Михаэль (фильм, 2011, Австрия)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Меланхо́лия» ( англ. Melancholia ) — драматический фильм с элементами фантастики режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля . Съёмки продолжались с 22 июля 2010 года по 8 сентября 2010 года в поместье Чулёхольм на берегу Каттегата в Швеции .
Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти « Космическую одиссею 2001 года » и решённого как последовательность флешфорвардов . В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия.
Кинообразность пролога проанализирована Манолой Даргис в статье, которая появилась в газете The New York Times в конце 2011 года . Наиболее очевидны отсылки к хрестоматийным полотнам Дж. Э. Милле (« Офелия ») и Брейгеля (« Охотники на снегу ») . За кадром звучит увертюра из оперы Рихарда Вагнера « Тристан и Изольда » .
Дальнейшие события разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Джастин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Джастин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Джастин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовятся принять неизбежное.
Центральным музыкальным образом фильма становится вагнеровское вступление к « Тристану и Изольде », музыкальной драме, основанной на поэме средневекового немецкого поэта Готфрида Страсбургского . Помимо вступления к первому акту «Тристана и Изольды» в фильме также звучит вступление к третьему акту того же произведения (на финальных титрах), а в сцене свадьбы можно услышать популярную танцевальную музыку (предполагается, что она исполняется внутрикадрово) .
Актёр | Роль |
---|---|
Кирстен Данст | Джастин |
Кифер Сазерленд | Джон |
Шарлотта Генсбур | Клэр |
Александр Скарсгард | Майкл |
Шарлотта Рэмплинг | Габи |
Стеллан Скарсгард | Джек |
Джон Хёрт | Декстер |
Удо Кир | свадебный распорядитель |
Брэди Корбет | Тим |
Камерон Спурр | Лео |
Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии . Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, поскольку они и так ожидают плохих вещей. Триер затем развил эту идею в фильме, причём без каких-либо амбиций изобразить апокалипсис правдоподобно, с точки зрения астрономии, но как способ изучения психики человека во время катастрофы .
Ларс фон Триер вдохновился идеей планетарного столкновения и стал изучать веб-сайты с теориями о таких событиях. С самого начала Триер решил убрать какую-либо неопределённость для зрителей относительно итога фильма, чтобы ничего не отвлекало от иррационального поведения героев.
Изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус , мечтавшую сняться у Триера. Концепция двух сестёр в качестве главных героев разработана на основе переписки режиссёра с актрисой. Крус сообщала, что она хотела бы работать с Триером, и с энтузиазмом говорила о пьесе « Служанки » Жана Жене . Однако актриса отказалась ради четвёртой части « Пиратов Карибского моря » .
Большая часть личности Джастин была основана на личности самого Триера. Имя героини Триер взял из романа Маркиза де Сада « Жюстина », об экранизации которого долго мечтал . Действие было решено поместить в поместье, напоминающем место действия классического фильма « Прошлым летом в Мариенбаде ».
На пресс-конференции после премьеры фильма Ларс фон Триер, пытаясь объяснить мысль о закономерности уничтожения жизни на Земле, заявил, что понимает мотивы действий Гитлера , и в шутку назвал себя «нацистом», за что был объявлен персоной нон грата на Каннском кинофестивале . Тем не менее специалистами фильм был воспринят положительно и наряду с драмой « Рассекая волны » (1996) даже попал в список величайших фильмов, составленный в 2012 году британским журналом о кино Sight & Sound по результатам опроса 846 профессиональных кинокритиков и 358 режиссёров со всего мира .
В России фильм впервые был показан на 33-м Московском международном кинофестивале 1 июля, а в широкий прокат вышел 7 июля 2011 года .
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Фестиваль | Категория | Номинирован(а) | Итог |
2011 | Каннский кинофестиваль | Золотая пальмовая ветвь | Ларс фон Триер | Номинация |
Приз за лучшую женскую роль | Кирстен Данст | Победа | ||
Hamptons International Film Festival | Лучший актёр | Александр Скарсгард | Победа | |
Премия Европейской киноакадемии | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Ларс фон Триер | Номинация | ||
Лучший сценарий | Ларс фон Триер | Номинация | ||
Лучшая актриса | Шарлотта Генсбур , Кирстен Данст | Номинация | ||
Лучшая операторская работа | Мануэль Альберто Кларо | Победа | ||
Лучший художник-постановщик | Молли Мален Стенсгор | Победа |