Interested Article - Агора (фильм)

«Аго́ра» ( исп. Ágora ) — историческая драма режиссёра Алехандро Аменабара 2009 года . Это пятая кинокартина режиссёра и уже второй его фильм, снятый полностью на английском .

Слоган: « Александрия , Египет 391 год н. э. Мир изменился навсегда».

Название

Агора — рыночная площадь в древнегреческих полисах , являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами).

Сюжет

Действие фильма происходит на территории разваливающейся на две части Римской империи в городе Александрия Египетская в конце IV — начале V века н. э.

IV век — век победы христианства в Римской империи, в течение этого столетия христиане из угнетаемого религиозного меньшинства превратились в мощную государственную организацию, диктующую свою волю правителям распадающейся империи.

На фоне происходящих исторических событий фильм рассказывает о судьбе Гипатии Александрийской — первой в истории известной женщине- учёной , которая была философом , математиком и астрономом . Она была очень умна и известна, к её словам прислушивались правители.

391 год . К преуспевшей в науках Гипатии стекаются желающие послушать её лекции. Среди её учеников — юные язычник и христианин Синезий . Прислуживает Гипатии её юный семейный раб Давус, тайно влюблённый в неё и тайно, вопреки воле хозяев, принявший христианство.

В этом же году в Александрии на Агоре начинаются межрелигиозные столкновения, подстрекаемые предводителем параволанов Аммонием, александрийским епископом Феофилом и, с другой стороны, жрецами языческого божества Сераписа . В результате столкновений с язычниками христиане одерживают верх, ими уничтожен храм Серапеум и разграблено отделение Александрийской библиотеки — одной из богатейших в мире библиотек того времени. Раб Гипатии — Давус присоединяется к погромщикам-параволанам и пытается изнасиловать свою хозяйку, но всё же не решается опошлить свою любовь. После этого Гипатия освобождает и отпускает его.

412 год . Христианская церковь приобретает всё большую власть. В Александрии умирает епископ Феофил и его преемником становится его племянник Кирилл . Бывшие ученики Гипатии также становятся влиятельными людьми — Орест назначен представителем императорской власти, префектом города Александрия, а Синезий избран епископом Птолемаидским .

414 год . В Александрии снова вспыхивают религиозные волнения. На этот раз происходит конфликт христиан с иудеями . После взаимных погромов новый епископ Александрии Кирилл призывает христиан окончательно разобраться с еврейской общиной. В результате резни часть евреев уничтожается, а остальные изгоняются из города.

415 год . Префект Александрии Орест слишком много внимания уделяет своей бывшей учительнице Гипатии, не желающей признать верховенство христианства и отречься от своих «колдовских» наук. Это вызывает всё большее недовольство власти религиозной. Христианская власть империи в это время полностью подчиняет себе власть светскую и военную. Епископ Александрии Кирилл требует, чтобы Орест и другие отреклись от Гипатии, а ей самой запретили преподавать и заниматься науками. Бывший ученик Гипатии епископ Синезий, желая спасти её от расправы, уговаривает её отказаться от наук. Но Гипатия отказывается смириться с этим и принять христианство, поэтому параволаны объявляют её «ведьмой» и «проституткой» и тайно решают жестоко убить, побив камнями.

Но в начале расправы, бывший раб Гипатии — параволан Давус, оставшись с ней наедине и помня свою любовь к ней, из жалости и сострадания удушает её и этим спасает от последующих мучений. Параволаны, думая, что Гипатия упала в обморок, побивают камнями её мёртвое тело.

В ролях

Прокат

В прокате картина не окупилась: при бюджете в 70 млн долларов , она собрала в общей сложности 39 млн долларов, однако в самой Испании стала успешной, собрав 30 млн долларов . В Италии картина, напротив, не нашла прокатчика и, как отметил Семён Кваша, «фактически была запрещена, как антихристианский памфлет» .

Отзывы кинообозревателей

По результатам голосования зрителей на сайте IMDB , рейтинг фильма составляет 7,2 балла . Критики же отнеслись к фильму более неоднозначно. Роджер Эберт отметил, что ожидал от фильма «мечи, сандалии и секс», а получил гораздо больше, в итоге дав фильму 3 звезды из 4 . В целом на Rotten Tomatoes количество положительных рецензий составляет 53%. Allmovie , напротив, был более благосклонен. Суммируя отзывы критиков, сайт дал 4 звезды из 5 .

Ряд российских критиков в целом дал положительную оценку фильму .

Семён Кваша в целом дал отрицательную оценку картине, назвав её «дорогой европейской киноподелкой с государственным участием» .

Многие обозреватели отметили, что фильм сильно идеологизирован и имеет отчётливый антихристианский посыл. Так, Семён Кваша охарактеризовал фильм как «антихристианскую агитку » , а Ксения Рождественская назвала фильм «морализаторской притчей о противостоянии религии и философии», в которой «последователи христианства — злобные варвары , подчиняющие себе мир и убивающие всех неверных» . По мнению Михаила Трофименкова, Аменабар снял идеологизированную «драму идей» . Сергей Сычёв полагает, что в фильме нет ни христиан, ни иудеев , ни эллинов , а есть «чернь, которая готова сгрызть друг друга, и политики, которые ею манипулируют» .

По мнению некоторых критиков, на этом фоне страдает художественная составляющая картины. По словам Ксении Рождественской, фильм получился очень «холодным»; режиссёр «плохо понимает, как показать обычные повседневные эмоции», в результате чего обычным чувствам в картине Аменабара не остаётся места, вместо чего «копошатся на агоре какие-то одержимые муравьи — рабы, учёные, политики» . По мнению Михаила Трофименкова, «увлекшись борьбой идей, Аменабар перестал заботиться о том, чтобы его герои выглядели живыми существами, а не носителями той или иной идеологии» . Семён Кваша считает, что некоторые сцены картины просто смешны, а общая атмосфера напоминает как мексиканский сериал, так и средневековый роман, в котором все постоянно плачут .

Историческая достоверность

В оценке исторической и фактологической достоверности картины мнения расходятся. По мнению Ксении Рождественской, «Аменабар постарался снять кино так, что с исторической точки зрения к „Агоре“ не подкопаешься, и даже историки признают, что Александрия IV века воссоздана насколько возможно аккуратно» , хотя и критикует резкое несоответствие возраста главной героини, которой по факту должно быть около 50 лет. Сергей Сычёв считает, что «историческая эпоха воссоздана Аменабаром с пугающей точностью» . Семён Кваша, напротив, указывает, что не сохранилось ни одной письменной работы Гипатии и недоумевает по поводу того, что Гипатия, по версии Аменабара, «придумала закон всемирного тяготения до Ньютона и предположила эллиптичность орбит планет до Кеплера » .

Писательница Фейт Джастис (Faith L. Justice), автор двух исторических исследований, посвящённых Гипатии ( Selene of Alexandria и Hypatia: Her Life and Times ), выполнила критический обзор фильма . По её мнению, фильм наряду с исторически корректными деталями содержит множество грубых ошибок и неточностей, начиная с того, что нет никаких исторических свидетельств о том, что Гипатия и Теон имели какое-либо отношение к Серапеуму . Также писательница указывает на то, что нет исторических свидетельств о том, что в Серапеуме уничтожались книги. Джастис считает, что согласно имеющимся данным, Гипатия приняла смерть не вследствие того, что она была язычницей, или учёным, или женщиной, а вследствие вовлечённости в политику. Кроме того, Аменабар рисует Гипатию атеисткой , тогда как она исповедовала религиозную философию , в особенности неоплатонизм , и была глубоко религиозной женщиной .

Критики отмечают высокую достоверность в воссоздании архитектурного облика Александрии, который сочетал в себе элементы римского, греческого и египетского стиля. Вместе с тем, костюмный аспект киноленты имеет множество анахронизмов : например, внешний вид римских солдат оформлен в усреднённом стиле рубежа эр, в то время как на момент изображаемых событий IV — V веков н. э. он существенно изменился .

Оценки со стороны христиан

С критикой фильма выступил ряд православных СМИ. Георгий Захаров, церковный историк, преподаватель исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , отметил, что разрушение Серапеума в 391 году и убийство толпой христиан женщины-философа Гипатии в 415 году действительно имели место, но их отображение и интерпретация в фильме крайне тенденциозны . Например, не только христианские историки, но и крайне антихристиански настроенный язычник Евнапий , рассказывая о разрушении храма Сераписа, ни словом не упоминают о том, что были уничтожены какие-либо книги. По словам Георгия Захарова, не подтверждаются источниками обвинения Кирилла Александрийского в подстрекательстве к убийству Гипатии . Православный журналист Владимир Григорян также считает, что картина Аменабара не чужда фальсификации истории в антихристианских целях. Так, по мнению Григоряна, ко времени правления Патриарха Феофила в храме Сераписа ни библиотеки, ни научного центра не было, поскольку ещё в 273 году Александрийская библиотека была сожжена императором Аврелианом . Григорян напомнил, что в «Житии святого Кирилла мы не находим ни малейшей неприязни к Гипатии, а о её убийстве говорится как об ужасном злодеянии» .

(англ.) , американский католический епископ , в своей статье о фильме отметил: «Гипатия действительно была философом и, она действительно была убита толпой в 415 году, однако практически всё остальное в этой истории, которую Гиббон, Саган и Аменабар нам рассказывают, — ложь» .

Награды

Примечания

  1. Михаил Трофименков. . Коммерсантъ Власть (25 апреля 2011). Дата обращения: 14 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  2. . Box Office Mojo . Дата обращения: 2 февраля 2011. 15 апреля 2012 года.
  3. от 19 июля 2014 на Wayback Machine (англ.)
  4. от 14 июля 2014 на Wayback Machine (англ.)
  5. Семён Кваша. . film.ru (11 февраля 2010). Дата обращения: 14 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  6. от 8 июля 2014 на Wayback Machine (англ.)
  7. от 11 августа 2019 на Wayback Machine (англ.)
  8. Ксения Рождественская. . gazeta.ru (11 февраля 2010). Дата обращения: 14 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  9. Сергей Сычёв. . interfax.by (16 февраля 2010). Дата обращения: 14 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  10. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 16 февраля 2022 года.
  11. Faith L. Justice. от 12 июля 2010 на Wayback Machine , 2010.
  12. Tim O'neill. . Armarium Magnum (30 мая 2010). Дата обращения: 25 ноября 2019. 8 июля 2011 года.
  13. Захаров Г. от 5 апреля 2022 на Wayback Machine // Фома. 2010. — № 4 (84) — С. 84-87.
  14. Григорян В. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // «Вера»-«Эском» , № 604, 10 февраля 2010.
  15. Barron, Robert (2010-05-09). . . из оригинала 19 ноября 2016 . Дата обращения: 14 июля 2014 .

Ссылки

Источник —

Same as Агора (фильм)