Interested Article - Лопушанский, Константин Сергеевич

Константин Сергеевич Лопушанский (12 июня 1947 года, Днепропетровск ) — советский и российский кинорежиссёр и сценарист, работающий в жанрах притчи и антиутопии . Приверженец авторского кино. Снял несколько фильмов по произведениям братьев Стругацких . Народный артист Российской Федерации (2007) .

Биография

Родился 12 июня 1947 года в Днепропетровске . Мать — София Петровна Лопушанская (1926—2008), отец — Сергей Тимофеевич Лопушанский (ум. 1953).

Детство прошло в Казани, куда его родители приехали преподавать после окончания МГУ .

По первому образованию — музыкант. После окончания Казанской консерватории по классу скрипки (1970) обучался в Ленинградской государственной консерватории (факультет музыкальной режиссуры, кафедра оперной режиссуры, 1973—1976) .

В 26 лет получил степень кандидата искусствоведения ( диссертация «Русская музыкально-исполнительская эстетика второй четверти XIX в.»). Работал преподавателем Казанской и Ленинградской консерваторий (история исполнительского искусства), редактором в Ленинградском Академическом Малом оперном театре .

Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (режиссёрское отделение, мастерская Эмиля Лотяну , 1979) . Был ассистентом на съёмках фильма Андрея Тарковского « Сталкер » . Работает режиссёром-постановщиком киностудий « Ленфильм » (с 1980 года) и Андрея Сигле .

Возглавлял (1991—1996) .

Действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника» .

В 2007 году был председателем жюри XVII МКФ « Послание к Человеку ».

В феврале 2012 года приступил к съёмкам фильма « Роль » по собственному сценарию (написан совместно с Павлом Финном ). Действие фильма происходит в годы Гражданской войны . Главную роль в картине исполнил актёр Максим Суханов . Премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы 35-го Московского международного кинофестиваля в конце июня 2013 года.

Творчество

Свой первый фильм, короткометражное кино « », режиссёр снял в 1978 году .

Дипломная работа, короткометражный фильм « Соло » ( 1980 год ), многими была признана лучшим фильмом о блокаде , главного героя играл один из любимых актёров Тарковского Николай Гринько . Фильм «Соло» побывал на многих кинофестивалях и был удостоен Гран-при ( Испания ).

Ученик Андрея Тарковского , последовательно проводящий в своём творчестве духовные и эстетические принципы мастера, Константин Лопушанский — один из немногих российских режиссёров, в отношение которых применимо понятие «авторский кинематограф». Называя себя «убеждённым и непереубеждённым приверженцем тотального авторства», Лопушанский не приемлет компромисс в любом его виде и, прежде всего, по отношению к себе. Он ставит перед собой сложнейшие художественные задачи, каждый его фильм — свидетельство интеллектуального труда и глубоких личностных переживаний. Эстетические ориентиры режиссёра — Ингмар Бергман , Робер Брессон , Кэндзи Мидзогути . Место духовного и художественного поиска — Россия . «Органичная черта русской культуры — космизм, стремление в одном произведении дать образ Вселенной, метафору Истории, — пишет критик Михаил Трофименков в журнале „Сеанс“. — Без этого качества наша культура утратит ту яркость, истовость, которую ищут в ней затосковавшие обитатели „цивилизованного мира“. Константин Лопушанский — режиссёр, который взвалил на себя эту „предельную“ функцию. Она идёт ему, она — к лицу».

Из интервью

«Основная миссия кино — давать духовное начало зрителю, помогать ему развиваться как личности, расти над собой и адекватно оценивать общество, в котором он живёт, указывая на его недостатки.

Сейчас все буквально сдвинулись на принципе развлечений. С экрана идёт пропаганда стиля „жизни как она есть“: мол, мы снимаем безо всяких соплей, безо всяких ваших ложных и устаревших ценностей, мы уходим в „чистый арт“, наплевав на окружающую действительность. Такой подход ведет к созданию абсолютно бездушного и неживого кинематографа, пластмассового, если хотите. Это и не идеализм высоких чувств, и не жесткий реализм проблемного кино. Все эти дурацкие сказочки про бандитов и золотую молодежь — ну какие нормальные люди так живут?

Каждый человек сталкивается в жизни как с непреходящими ценностями (любовью, дружбой, предательством), так и с общечеловеческими катаклизмами (войнами, межнациональными конфликтами, голодом и нищетой). Обо всем этом нужно снимать кино, именно с помощью его инструментов возможно обратить внимание зрителя на проблемы, мимо которых он проходит в повседневной жизни. Не каждый готов сопереживать угнетаемым вот так вот, с нуля, читая статьи в газетах и видя репортажи по телевидению, для него тысячи человеческих жертв останутся лишь цифрой в газете. А кино — это инструмент „комфортного сопереживания“: сидя в мягком кресле, наблюдая за мастерством режиссёра, зритель начинает сопереживать героям, кем бы они ни были, и потом, выйдя из зала, он уже не ударит иностранца или бездомного человека» .

Фильмография

Награды и звания

Общественная позиция

В 2018 году поддержал обращение Европейской киноакадемии в защиту заключённого в России украинского режиссёра Олега Сенцова .

Примечания

  1. Konstantin Lopuschanskij // — 2005.
  2. . Дата обращения: 16 мая 2017. 30 сентября 2017 года.
  3. .
  4. . Дата обращения: 29 августа 2014. 3 сентября 2014 года.
  5. . Дата обращения: 3 мая 2013. Архивировано из 11 мая 2013 года.
  6. .
  7. Хлебников Б., Лопушанский К. Деловой Петербург, № 52 (2374) . dpgazeta.ru; archive.org (28 марта 2007). Дата обращения: 7 мая 2013. Архивировано 13 октября 2007 года.
  8. Трофименков М. . КоммерсантЪ-СПБ , №69(2199) . kommersant.ru (18 апреля 2001). Дата обращения: 7 мая 2013. 5 ноября 2012 года.
  9. . Дата обращения: 16 мая 2017. 7 ноября 2017 года.
  10. Дата обращения: 18 февраля 2019. Архивировано из 14 июня 2018 года.

Ссылки

  • . seance.ru. Дата обращения: 2 июня 2013. Архивировано из 6 июня 2013 года.
  • (недоступная ссылка — ) . Энциклопедия отечественного кино под ред. Л. Аркус . russiancinema.ru. Дата обращения: 7 мая 2013.
  • Фёдоров А. В. (DOC). Сов. Россия. С. 5 . www.edu.of.ru (20 июля 1986). Дата обращения: 3 мая 2013. Архивировано из 11 мая 2013 года.
  • LeopART (kinote.info) (25 января 2012). — Пресс-конференция, посвящённая запуску фильма «Роль», прошла на киностудии «Ленфильм». Дата обращения: 20 декабря 2012. 23 декабря 2012 года.
  • Мазурова С. . Российская газета (федеральный выпуск), №4639 . rg.ru (16 апреля 2008). Дата обращения: 7 мая 2013.
  • . interfax-russia.ru (30 мая 2013).
  • . РИА Новости (ria.ru) (18 мая 2013). Дата обращения: 31 мая 2013. 31 мая 2013 года.
  • Случайные закономерности: интервью / подг. Е. Боброва // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022, 14 июля.
Источник —

Same as Лопушанский, Константин Сергеевич