Interested Article - Рассел, Кен

Ге́нри Ке́ннет А́льфред Ра́ссел ( англ. Henry Kenneth Alfred Russell ) или Ке́н Ра́ссел ( Ken Russell ; 3 июля 1927 года , Саутгемптон , Великобритания 28 ноября 2011 года , Лондон ) — британский кинорежиссёр, актёр, сценарист, которого называют «патриархом британского кино» и одним из ведущих режиссёров Великобритании . Чаще всего Рассел снимал биографические, музыкальные и эротические фильмы, он сотрудничал с группой The Who , снимал картины, вольно интерпретирующие жизнь известных композиторов и писателей. Фильмы Рассела неоднократно номинировались на престижные кинонаграды, в том числе « Оскар ».

Биография

Ранние годы (1930—1950-е)

Родился в Саутгемптоне ( Англия ). С 10 лет интересовался музыкой, но родители хотели видеть его моряком. Окончив престижный Пенборнский морской колледж , он ходил на торговых судах, затем служил в ВВС .

В 1950 году Рассел, увлекшись танцами, стал балетным танцовщиком , и в 1951 году присоединяется к драматической труппе. Это во многом очертило круг будущих интересов Рассела-кинематографиста.

Окончив курс фотодела в техническом колледже, работал фотографом. Фотоработы молодого Рассела охотно публиковали журналы .

Снял несколько любительских короткометражных фильмов, в том числе «Амелия и Ангел» (1958), открывших ему дорогу на телевидение « Би-Би-Си », для которого он в дальнейшем сделал несколько документальных фильмов-биографий известных композиторов. При этом «байопики» молодого режиссёра часто вызывали и вызывают бурю негодований. [ источник не указан 642 дня ] Его фильмы об английском композиторе Эдуарде Элгаре , о Дебюсси и Айседоре Дункан вызвали шумную реакцию. [ источник не указан 642 дня ] Например, в фильме о Дебюсси есть кадры, где в обнажённую девушку летят одна за одной стрелы. Часто дело доходило до судебных запретов работ режиссёра. Так, наследники Рихарда Штрауса , владеющие правами на его музыкальные произведения, до сих пор не разрешают показывать фильм о композиторе. [ источник не указан 642 дня ]

«Ниспровергатель основ» (1960 — 1970-е)

В полнометражном кино дебютировал в 1963 году эксцентрической комедией « » ( англ. French Dressing ), от которой в последнее время всячески открещивался. [ источник не указан 642 дня ] В этом фильме рассказана странная история отношений восходящей кинозвезды, приехавшей на кинофестиваль в приморский город, и служащего, который выдаёт на пляже шезлонги.

О молодом режиссёре заговорили, но мировую известность ему принесла экранизация романа Д. Г. Лоуренса « Влюблённые женщины » (1969), где в полной мере проявилась авторская манера Рассела, сочетающая китч, провокацию и эстетику поп-культуры. [ источник не указан 642 дня ] Фильм относится к категории «не рекомендованных для семейного просмотра», [ источник не указан 642 дня ] он отмечает приход в кино сексуальных и словесных вольностей, которые не позволял себе до этого ни один крупный режиссёр. [ источник не указан 642 дня ] Гленда Джексон стала первой актрисой, получившей « Оскар » за роль, включавшую сцены эротического характера. В фильме также присутствует длительная сцена борьбы Оливера Рида и Алана Бейтса , во время которой актёры полностью обнажены. Эта сцена противоречила взглядам цензуры на «благопристойность», вследствие чего картина вызвала бурную реакцию. [ источник не указан 642 дня ]

Большой удачей стала постановка Расселом мюзикла « Томми » по мотивам одноимённой рок-оперы группы « The Who ». [ источник не указан 642 дня ] Помимо полного состава группы, в работе над картиной приняли участие Оливер Рид , Энн-Маргрет , Элтон Джон , Эрик Клэптон , Тина Тёрнер и другие популярные актёры и певцы. Несмотря на «звёздный» состав актёров, фильм получил неоднозначные отзывы. [ источник не указан 642 дня ] Например, современный кинокритик Сорен Маккарти, противопоставляя его картине « Квадрофения » (1979, также поставленный по мотивам рок-оперы «The Who», пишет что за основу расселовского фильма взят более удачный альбом, но результат получился ужасным .

Кризис жанра

Поздние его фильмы, вроде «Готики» (1986, в котором натуралистично изображались некоторые «причуды» Байрона и Шелли , в том числе и спорные моменты из биографий литераторов, например, гомосексуальные наклонности Байрона, и «Последнего танца Саломеи» (1988, вольной экранизации Оскара Уайльда ), успеха не имели [ источник не указан 2364 дня ] .

Поскольку видеоклип как своеобразный жанр визуального искусства окончательно сформировался в середине 1980-х, новаторские изыскания Рассела уже не столько эпатировали, сколько раздражали публику. [ источник не указан 642 дня ] Рассел-режиссёр не остался в стороне от общих тенденций и снял клип с песней Элтона Джона « Nikita ».

В 1990-е годы много работал на телевидении.

Оценка творчества

Среди лучших кинофильмов можно назвать: « Дьяволы », « Влюблённые женщины », « Любители музыки », « Малер », « », и среди лучших телевизионных фильмов — «Эльгар» и «Песня Лета» .

Позднее многие картины, к которым критика отнеслась скептически, а зрители обошли вниманием, стали считаться классическими у Рассела. К таким фильмам можно отнести ленты «Готика», « Логово белого червя » (по Брему Стокеру ) и «Последний танец Саломеи» (по Уайльду ), во всех трёх фильмах Рассел отдал дань уважения классикам английской литературы . Среди менее значительных, но также интересных кинофильмов — « », «Томми», « Другие ипостаси », « », « Шлюха », « Радуга » и среди телевизионных фильмов — «Облака славы», «Леди Чаттерлей», «Британская картина» и вторая версия «Элгара».

Спорными остаются фильмы « Листомания », « » .

Творчество Кена Рассела всегда вызывало бурную реакцию у публики . Невзирая на провокативный характер творчества, режиссёр обрёл признание у современников. Согласно опросу, проведённому газетой The Daily Telegraph , он вошёл под номером 88 в список «100 гениальных современников» .

Творческие союзы

У Гленды Джексон практически не было актёрского опыта , Оливера Рида считали второсортным актёром . Рассел раскрыл их талант. Режиссёр также легко может добиться хорошей игры и от непрофессионала, как, например, от Твигги в «Приятеле», от Гэйбла в «Делиусе» .

Гленда Джексон говорит о Кене Расселе: «Он нравится мне и как человек, и как режиссёр. Он, как и все действительно хорошие режиссёры, оставляет тебя в покое. Плохие режиссёры просто говорят тебе то, что ты хочешь слышать; хорошие режиссёры всегда ждут, чтобы их удивляли. Действительно хорошие режиссёры, скорее инстинктивно, чем сознательно, создают атмосферу, климат, в котором тебе хорошо работается, в котором легко появляются новые идеи. Кену нет дела до актёрской игры. Он может потратить часы на декорации и орать на людей, потому что какая-нибудь совсем мелкая деталь костюма не такая, как надо, а потом он оставляет решение сцены целиком на твоё усмотрение. Поэтому он ничем не сможет помочь плохому актёру» (Из книги Д. Натана «Гленда Джексон») .

Сам Рассел отмечает: «Я не слишком много рассказываю моим актёрам. Я объясняю им всё, что можно, но жизнь не состоит из объяснений или манипулирования» .

Фильмография

Режиссёр

Полнометражные художественные фильмы

Телевизионные фильмы

  • 1964 — Пустынное побережье / Lonely Shore
  • 1964 — Дневник Никого / Diary of a Nobody (к/м)
  • 1983 — Планеты / The Planets
  • 1989 — Британские зарисовки / A British Picture
  • 1990 — Женщины и мужчины: Истории соблазнений / Women and Men: Stories of Seduction
  • 1992 — Тайная жизнь Арнольда Бакса / The Secret Life of Arnold Bax (телесериал)
  • 1993 Любовник леди Чаттерлей / Lady Chatterley
  • 1995 — Алиса в стране России / Alice in Russialand
  • 1996 — Экстрасенс / Mindbender
  • 1998 — Люди-собаки / Dogboys
  • 2000 — Пасть льва / Lion’s Mouth (к/м)

Документальные фильмы

  • 1960 — Лондон поэта / Poet’s London (к/м)
  • 1960 — Дом в Бейсуотере / A House in Bayswater (к/м)
  • 1961 — Лондонские настроения / London Moods (к/м)
  • 1961 — Антонио Гауди / Antonio Gaudi (к/м)
  • 1966 — Не стреляйте в композитора / Don’t Shoot the Composer
  • 1966 Айседора Дункан , величайшая танцовщица мира /
  • 1986 — Воан-Уильямс / Vaughan Williams
  • 1997 — В поисках английской песни / In Search of the English Folk Song

Оперы

  • 1985 — / Faust
  • 1987 Ария (новелла «Nessun dorma») / Aria (segment «Nessun dorma») (киноальманах)

Актёр

Примечания

  1. Ken Russell // (англ.)
  2. Ken Russell // (англ.) — 1995.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118791656 // (нем.) — 2012—2016.
  4. . Дата обращения: 28 ноября 2011. 30 ноября 2011 года.
  5. от 30 ноября 2011 на Wayback Machine // Интерфакс
  6. Lanza, Joseph. Phallic Frenzy: Ken Russell and His Films. — Chicago Review Press, 2007. — ISBN 1-55652-669-5 .
  7. Ельчев Е. . — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. — 182 с. — ISBN 978-5-367-00680-3 .
  8. Маккарти С. 60 культовых фильмов мирового кинематографа. — Екатеринбург: У-фактория, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-9757-0149-7 .
  9. . Дата обращения: 9 декабря 2014. 2 февраля 2015 года.
  10. Chris Roberts. . — Thorndike Press, 2006. — ISBN 0-7862-8517-6 .
  11. . Дата обращения: 5 июля 2009. 6 сентября 2011 года.
  12. Steve Grant, ‘Spectrum: A talent to smoulder and chill / Times Profile of actress Glenda Jackson’, The Times (15 January 1987).
  13. Стивен Джей Шнадер. Трэвис Кроуфорд об Оливере Риде // Шнайдер С. Дж. 501 КиноStars. Биографии и роли самых великих актёров мира : Сб. — М. : Эксмо, 2008. — С. 446 .
  14. Nathan, David. Glenda Jackson. — Tunbridge Wells, Kent, 1984. — ISBN 0-9467-7135-9 .
  15. John Baxter. . — 1973. — ISBN 0-7181-1075-7 .

Литература

  • Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич Москва, Советская энциклопедия, 1987. — с. 344

Ссылки

Источник —

Same as Рассел, Кен