Interested Article - Забытая мелодия для флейты

«Забытая мелодия для флейты» советская сатирическая комедия 1987 года режиссёра Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского , обличающая бюрократизм . Содержит элементы психологической драмы .

Снят Творческим объединением комедийных и музыкальных фильмов киностудии « Мосфильм » в период с лета 1986 года по весну 1987 года . В июле 1987 года фильм был впервые представлен на Московском международном кинофестивале , а в октябре получил главный приз первого Всесоюзного кинофестиваля зрелищных фильмов « Одесская альтернатива » — «Золотой Дюк» . В широкий прокат картина вышла 23 октября 1987 года .

В апреле 1989 года был назван «одним из лучших фильмом 1988 года» читателями журнала « Советский экран », заняв 7 место в списке лауреатов конкурса. Помимо этого за исполнение роли Филимонова актёр Леонид Филатов занял второе место на звание «Лучшего актёра года», а за исполнение роли Лиды актриса Татьяна Догилева заняла четвёртое место на звание «Лучшей актрисы года» .

Фильм показывает различие между жизнью номенклатуры и простых людей на закате советской власти и рассказывает о том, что бывает, когда между представителями этих классов возникает любовь . Фильм вышел на экраны после объявления гласности , поэтому в нём весьма рельефно раскрываются ещё недавно запретные темы: бюрократизм номенклатуры, секс, скудный быт простых советских граждан, мистика.

История создания

Эльдар Рязанов давно планировал снять фильм по пьесе «Аморальная история», которую он написал в соавторстве с Э. Брагинским в 1976 году. Им были даже написаны слова к песне «Мы не пашем, не сеем, не строим», которую впоследствии исполнят в фильме Татьяна и Сергей Никитины . Первый вариант сценария не был принят на киностудии, так как его посчитали слишком острым, но когда в 1986 году был написан второй вариант, начавшаяся перестройка сделала своё дело, и сценарий был одобрен. Но когда Эльдар Рязанов уже был готов начинать картину, Леонид Филатов , которого он изначально видел в главной роли, оказался занят в съёмках другого фильма .

Рязанов не стал ждать, пока освободится Филатов, и начал натурные съёмки в Крыму и Казахстане (эпизоды с гастролями тамбовского хора). В ходе съёмок Рязанов перенёс микроинсульт , в результате чего у него перестало слышать одно ухо . К моменту, когда Филатов освободился, Рязанов был серьёзно болен, и ему пришлось начинать снимать картину и при этом одновременно лечиться в стационаре.

В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало эпохе гласности , и последние преграды для создания фильма исчезли. Теперь злободневную тему фильма можно было раскрывать во всей полноте, без необходимости сглаживания «острых углов». На экраны картина вышла в ноябре 1987 года .

Сюжет

Леонид Семёнович Филимонов — высокопоставленный чиновник из «Главного управления свободного времени» — постоянно борется со своим собственным «я». Он старается запретить или избавиться от любого народного творчества, которое можно толковать двояко . Но на совещаниях, когда есть свободная минутка, Филимонов представляет себе, как он поднимается и говорит всю правду прямо в лицо своему начальнику с устаревшими взглядами. Но не делает этого, потому что боится потерять работу .

Карьера Филимонова складывается удачно: он женился на дочери вышестоящего начальства — Елене . Однажды у него внезапно прихватило сердце, из-за чего он познакомился с медсестрой Лидой из своего управления, в которую влюбился . Перед Лидой открывается новый и интересный человек: общение с ней словно возвращает Филимонова в те времена, когда он был начинающим флейтистом, подающим надежды музыкантом . Жена Филимонова, узнав, что он завёл себе любовницу, выгоняет его из дома, и он поселяется у медсестры .

Вскоре жена, поняв, что осталась одна, просит мужа вернуться к ней, она согласна всё простить. К тому же, она заявляет, что пока не рассказала об их расставании своему отцу, который многие годы помогал Леониду расти по служебной лестнице. В довершение всего его коллеги тоже давят на него и уговаривают расстаться с Лидой, так как это может повредить карьере — Филимонова прочат на место старого начальника, уходящего на пенсию. В итоге карьерные соображения берут верх над чувствами, и Филимонов поддаётся на уговоры супруги и коллег — он трусливо сбегает от Лиды, даже не объяснившись с ней .

Оскорблённая Лида увольняется из управления. Во время первого своего выступления уже на посту начальника Филимонов на минуту впадает в грёзы: чувствуя угрызения совести и стыд перед Лидой, он представляет, как высказывает подчинённым всё, что думает об этом бессмысленном управлении, является к Лиде и говорит со слезами раскаяния, что добровольно отказался от начальственного поста, так как она ему дороже всего. Когда же Филимонов продолжает выступление, у него опять прихватывает сердце. Вызывают «скорую помощь». Чувствуя, что вот-вот потеряет сознание, Филимонов просит позвать Лиду. Прибывшая бригада реаниматологов начинает реанимировать Филимонова, тот переживает клиническую смерть , и его душа уносится в потусторонний мир (показана сцена с коридорами загробного мира, где ждут Высшего Суда разные люди : военные, погибшие в Афганистане , ликвидаторы аварии на ЧАЭС , лётчики, космонавты, православный священник, старики, молодёжь, врачи, милиционеры, спасатели, а также люди, умершие от неизлечимых болезней; душа Филимонова замечает в одной из комнат сумрачного коридора Адама и Еву ). Душа Филимонова встречает родителей, которые мягко укоряют его за то, что он не чтит их память . В это время Лида, увидев, что машина скорой помощи мчится в сторону управления, догадывается, что у Филимонова опять плохо с сердцем, вбегает в кабинет и умоляет его не умирать, хотя врачи уже собрались констатировать смерть. Филимонов начинает дышать, врачи продолжают реанимацию, а Лида опять уходит из управления .

В ролях

Съёмочная группа

Критика

В 1987 году в ноябрьском номере журнала « Советский экран » кинокритик Евгений Громов отметил, что в данной картине режиссёр соединил разные жанры: искромётная комедия «встречается с глубокой психологической драмой, а к финалу перерастает в трагедию». Почти с первых кадров фильма Рязанов вводит тему «обличения бюрократизма», которую начал разрабатывать ещё в « Карнавальной ночи ». Филимонов тяготится своею жизнью и проходит испытание любовью: появление медсестры Лиды в его квартире является «столкновением разных социальных сфер, двух уровней жизни» . В предыдущем номере журнала фильм был отнесён к жанру «сатирическая комедия, обличающая карьеризм и приспособленчество» .

В газете « Советская культура » корреспондент отдела кино Пётр Смирнов отметил, что в новой ленте прославленный комедиограф Рязанов совершил «яростный наскок на современного чиновника и бюрократа» .

В 1988 году в январском номере журнала « Спутник кинозрителя » кинокритик Валерий Туровский заключил, что этот фильм о трагедии человека, который бы и рад начать жизнь по-новому, но уже не может. Личность Филимонова сформировало « застойное » время, и хотя он произносит слова « перестройка » и « гласность », мысленно он желает вернуться в «старые добрые времена, когда слова абсолютно ничего не значили» .

В мае 1988 года кинокритик Виктор Матизен в журнале «Советский экран» познакомил читателя с набором мнений о фильме Рязанова, предоставив вырезки из рецензий и встреч критиков с режиссёром, а также зрительские письма, пришедшие в редакцию «Советского экрана» и « Литературной газеты ». Матизен обнаружил, что молодёжь и критики младшего поколения расценили главного героя фильма как «паразита и ничтожество», любовь Лиды к которому выглядит «незаслуженной наградой». Более зрелые критики рассмотрели в фильме Рязанова расслоение общества на «низких» и «высших», при этом зрителям предоставили право смеяться над чиновниками, казавшимися «стеной, не пробиваемой от века» .

Примечания

  1. Наша афиша // Советский экран : журнал. — 1987. — Ноябрь (сдано в набор: 17.09.87) ( № 21 ). — С. 23 . — ISSN .
  2. Евгений Громов. Рецензируем фильмы. «Забытая мелодия для флейты»: ответработник и любовь // Советский экран : журнал. — 1987. — Ноябрь (сдано в набор: 30.09.87) ( № 22 ). — С. 8-9 . — ISSN .
  3. Семерчук В. Ф. (фильмы 1986 года), Барыкин Е. М. (фильмы 1987 года), при участии Антропова В. Н., Сковородниковой С. В., Смеловой О., Бочковой С. А., Чемодановой Н. М. . — Госфильмофонд России (2003), Современные тетради (2003), 2003. — С. 303-304. — 496 с. — ISBN 5-88289-247-3 . 25 февраля 2023 года.
  4. Дата обращения: 24 августа 2020. 9 июля 2021 года.
  5. Елена Майорова: Пусть эпизод, но интересный. В настоящее время актриса театра и кино занята в двух лентах «Мосфильма»… В фильме Эльдара Рязанова она снимается в роли милиционера Люси // Советский экран : журнал. — 1987. — Январь (сдано в набор: 17.11.86) ( № 1 ). — С. 3 . — ISSN .
  6. Мирон Черненко . Информация «СК». Идут съёмки… Эльдар Рязанов скомандовал «Мотор!», застрекотала камера и Леонид Филатов и Татьяна Догилева начали выяснять отношения. Вернее, их герои из комедии «Забытая мелодия для флейты», съёмки которой проводятся на киностудии «Мосфильм» // Спутник кинозрителя : журнал. — 1987. — Февраль (сдано в набор: 10.11.86) ( № 2 ). — С. 18-19 . — ISSN .
  7. Юрий Макаров. «Золотой Дюк» едет в столицу // « Известия » : газета. — 1987. — 9 октябрь. — ISSN .
  8. Пётр Смирнов. Место встречи изменить нельзя. По следам «Одесская альтернативы» // « Советская культура » : газета. — 1987. — 22 октябрь. — ISSN .
  9. Андрей Зоркий. От альтернативы к «Золотому Дюку». Заметки очевидца // Советский экран : журнал. — 1988. — Январь (сдано в набор: 18.11.87) ( № 1 ). — С. 12-14 . — ISSN .
  10. Афиша. Мосгоркинопрокат. В кинотеатре «РОССИЯ» 23 октября ПРЕМЬЕРА трагикомедии «Забытая мелодия для флейты» (в двух сериях). Производство киностудии «Мосфильм». С 23 октября фильм демонстрируется в кинотеатре «Россия» // « Вечерняя Москва » : газета. — 1987. — 21 октябрь ( № 241 (19425) ). — С. 4 .
  11. Андрей Зоркий. Традиционный ежегодный конкурс проведён в 31-й раз: читатели журнала о фильмах 1988 года // Советский экран : журнал. — 1989. — Апрель (сдано в набор: 04.04.89) ( № 8 ). — С. 4-7 . — ISSN .
  12. Валерий Туровский. Забытая мелодия для флейты // Спутник кинозрителя : журнал. — 1988. — Январь (сдано в набор: 06.10.87) ( № 1 ). — С. 1-3 . — ISSN .
  13. Виктор Матизен. Критика критики. Экскурсия по «музею смыслов». Эхо «забытой мелодии для флейты» // Советский экран : журнал. — 1988. — Май (сдано в набор: 01.04.88) ( № 10 ). — С. 18-19 . — ISSN .

Ссылки

Источник —

Same as Забытая мелодия для флейты