Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дом» — российский художественный фильм, криминальная драма режиссёра Олега Погодина , премьера которой состоялась 3 ноября 2011 года . Главную роль — преступника Виктора Шаманова — исполнил Сергей Гармаш , удостоившийся за неё главной национальной кинопремии « Ника » .
В центре сюжета — семья Шамановых, живущая в российских степях, готовящаяся отпраздновать столетний юбилей главы семейства, ветерана Первой мировой войны Ивана Матвеевича. Внезапный приезд старшего сына Виктора, которого члены семьи не видели 25 лет , меняет все их планы. Картина была благосклонно принята большинством российских кинокритиков и стала обладательницей трёх премий « Золотой орёл » (номинировалась ещё на три) и одной « Ники » (номинировалась ещё на три) .
Семья Шамановых проживает в двухэтажном доме посреди донских степей. Во главе семейства — почтенный Григорий Иванович ( Богдан Ступка ), которого уважает и боится каждый член семьи. Отец Григория Ивановича, Иван Матвеевич ( ), ветеран Первой мировой войны , прикованный к инвалидному креслу и почти не реагирующий на окружающий мир, готовится отметить столетний юбилей. Каждый занят приготовлением к грядущему празднику.
Тем временем поездом из Москвы в родной дом направляется Виктор ( Сергей Гармаш ) — старший сын Григория Ивановича, авторитетный преступник по прозвищу «Шаман». Его сопровождают трое сообщников-подчинённых. По прибытии в дом вся семья садится обедать, однако атмосфера за столом накаляется, так как все присутствующие знают, что Виктор — преступник. Григорий Иванович, напротив, несказанно рад приезду Виктора, подчёркивая, что именно на него в молодости он возлагал главные надежды. Однако мать Виктора, Надежда Петровна ( Лариса Малеванная ), сомневается, что причиной приезда сына стал юбилей дедушки.
В новостных сводках проходит информация об устранении крупного питерского криминального авторитета Леонида Барыгина по кличке «Банкир», и сообщники понимают, что следующей жертвой должен стать Шаман. Виктор отпускает сообщников, они же, в свою очередь, оставляют ему часть привезённого с собой арсенала, включая ящик динамита.
Тем временем в гостинице «Степная», неподалёку от дома Шамановых, поселяются несколько человек в костюмах (согласно словам Сергея Гармаша, это сотрудники ФСБ ), разыскивающие Виктора. Под видом электриков они пытаются выведать информацию о местонахождении Шамана, однако никто из членов семьи не признаётся, что Виктор вернулся домой.
Следующей ночью Пашка ( Владимир Епифанцев ), один из сыновей Григория Ивановича, отправляется с Виктором на охоту. Оставшись наедине со старшим братом, Пашка расспрашивает его о том, как тот попал в тюрьму. Виктор рассказывает, что порезал соперника «из-за бабы», а её избил. И, как он позже узнал, она, будучи беременной, потеряла из-за этого ребёнка. Пашка просит Виктора забрать его с собой в Москву, в банду. Пашка провоцирует драку с Виктором, предварительно настаивая, что если он одержит верх — Виктор возьмёт его с собой в Москву. Поединок заканчивается фактическим избиением Пашки, спор проигран.
Не извиняйся... Ни перед кем, никогда, даже если виноват. У Шамановых есть только одно извинение.
Тем временем боевики случайно встречаются в ресторане с сообщниками Виктора и убивают всех троих, предварительно выяснив, где находится Шаманов.
Наступает сотый день рождения Ивана Матвеевича. На празднование приезжает второй сын юбиляра Алексей Иванович ( Пётр Зайченко ) вместе с супругой ( ) и детьми. После очередной ссоры в доме младший сын Шамановых Андрей ( Иван Добронравов ) втайне от родных собирает вещи и, заняв денег у Алексея Ивановича, садится на поезд в Москву.
К дому подъезжает боевая группа и занимает позиции. Снайпер располагается на холме напротив особняка, высматривая цель, старший группы незаметно проникает в дом. Виктор чувствует, что опасность рядом. Во дворе в это время между главой семейства и его братом разворачивается грандиозный скандал, в который втягивается остальная родня. Начинается перестрелка, в результате которой оба противника (и Виктор, и командир отряда) получают серьёзные ранения. Крики со двора заглушают стрельбу, и никто не замечает, что в доме Виктор в одиночку противостоит убийцам. Истекающего кровью Виктора замечает Пашка. Из окна он открывает огонь по машинам службистов, но убивает лишь одного из них. По приказу старшего группы Пашку убивает снайпер.
Придя к выводу, что им оказывается организованное сопротивление, старший группы отдаёт приказ открыть шквальный огонь по дому. Обстрел заканчивается гибелью всех оставшихся в доме членов семьи Шамановых, за исключением Виктора, Натальи и её мужа Игоря. Спаслись также дети, незадолго до этого уехавшие на реку, и Андрей, сбежавший из дома. Шаманову удаётся отомстить нападавшим с помощью Ивана Матвеевича, который, поняв, что что-то не так, выехал из дома на инвалидной коляске и, вплотную приблизившись к машине последних выживших "службистов", взорвал ящик тротила, который Виктор спрятал в его комнате.
Дав волю своему гневу, Шаманов смотрит вдаль и видит приближающуюся к нему женщину. Он узнаёт в ней Свету ( ) — свою бывшую невесту, с которой они не виделись с тех пор, как Виктор сел в тюрьму. Света направляет на него пистолет и дважды стреляет, отомстив за свою сломанную жизнь и за нерождённого ребёнка, которого она когда-то потеряла по вине Шаманова.
В финальной сцене картины радостные дети на автомобиле возвращаются с речки домой.
|
|
По признанию Олега Погодина , первая мысль о создании подобного фильма у него появилась ещё в 1998 году, после беседы с одним оператором, который и подал идею, сказав: «Вот, представь себе — на экране просто дом, стоящий на открытом пространстве» . Погодин признавался, что на него сильно повлияли вестерны Сэма Пекинпы и Джона Форда . Кроме того, Погодин вырос в таком же степном городе в Ростовской области , поэтому атмосфера фильма была ему близка . Сценарий фильма был впервые опубликован на страницах киноведческого журнала « Искусство кино » .
С 1998 года в сценарии почти ничего не поменялось , хотя, по словам Погодина, «самая первая версия сценария, которую пришлось четыре раза переписывать, была всё же самой лучшей, однако бюджетные ограничения наложили отпечаток на окончательный вариант» . Именно из-за нехватки денег Погодину пришлось отказаться от сцены пожара в доме: «Мне нужно было не просто удешевить проект, но придумать такое художественное решение, которое могло бы симфонический финал первого варианта превратить в моно-дорожку, чьё звучание сохранило бы прежнее эмоциональное зерно», — отмечал режиссёр .
В другом интервью Погодин заявил, что идея съёмок фильма с таким сюжетом пришла к нему при поездке по Ростовской области . Режиссёр читал одну из книг Уильяма Фолкнера и думал:
Господи, это же всё здесь, все драмы, которые происходят в его романах. Если когда-то в жизни представится возможность, я сделаю фильм, в котором будет не фолкнеровская семья, — а наша, казачья, легко узнаваемая, но в которой совместятся отголоски моей любви и к своей земле, и к той чужой американской земле, что через литературу дала мне «культурную прививку» ещё в школе.
— Олег Погодин,
Влияние на режиссёра оказал и фильм Терренса Малика « Дни жатвы », в частности операторская работа Нестора Альмендроса .
Работа над сценарием была полностью завершена ещё в 2005 году, однако в успех фильма не верили продюсеры . Особенно скептично была принята финальная сцена картины: долгая перестрелка в стиле вестерна, которую пришлось вырезать . В 2007 году производство фильма сдвинулось с мёртвой точки: продюсер Рубен Дишдишян передал сценарий актёру Сергею Гармашу , которому он крайне понравился. Гармаш, по собственным словам, согласился на участие в фильме из-за того, что уже давно не видел таких качественных сценариев .
Сценарий переписывался ещё несколько раз из-за того, что трёхчасовой вариант фильма никто бы не взял в прокат . Погодин жалеет об этом, так как создатели «потеряли некоторые моменты, очень чётко артикулированные в сценарии за счёт его длины» . У режиссёра были в запасе девять вариантов финальной сцены картины, всего лишь один из которых вошёл в смонтированный фильм . Вырезанные сцены можно посмотреть в специальном издании фильма, вышедшем на DVD-дисках . Кроме того, в сценарии присутствовал и пролог фильма: 1919 год, дед Иван Матвеевич приезжает в эти края собирать первую продразвёрстку и зарубает собственного брата . Продюсеры отказались выделять деньги на эту сцену, поэтому её пришлось убрать .
Название фильма было также придумано с самого начала . Олег Погодин так комментировал свой выбор: «Я не хотел никаких вариантов. Хотел архетипичное простое название. „Домов“ было снято много: от японского треш-ужастика шестидесятых годов до французского прошлогоднего „ “ с Изабель Юппер . Дом — это архетип, как и зеркало. Именно таким и должно быть название» .
Мы неплохо время провели. У нас и коровки в стойле стали доиться, и свинки начали плодиться, и курочки неслись. По навозу мы походили, подышали запахом степного ветра вперемешку с запахом хлева — все было, как сейчас любят говорить, аутентично.
Исполнителю главной роли Сергею Гармашу роль Виктора Шаманова была предназначена ещё до окончания написания сценария , хотя кастинг проходил и Владимир Машков , которого продюсеры и хотели на эту роль . Машков сам отказался от участия в фильме из-за того, что персонаж показался ему слишком слабым . Кандидатуру Гармаша поддерживал и Олег Погодин, который говорил: «У Машкова бы эта роль получилась более злой, он в последнее время скрыто очень работает, ему тяжело показывать уязвимость … Я же хотел, чтобы в Викторе была нежность, была рана. Машков и боль бы сыграл, но эта была бы боль раненого зверя» . Чтобы подготовиться к роли киллера, Гармаш смотрел те фильмы, которые заставили его в детстве плакать или смеяться — « Зеркало », « Калина красная », « Служили два товарища », « Подранки » и « Баллада о солдате » . «У Сергея Гармаша я ещё и учился, он как личность помог мне делать „Дом“. В таланте Сергея я никогда не сомневался. Он поразил меня особой дисциплинированностью, порядочностью, человечностью. И ни грамма звёздности. Я так могу сказать о каждом своём артисте, но именно Сергей стал стержнем фильма», — говорил Олег Погодин .
В роли Натальи Погодин сразу видел Екатерину Редникову , в роли Григория Ивановича — Богдана Ступку , с которым они созвонились насчёт этого ещё в 2006 году . Мать семейства изначально представлялась режиссёру более жёсткой, чем тот образ, который был воплощён на экране . Сергей Сельянов , сопродюсер картины, настоял на том, чтобы мать была более архетипичной, и часть сценария была переписана . Владимир Епифанцев , исполнивший роль Пашки, также был утверждён на роль сразу же, Погодин сказал ему, что тот должен сыграть «переростка» . Познакомившись с Ларисой Малеванной и Петром Зайченко , режиссёр сразу понял, насколько они нужны фильму, хотя вначале на их роль были утверждены другие актёры . На некоторые роли в картине рассматривались Лариса Гузеева и Юлия Высоцкая .
Съёмки фильма стартовали в начале сентября 2010 года в Симферополе и заняли пятьдесят три дня, закончившись в конце ноября . Погода часто подводила съёмочную группу, постоянно шли дожди .
Дом, в котором и происходит всё основное действие картины, был сконструирован художником-постановщиком Сергеем Агиным за полтора месяца . Погодин отзывался о работе с ним так:
Он придумал дом, в котором реалистичность сочеталась со стилем барокко — всякие балкончики, мансарды, галереи. Я попросил упростить, потому что в подобной декорации очень сложно выстраивать мизансцены. Персонажам для того, чтобы просто встретиться, нужно было бы свешиваться через перила, долго идти друг к другу навстречу, вместо того, чтобы просто сделать пару шагов. Сергей согласился и переделал эскизы из гениальных в просто талантливые. А что он творил во время постройки дома! Искал в ближайших деревнях части старых домов — оконные рамы, двери, наличники, половицы, старый кирпич, сарайные доски… Он режиссировал биографию дома.
— Олег Погодин,
По словам президента компании « Централ Партнершип » Марка Лоло , именно строительство дома заняло больше всего времени, и из-за этого съёмочный процесс так долго откладывали на более поздние сроки . Режиссёр отметил и то, что с оператором картины, Антуаном Вивас-Денисовым, который «чрезвычайно быстро и точно воспринимал все режиссёрские идеи», было очень приятно работать .
Погодин признавался, что декорации фильма вдохновлены картинами художника Эндрю Уайета : «Я сам — человек донской, родился и рос в степном городе. На эстетику фильма сильно повлияли три фактора. И все три — американоцентристские. Литературный след — это Уильям Фолкнер . Живописный — Эндрю Уайет . Кинематографический — Сэм Пекинпа . Это моё скрытое признание в любви американской культуре», — говорил режиссёр .
В финальной сцене фильма звучит казачья песня « Не для меня придёт весна », звучащая в ленте Никиты Михалкова « Пять вечеров », исполняемая хором зауральских казаков . По признанию Погодина, он знает данную песню с детства, из-за чего и использовал её в фильме . Кроме того, в картине присутствует и композиция « Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой » в исполнении Валерия Ободзинского .
Бюджет картины составил около 130 млн руб. (около 4 млн долл.), что сделало «Дом» одним из самых затратных российских фильмов 2011 года .
Российская премьера фильма состоялась 3 ноября 2011 года, а в странах СНГ — 10 ноября того же года . На DVD-дисках картина вышла в обычном издании, а также в Blu-ray , 1 декабря 2011 года и 9 февраля 2012 года соответственно .
Несмотря на успех фильма у кинокритиков, картина полностью провалилась в прокате, собрав 142 000 долл. при 4 млн. бюджета .
Лента демонстрировалась в рамках внеконкурсной программы 47-го международного кинофестиваля в Карловых Варах . В сентябре 2012 года, согласно данным Российского института культурологии , «Дом» рассматривался в качестве кандидата от России на премию « Оскар » в номинации « Лучший фильм на иностранном языке » .
Дата церемонии | Премия | Категория | Лауреаты и номинанты | Результаты |
---|---|---|---|---|
13 августа 2011 | « Окно в Европу » | «За владение кинематографическими профессиями» | Олег Погодин | Победа |
«За выдающееся актёрское мастерство» | Пётр Зайченко | Победа | ||
16 декабря 2011 | « Сталкер » | Приз имени Валерия Фрида за лучший сценарий | Олег Погодин | Победа |
22 декабря 2011 | « Белый слон » | «Лучшая музыка» | Эдуард Артемьев | Номинация |
«Лучшая женская роль второго плана» | Екатерина Редникова | Номинация | ||
29 января 2012 | « Золотой орёл » | «Лучшая мужская роль второго плана» | Богдан Ступка | Победа |
«Лучшая музыка» | Эдуард Артемьев | Победа | ||
«Лучший монтаж» | Победа | |||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссёрская работа» | Олег Погодин | Номинация | ||
«Лучшая мужская роль» | Сергей Гармаш | Номинация | ||
8 апреля 2012 | « Ника » | «Лучшая мужская роль» | Сергей Гармаш | Победа |
«Лучшая женская роль второго плана» | Лариса Малеванная | Номинация | ||
«Лучшая музыка» | Эдуард Артемьев | Номинация | ||
«Лучшая работа звукорежиссёра» | Номинация |
Композитором фильма выступил Эдуард Артемьев , с которым Погодин договорился об участии в фильме заранее . Во время создания музыки режиссёр и композитор часто спорили по поводу саспенсной части композиций: «У Эдуарда Николаевича вся саспенсная часть была преувеличенно большой, на широких мазках, с большим количеством медной группы, и мне это не нравилось, и я ему об этом так и сказал. Мы спорили, даже поругались один раз. Но я вдруг понял, что этой картине не нужна тема большого саспенса», — объяснял Погодин . Режиссёр отметил, что композиторов уровня Артемьева сейчас почти нет .
Рецензенты увидели в музыке Артемьева явное пересечение с лирическими композициями Нино Рота из фильма « Крёстный отец », хотя Олег Погодин отрицал это, сказав, что Артемьев с самого начала написал абсолютно оригинальную музыку . Светлане Степновой, обозревателю сайта ruskino.ru , музыка показалась слегка навязчивой, но не слишком мешала . Мария Безрук с сайта tribuna.ru назвала музыку Артемьева изумительной и точной .
За написание музыкального сопровождения к ленте Погодина Эдуард Артемьев был удостоен премии « Золотой орёл » и номинирован на премию « Ника », проиграв Леониду Десятникову .
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | « Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой » | 2:38 |
2. | «Не сыпь мне соль на рану» | 3:45 |
3. | «На теплоходе музыка играет» | 3:11 |
4. | «Ягода-малина» | 4:39 |
5. | «Играй, гармонь!» | 3:24 |
6. | «Не для меня придёт весна» | 4:43 |
7. | «Казачья плясовая» | 1:53 |
8. | «Raving Moonlight» | 0:47 |
9. | «Prelude № 8 — Well Tempered Clavier» | 2:53 |
10. | «Don't Stop» | 4:30 |
11. | «Eating Lighting» | 2:15 |
Фильм был положительно воспринят большинством российских кинокритиков, некоторые из которых сравнивали ленту с « Крёстным отцом » и « Тихим Доном » .
Анатолий Ющенко с сайта Filmz.ru рассматривает фильм в первую очередь как игру с разными жанрами «от современного криминального эпоса до постмодернистского балагана» и цитатами из американского кинематографа. Он высоко оценил операторскую работу, которая, по его замечанию, отсылает не «к Луцику и Саморядову », а к «Дням жатвы», и музыкальное сопровождение. Однако по мнению Ющенко фильм оказался несостоятелен в попытке претендовать на роль притчи . Ян Левченко из газеты « Коммерсантъ », тоже отметивший работу оператора и художника, увидел в фильме отсылки к Пекинпе и аллюзии на кинематографические изображения просторов Дикого Запада и одновременно сравнил Погодина с Александром Довженко . По его мнению «Дом» — фильм о разобщённости современного российского общества, относящийся к редкой категории фильмов, где все главные герои погибают, но конец воспринимается как счастливый .
Аналитик сайта ruskino.ru Светлана Степнова сравнила «Дом» с вестерном Клинта Иствуда « Непрощённый », заявив, что сюжетные линии у них явно пересекаются. В целом фильм критику не понравился, но она оценила операторскую работу, а также актёрские работы Богдана Ступки и Сергея Гармаша . Обозреватель сайта Proficinema.ru Игорь Перунов полностью раскритиковал фильм, отметив неубедительную игру Сергея Гармаша и то, что морали у ленты нет никакой . Дарья Борисова, журналист « Независимой газеты », писала, что в параллельном выходе фильма Андрея Смирнова « Жила-была одна баба » и «Дома» есть что-то символическое: «Они о разных эпохах, но в обеих с трагической ясностью отмечена жуткая, иррациональная тяга русских к самоуничтожению. Какие-то тёмные глубины национальной души разверзлись перед двумя художниками разных поколений» . Виктору Матизену, репортёру газеты « Новые Известия », фильм припал к душе, однако он отметил, что его можно было сделать ещё лучше, если бы не коллизия интересов режиссёра Погодина и продюсеров Дишдишяна и Сельянова .
Многие обозреватели были шокированы финальной сценой фильма, проводились также аналогии между ней и массовым убийством в станице Кущёвской , произошедшим в ноябре 2010 года, как раз тогда, когда снимался фильм . Отдельное место в рецензиях критиков заняла и актёрская игра. Анатолий Ющенко подметил, что лучшим в актёрском ансамбле «Дома» был, как ни удивительно, не Богдан Ступка, а Екатерина Редникова, «пребывающая в незабываемом образе окрысившейся интеллигентки» . Светлана Степнова, наоборот, отдала пальму первенства Ступке, добавив, что он создал невероятно мощный, достоверный и неоднозначный образ Хозяина Дома . Елена Ардабацкая из « Московского комсомольца » поддержала коллег, сказав, что актёрские работы Ступки и Петра Зайченко были прекрасными . Киноведу Нине Цыркун , пишущей в журнал «Искусство кино», «Дом» показался схожим с произведением А. П. Чехова « Вишнёвый сад »: «Чеховское томное увядание аристократического семейства у Олега Погодина сменил заскорузло-неуютный распад хуторского двора», — объяснила она. Критик добавила, что Погодин снял неплохое кино, которое было бы ещё лучше, если бы «сценарист Погодин не пожрал режиссёра Погодина». Цыркун похвалила и актёрскую игру Петра Зайченко, Ларисы Малеванной и Сергея Гармаша, на её взгляд, исполнившего лучшую роль в своей жизни .
Кинокритик сайта kinobizon.ru Евгений Антонов оценил несколько нюансов ленты, в том числе и мощный актёрский ансамбль, драматургию, операторскую работу и неоднозначный финал. Последний, впрочем, на его взгляд, может и навредить картине, так как финальная сцена, возможно, «взбаламутит публику» . Рецензент сайта Intermedia.ru Денис Шлянцев увидел в «Доме» парафраз « Торжества » Томаса Винтерберга . Раскрытием характеров героев и мотивации их поступков, а также общим психологизмом лента напомнила Шлянцеву « Нашествие варваров » Дени Аркана и даже « Гараж » Эльдара Рязанова . Критик подытожил свой обзор внесением «Дома» в десятку лучших отечественных фильмов года .
Сам режиссёр Олег Погодин признавался, что основная мораль фильма заключается в том, что дома перестали быть нашими крепостями: «Это фильм о том, как разрушается семья, причём разрушается сначала метафизически, а потом уже и физически. Собственно, это социальное кино, которое я попытался вывести на более высокий уровень, чем просто реалистическая жёсткость, которая сейчас присуща многим нашим фильмам. Я понимаю, что снял негармоничный фильм», — говорил он .