Ягофёров, Анатолий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Анато́лий Никола́евич Эйрамджан (настоящая фамилия — Тер-Григорян; 3 января 1937 , Баку — 23 сентября 2014 , Майами , США ) — советский и российский кинорежиссёр , писатель-юморист, сценарист-комедиограф, кинопродюсер, создатель первого коммерческого кинофильма в СССР, член Союза кинематографистов Российской Федерации .
Родился в Баку (Азербайджан).
Отец, Николай Николаевич Тер-Григорян — преподаватель музыки, пианист.
Мать, чью фамилию взял Анатолий, — Аревик Никитична Эйрамджан — внучка известного армянского писателя Газароса Агаяна .
Двоюродный брат композитора и музыкально-общественного деятеля Эдуарда Хагогортяна . Племянник художника-живописца Мартироса Сарьяна .
Анатолий Эйрамджан учился в музыкальной школе по классу скрипки. С детства писал короткие юмористические рассказы.
В 1961 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии .
Автор коротких юмористических рассказов, дважды лауреат премии « Золотой телёнок » отдела сатиры и юмора « Клуб 12 стульев » в « Литературной газете » в 1972—1973 годах.
Юмористические рассказы Анатолия Эйрамджана печатались на страницах «Клуба 12 стульев » в « Литературной газете », в журналах « Юность », « Крокодил » и других изданиях.
В 1972 году окончил сценарное отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская Иосифа Ольшанского ). С тех пор писал сценарии. Получил известность как автор совместных с Геральдом Бежановым работ, в частности, комедии « Самая обаятельная и привлекательная » (1985), ставшей лидером советского проката (в год выхода её посмотрели 44,9 млн зрителей), и фильм « Где находится нофелет? ». Тем не менее, как позже вспоминал Эйрамджан, много сценариев «было загублено, просто изуродовано», что повлияло на его решение уйти в режиссуру .
С 1989 года снимал картины по своим сценариям. Его дебютная комедия « За прекрасных дам! » считается пионером коммерческого кино в СССР . По словам Эйрамджана, все его фильмы были поставлены без государственной поддержки на деньги спонсоров и инвесторов, а «если у меня в титрах фигурирует Госкино , то только потому, что они мне разрешали по государственной цене приобрести импортную плёнку» .
С 1992 года — художественный руководитель киностудии «Новый Одеон», на которой снял 22 художественных фильма по собственным сценариям . Член Союза кинематографистов России .
А главными режиссерскими успехами Анатолия Эйрамджана являются фильмы « Моя морячка », « Бабник », « Новый Одеон », « За прекрасных дам! », « Третий не лишний », « Жених из Майами », « Импотент », « Ультиматум » и « День святого Валентина ».
В 1990-е — начале 2000-х у Эйрамджана снимались звезды отечественного кинематографа Леонид Куравлев , Людмила Гурченко , Виктор Борцов , Вера Алентова , Евгений Моргунов , Владимир Меньшов , Ирина Розанова , Лариса Удовиченко , Владимир Андреев , Галина Польских и другие.
В 1997 году фильм « Импотент » был удостоен премии «Золотая Деметра» на Ялтинском международном кинофестивале, президентами которого были Эмиль Лотяну и Владимир Мотыль .
По собственному признанию, бюджет его картин составлял 70—100 тысяч долларов, а на съёмки обычно уходило от 8 до 12 дней: так, « За прекрасных дам! » (1989) и « Бабник » (1990) он поставил за 10 дней, а « » (2002) — всего за шесть .
При жизни были изданы 4 книги с произведениями Анатолия Эйрамджана: «Бабник и другие кинокомедии» (1995), «С миру по нитке» (2006), «Голому рубашка» (2012), «Где находится НОФЕЛЕТ и кое-что ещё…» (2014).
Жена — Оксана Шагдар (по образованию инженер-программист), ассистент кинорежиссёра, фотограф, гример, актриса, последняя киноработа — оператор в клипе к песне «Очарована, околдована» для певца Михаила Звездинского . Оксана Шагдар — Президент киностудии «Новый Одеон».
В 2003 году переехал в США .
Скончался 23 сентября 2014 года от остановки сердца в Майами . Похоронен в Майами в Southern Memorial Park .
Анатолий Эйрамджан часто повторялся в выборе актёров.
Газета « Культура »:
«Можно по-разному относиться к творчеству Анатолия Эйрамджана. Одни (прежде всего кинокритики-снобы) снисходительно, а то и презрительно улыбаются, когда речь заходит о его картинах. Другие (прежде всего прокатчики), наоборот, считают, что он делает крепкое кино, которое по вкусу массовому зрителю. Но в любом случае не может не вызвать удивления и уважения тот факт, что, несмотря ни на что, Эйрамджан снимает и снимает.»
Еженедельник «Эфир» (Армения) :
«Зрители любят комедии Анатолия Эйрамджана и хвалят их. Критики тайно смотрят его комедии всей семьёй, но публично, как правило, злобно их критикуют, на то они и критики.»
За манеру снимать быстро и дёшево его сравнивают с Эдом Вудом , это сходство отмечал и сам Эйрамджан в интервью:
«Многие поступки этого режиссёра мне понятны, как наверное мало кому, очень много у меня с ним общего и мне обидно, что его считают худшим режиссёром Америки» .
Газета « Взгляд »:
«в так называемой интеллигентской среде доброе слово про Эйрамджана считалось тогда и считается теперь делом неуместным. Несмотря на многочисленные попытки, мне так и не удалось опубликовать про картины Эйрамджана ни одного положительного абзаца в кинематографической прессе, хотя некоторые фильмы и некоторые приемы мастера всегда вызывали у меня восхищение. У меня, но не у других.» (Игорь Манцов)
Кинокритик Игорь Манцов охарактеризовал Эйрамджана как «наиболее стабильного, точного и профессионального (да-да!) кинематографиста десятилетия», «подлинного рыцаря малобюджетного кино», который «на мизерные деньги в ситуации полного краха киноиндустрии умудрялся выдавать на-гора один кинофарс за другим» и в которого «не плюнул только ленивый» .
Изданные книги: