и ещё 203 были переведены: 133 — из Троицкой духовной семинарии, 50 — из бывшей Славяно-греко-латинской академии , 20 — из закрытой Дмитровской духовной семинарии.
Общее число учащихся (266 чел.) существенно превысило допустимую для семинарского здания норму. Однако в последующие годы число учеников в семинарии продолжало расти:
и поэтому встал вопрос о строительстве новых зданий. 4 сентября 1826 года был издан указ о выделении средств на строительство нового корпуса. Его строительство было завершено в 1829 году. В 1832 году при семинарии возвели корпус для столовой, в 1842 году — больничный флигель, в 1846 году — баню, в 1867 году — корпус для семейных преподавателей.
В ведении семинарии в XIX веке состояли духовные училища: Звенигородское, Дмитровское и позже Волоколамское. В них учились выходцы из приходов Верейского, Звенигородского, Можайского, Рузского, Волоколамского, Клинского и Дмитровского уездов. В семинарии также были учащиеся из других епархий, в том числе из Переславского и Александровского уездов Владимирской губернии. Начиная с 1850-х годов в семинарии обучались сербы , черногорцы и болгары . При святителе Филарете на лекции в семинарии начали допускаться вольнослушатели .
Начиная с 1814 году учащиеся семинарии стали делиться на казённых и пансионеров. К первым относились воспитанники, за которых епархия или родители вносили полную сумму их содержания. Пансионеры оплачивали только питание и жильё в общежитии, размер оплаты зависел от материального положения семинариста. Это позволяло обучаться в семинарии юношам из бедных семей. Льготы ученикам и постепенное обесценение ассигнаций привели к тому, что, несмотря на поступавшие пожертвования, материальное положение семинарии стало ухудшаться. К середине XIX века из элитного учебного заведения она превратилась в духовную школу для юношей из бедных слоёв духовного сословия, выпускники которой служили в сельских приходах .
В 1830 году курс обучения в семинарии состоял из низшего, среднего и высшего отделений, в которых преподавались словесность, всеобщая история, древние (латинский, греческий и древнееврейский) и новые (немецкий и французский) языки, математика, физика, философские и богословские науки, библейская и церковная история .
В 1840 году по инициативе обер-прокурора Синода графа Н. А. Протасова , система духовного образования была частично перестроена в видах усиления церковно-исторических дисциплин и придания семинарскому образованию более практического направления. Однако в Вифанской семинарии это не повлекло за собою радикальных перемен, так как в ней и ранее, ещё по установлениям митрополита Платона, большое внимание уделялось истории. То, что из преподавания была исключена философия, возмещалось тем, что на уроках латыни учащиеся переводили «философские системы». Начиная с 1840 года преподавание стало вестись на русском языке .
В 1859 году оклады служащих семинарии были увеличены и уравнены с окладами служащих в Санкт-Петербургской духовной семинарии .
Реформа 1867 года, обусловленная принятием нового устава духовных семинарий, вновь едва не привела к закрытию семинарии. Состояние её зданий не соответствовало предъявляемым требованиям, а средств на ремонт не было. Кроме того, в 1860-х годах уменьшилось количество приходов, и на некоторое время вообще отпала нужда в новых священнослужителях. Вопрос о необходимости сохранения Вифанской семинарии был поставлен на съезде московского духовенства 30 августа 1869 г. Апеллируя к её важному значению, особенно для подготовки сельского духовенства, выпускники семинарии и рядовые граждане спасли семинарию от закрытия .
До 1872 году приём и выпуск из Вифанской семинарии проходили 1 раз в 2 года. В 1870/71 учебном году семинария перешла к учебным программам с шестью одногодичными курсами. К 1870-м годам число учеников в семинарии уменьшилось, и в 1878 составило 249 воспитанников. В 1884 году был принят устав духовных семинарий, обязывавший открывать при них образцовые начальные школы. Таковая была открыта при Вифанской семинарии в 1886 году .
Вифанская семинария не осталась в стороне от революционных событий 1905—1907 гг . Представители семинарии участвовали в работе нелегального Всероссийского общесеминарского съезда в Москве (25-27 декабря 1906 года). В апреле 1907 года учащиеся семинарии подписали петицию против распоряжения правления семинарии об увольнении нескольких учеников. В ответ на это в семинарии было проведено массовое отчисление воспитанников, и выпуск 1908 года не состоялся .
Последний набор в Вифанскую семинарию состоялся в 1917 году. 11 ноября «ввиду тяжёлых экономических условий» занятия были прекращены, и воспитанники отпущены домой. Согласно распоряжению, перерыв был объявлен «по 5 февраля 1918 г.», однако после этого занятия в семинарии так и не возобновились .
В 1925—1932 и 1944—1975 гг. здания семинарии занимал детский дом. В старом семинарском корпусе разместился кожно-венерологический диспансер, в новом корпусе — Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум .
В 1993 году новый семинарский корпус сгорел, его руины в 1996 году были переданы Троице-Сергиевой лавре, в 1997 году лавра получила также часть старого корпуса .
За все время своего существования Вифанская семинария подготовила и выпустила свыше 3500 человек. Среди её выпускников — новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов, священник Константин Некрасов, диакон Николай Цветков, а также профессора Московский Духовной Академии А. И. Введенский, В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский, П. И. Горский-Платонов, П. С. Казанский, Н. Ф. Каптерев, профессор Казанской духовной академии А. И. Гренков .
Начало библиотеки семинарии было положено пожертвованиями митр. Платона. В неё также жертвовали свои книги свт. Филарет (Дроздов) , митрополит Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский) , профессора семинарии и другие лица. В 1858—1877 гг. Московская консистория передала в семинарию часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев, наиболее древние из которых относятся к XVI в .
В 1920-е годы бо́льшую часть библиотеки Вифанской семинарии перевезли в Московскую Духовную Академию (МДА) . В 1930—1945 гг. в составе собрания МДА эти фонды поступили в ГБЛ, где в 1966 году они были выделены в отдельный фонд № 556. Значительную часть этого собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митрополита Платона, Псковского архиепископа Мефодия (Смирнова), преподавателей семинарии .
Библиотека Вифанской семинарии в количестве 125071 книг и 172 рукописей вошла в состав Румянцевской библиотеки (ныне Российская государственная библиотека) .