Interested Article - Эйзенштейн в Гуанахуато
- 2020-06-06
- 1
«Эйзенштейн в Гуанахуато» ( англ. Eisenstein in Guanajuato ) — полнометражный фильм Питера Гринуэя , мировая премьера которого состоялась 11 февраля 2015 года в рамках основной конкурсной программы 65-го Берлинского кинофестиваля .
Согласно замыслу Гринуэя, фильм — своеобразный байопик о советском режиссёре Сергее Эйзенштейне . Кадры хроники сочетаются с поставленными сценами и вставками разного рода , в том числе анимационными, основанными на рисунках Эйзенштейна .
Сюжет
В октябре 1931 года маститый кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн, которому на тот момент тридцать три года, всё ещё девственник, путешествует по Мексике , работая над фильмом « Да здравствует Мексика! » ( исп. ¡Que viva México! ), финансируемым частным образом американскими сторонниками коммунистов во главе с писателем Эптоном Синклером .
Эйзенштейн намерен провести несколько дней в Гуанахуато , прекрасном городе серебряных копей XVIII века , где собирается увидеть и заснять знаменитый Музей Мертвецов .
Осведомлённый о враждебном отношении к нему в меняющейся при Сталине советской России , одинокий и тоскующий по родине Эйзенштейн сталкивается здесь с новыми способами мифологического мышления — далёкими от европейских традиций. Он открывает идеи начала XX века , связанные с мифом о благородном дикаре , мифом о невинной жизни, плотскими сущностями секса и смерти . Открытия сильно потрясают его.
На фоне этих декораций Эйзенштейн, очарованный свежестью и жизнеспособностью мексиканской культуры, проживает недолгую историю любви со своим гидом в Гуанахуато — молодым и женатым мексиканским историком Паломино Каньедо. Эйзенштейн проводит в городе десять ярких и чувственных дней (каждый день последовательно пронумерован). Эти переживания изменили Эйзенштейна и сыграли ключевую роль в его жизни и кинокарьере .
Актёрский состав
- Русская сторона:
- Сергей Эйзенштейн , русский кинорежиссёр —
- Расмус Слятис / Rasmus Slätis — Григорий Александров , сценарист и ассистент Эйзенштейна
- Якоб Эрман / Jakob Öhrman — Эдуард Тиссэ , оператор Эйзенштейна
- Райно Ранта / Raino Ranta — Всеволод Мейерхольд
- Мексиканцы:
- Луис Альберти / Luis Alberti — Хорхе Паломино-и-Каньедо, мексиканский учёный / Jorge Palomino y Cañedo
- — Консепсьон Каньедо, жена Хорхе / Concepción Cañedo
- Хосе Монтини / José Montini — Диего Ривера / Diego Rivera
- Кристина Веласко Лосано / Cristina Velasco Lozano — Фрида Кало / Frida Kahlo
- Продюсеры Эйзенштейна:
- — Хантер С. Кимбро, шурин Эптона Синклера / Hunter S. Kimbrough
- Лиза Оуэн — , жена Эптона Синклера
- Остальные персонажи:
- Монтсеррат де Леон / Montserrat de León — Альба, одна из присутствующих в ресторане / Alba
- Сара Хуарес / Sara Juárez — Мерседес, горничная в гостинице / Mercedes
Работа над фильмом
Замысел фильма начал формироваться приблизительно в 2006 году, когда Гринуэй стал исследовать путешествие Эйзенштейна по Мексике . Названию «Эйзенштейн в Гуанахуато» предшествовало «10 дней, которые потрясли Эйзенштейна» , придуманное по аналогии со вторым названием фильма Эйзенштейна « Октябрь » — «10 дней, которые потрясли мир».
Поиск средств для «Эйзенштейна в Гуанахуато», в отличие от « Гольциуса и Пеликаньей компании », не оказался для Гринуэя столь затруднительным. Продюсерами фильма стали голландцы и , которые уже работали с Гринуэем над фильмом « Рембрандт. Я обвиняю! »
25 ноября 2011 года Питер Гринуэй прибыл в Мексику для подготовительной работы над фильмом . Изучая локации будущего фильма, Гринуэй по следам Эйзенштейна побывал в Гуанахуато , Мехико и Оахаке , осматривая площади, улицы, храмы, посещённые Эйзенштейном. В поисках неких архивных материалов, Гринуэй также посетил дом-музей Фриды Кало и Диего Риверы , который, по словам мексиканского продюсера фильма Кристины Веласко, является важным местом действия фильма. Гринуэй также провёл пробы некоторых мексиканских актёров . По итогам визита было объявлено, что в январе 2012 года вместе с оператором-постановщиком Рейниром ван Брюммеленом Гринуэй снимет в Мексике первые сцены фильма (на IMDb датой начала съёмок было неверно указано 1 декабря 2011 года ). Основную же часть материала Гринуэй намеревался снять в Гуанахуато в июле 2012-го, во время работы международного кинофестиваля « ».
14 декабря 2011 года, во время визита в Москву , Гринуэй сообщил, что по условиям контракта «обязан взять на главную роль американского артиста» . Тем не менее, в июне 2012 года в Санкт-Петербурге и в июле 2012-го в Одессе Гринуэй провёл кастинги русских актёров на роль Эйзенштейна. Поскольку создатели фильма намеревались использовать большое количество фотохроники и фотографий Эйзенштейна, а также сыграть на том, чтобы часть снятого материала выглядела как кинохроника, Гринуэю требовалось достаточно хорошее портретное сходство, что осложняло поиски актёра . Другим обязательным требованием было знание английского языка .
Затянувшийся постпродакшн «Гольциуса» и поиски актёра на роль Эйзенштейна отсрочили съёмки до ноября — декабря 2012 года . Впоследствии съёмки были отсрочены ещё раз — до осени 2013 года. В сентябре 2013-го появляется информация о том, что съёмки начнутся в ноябре, а основной съёмочной площадкой выбрано Сан-Мигель-де-Альенде .
22 ноября 2013 года в Лугано Питер Гринуэй встретился с генеральным директором Госфильмофонда России Николаем Бородачёвым, мэром Лугано Марко Боррадори и Арминио Шолли, владельцем галереи «Иль Ривеллино» ( Локарно ) . Эта встреча впоследствии привела к развитию проекта об Эйзенштейне и началу работы Гринуэя над приквелом «Рукопожатие Эйзенштейна». В январе 2015 года в прессе появились сообщения о том, что сценарий фильма «Рукопожатие Эйзенштейна» возвращён на доработку Питеру Гринуэю. Причиной послужили включённые в сценарий детали личной жизни Эйзенштейна, в частности, упоминания его гомосексуальных наклонностей. Как пояснил Бородачёв, в случае, если Питер Гринуэй откажется переделывать сценарий, российская сторона не будет участвовать в проекте . Позднее Бородачёв пояснил, что разногласия носят иной характер, и речь не шла о закрытии проекта .
В середине декабря издательством «Dis Voir» анонсирован выход книги со сценарием фильма.
20 декабря 2013 года Питер Гринуэй и оператор-постановщик Рейнир ван Брюммелен прилетели на несколько дней в Мексику для работы над фильмом. Сразу после прибытия Гринуэй и Брюммелен отправились в музей мумий Гуанахуато , где с семи вечера до полуночи снимали экспонаты. Одновременно в городе был открыт кастинг на второстепенные роли. В последующие дни Гринуэй вместе с Брюмелленом ездили по окрестностям Гуанахуато и Сан-Мигель-де-Альенде, в очередной раз изучая локации: , сад Хардин-де-ла-Унион, город-призрак Минераль-де-ла-Лус, копи , гору Серро-де-ла-Буфа и другие места. На время рождественских праздников Гринуэй сделал перерыв и вернулся в Амстердам . В это же время становится известно, что роль Эйзенштейна получил финский актёр Эльмер Бэк. Также в фильме участвуют Расмус Слятис и Якоб Ёхрман , коллеги Бэка по финскому театру «Новая рампа» ( ).
7 января 2014 года Гринуэй публикует в «Фейсбуке» первые кадры из снимающегося фильма, а 23 января возобновляет съёмки в Гуанахуато. Фильм снимается как в интерьере, так и на натуре. Съёмки в Мексике завершились 22 февраля .
27 июля в ( Угерске-Градиште , Чехия ) Гринуэй открыл собственную выставку «Эйзенштейн в Гуанахуато (рисунки к будущему фильму)». Пятьдесят выставленных работ были вдохновлены артефактами культур доколумбовой Америки . В это время Гринуэй планирует показать фильм на Берлинском кинофестивале .
11 августа в швейцарском городе Асконе Питер Гринуэй рассказывает о своих проектах, посвящённых Эйзенштейну , и впервые показывает 3,5-минутный трейлер «Эйзенштейна в Гуанахуато» .
В сентябре в Хельсинки Гринуэй провёл съёмку дополнительных сцен с участием Эльмера Бэка и Луиса Альберти .
15 декабря выходит пресс-релиз дирекции Берлинского кинофестиваля, официально сообщающий об участии «Эйзенштейна в Гуанахуато» в конкурсной программе Берлинале .
27 января становится известно, что мировая премьера фильма состоится 11 февраля. 2 февраля обнародован официальный постер , и 8 февраля в сети появился официальный трейлер фильма.
Книга
31 января 2014 года французское издательство «Dis Voir» издало книгу «Эйзенштейн в Гуанахуато. 10 дней, которые потрясли Эйзенштейна». На 83 страницах опубликован литературный вариант сценария, написанного Питером Гринуэем. Книга вышла одновременно с двумя другими сценариями Гринуэя — « » и «Кукла ОК» (история об австрийском художнике Оскаре Кокошке и его любви к вдове Густава Малера Альме ).
Примечания
- В опубликованном книжном варианте сценария персонаж Мейерхольда отсутствует.
- Единственный известный случай демонстрации трейлера.
Источники
- (англ.) . Superprod. Дата обращения: 24 сентября 2012. 25 октября 2012 года.
- (англ.) . Submarine. Дата обращения: 4 октября 2011. Архивировано из 13 июля 2011 года.
- Macnab, Geoffrey (англ.) . Screen Daily (13 февраля 2011). Дата обращения: 4 октября 2011. Архивировано из 16 августа 2011 года.
- ↑ (англ.) . Berlin International Film Festival Press Office (15 декабря 2014). Дата обращения: 5 января 2015. 8 февраля 2015 года.
- ↑ Zelati, Paolo (итал.) . Moviesushi (8 сентября 2009). Дата обращения: 4 октября 2011. 5 мая 2012 года.
- Сычёв, Сергей . «Фильм Про» (17 июля 2012). Дата обращения: 4 октября 2012. Архивировано из 11 мая 2013 года.
- Cunningham, Nicholas (англ.) . Nederlands Film Festival (27 сентября 2013). Дата обращения: 2 октября 2013. Архивировано из 5 октября 2013 года.
- Кулик, Ирина . « Артхроника », № 1 (1 января 2012). — Интервью. Дата обращения: 5 октября 2012. Архивировано из 13 сентября 2018 года.
- Goldsmith, Leo (англ.) . Museum of the Moving Image (15 октября 2009). Дата обращения: 4 октября 2011. Архивировано из 4 января 2010 года.
- (англ.) . — Информация на IMDb . Дата обращения: 4 октября 2011. Архивировано из 9 февраля 2014 года.
- (англ.) . — Информация на IMDb . Дата обращения: 4 октября 2011. Архивировано из 12 августа 2012 года.
- Tinajero, Cirze (исп.) . Editorial El Vigía (29 ноября 2011). Дата обращения: 6 февраля 2012. 19 июня 2012 года.
- Ramos, Omar (исп.) . Ediciones Impresas Milenio (29 ноября 2011). Дата обращения: 6 февраля 2012. Архивировано из 1 февраля 2012 года.
- (англ.) . — Информация на IMDb . Дата обращения: 6 февраля 2012. 5 мая 2012 года.
- Горбашова, Анна . Glomu.Ru (15 декабря 2011). Дата обращения: 6 февраля 2012. 19 июня 2012 года.
- Второва, Ольга . « РИА Новости » (15 июня 2012). Дата обращения: 4 октября 2012. Архивировано из 17 июня 2012 года.
- . « Корреспондент », № 27 (13 июля 2012). Дата обращения: 4 октября 2012. Архивировано из 23 сентября 2012 года.
- Ганиянц, Мария . « РИА Новости » (12 июля 2012). Дата обращения: 4 октября 2012. Архивировано из 17 июля 2012 года.
- Галкина, Юлия . «Neva24» (15 июня 2012). Дата обращения: 4 октября 2012. Архивировано из 20 октября 2012 года.
- Kozlov, Vladimir (англ.) . « The Hollywood Reporter » (16 июля 2012). Дата обращения: 24 сентября 2012. Архивировано из 18 августа 2012 года.
- Badillo, Juan Manuel (исп.) . «El Universal» (13 сентября 2013). Дата обращения: 21 сентября 2013. 21 сентября 2013 года.
- . Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (25 ноября 2013). Дата обращения: 5 января 2015. 4 марта 2016 года.
- Олег Кармунин. . Известия (4 января 2015). Дата обращения: 19 февраля 2015. 29 января 2015 года.
- . Русская служба BBC (6 января 2015). Дата обращения: 19 февраля 2015. 9 января 2015 года.
- . РИА Новости (14 февраля 2014). Дата обращения: 5 января 2015. 26 марта 2014 года.
- (чеш.) . Slovácké muzeum (15 июля 2014). Дата обращения: 5 января 2015. (недоступная ссылка)
- Blaney, Martin (англ.) . Screen Daily (12 августа 2014). Дата обращения: 5 января 2015. 3 апреля 2015 года.
- (фин.) . Yle (13 сентября 2014). Дата обращения: 5 января 2015. 26 сентября 2014 года.
- Mack, Andrew (англ.) . TwitchFilm (2 февраля 2015). Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано из 9 февраля 2015 года.
Ссылки
- (англ.) фильма
- в журнале ILLUZION JOURNAL
- в журнале «Сеанс»
- в ЖЖ-сообществе по творчеству Питера Гринуэя
- (англ.) на сайте продюсерской компании
- 2020-06-06
- 1