Конец времени
- 1 year ago
- 0
- 0
«Конец прекрасной эпохи» — российский повествовательно-драматический фильм Станислава Говорухина , его последняя режиссёрская работа. Экранизация нескольких рассказов Сергея Довлатова из сборника « Компромисс ». Фильм стилизован под чёрно-белое « оттепельное кино» .
Этой картиной открылся 26-й кинофестиваль « Кинотавр » 7 июня 2015 года . Премьера в России состоялась 1 октября 2015 года.
Действие фильма начинается в 1965 году. Молодой ленинградский журналист и писатель Андрей Лентулов увольняется из газеты и по приглашению друга переезжает из Ленинграда в Таллин , где устраивается на работу в газету « Советская Эстония ». Основное действие фильма происходит в 1969 году. Под «прекрасной эпохой» в картине понимаются десять лет после смерти Сталина . В фильме показаны различные аспекты журналистской деятельности Лентулова и его взаимоотношений с коллегами. Андрей отдаёт свою рукопись диссиденту, у которого сотрудники КГБ проводят обыск и изымают рукопись. Лентулову приходится уволиться из газеты по собственному желанию и вернуться обратно в Ленинград.
Говорухина критикуют за поверхностное отношение к выбранному материалу:
…анекдоты не срастаются, как в повести, в липкий, невыносимый абсурд, в тупиковый, как у Довлатова, жизненный сюжет.
— Лариса Малюкова, обозреватель «Новой Газеты» , 10 июня 2015
Из <…> небольших, абсурдных, до боли знакомых любому современнику и соотечественнику Довлатова ситуаций и состоят «Компромиссы». Но такая структура произведения не срабатывает в фильме — кажется, что на экране не происходит ничего. …[едкие довлатовские фразы] существуют будто отдельно от придуманного Говорухиным видеоряда.
— Наталия Григорьева, обозреватель «Независимой Газеты» , 8 июня 2015
Антон Долин отмечал:
Говорухин осмелился спорить с Довлатовым, используя его персонажей и диалоги, эксплуатируя его текст. Ведь «Конец прекрасной эпохи» — о том, что СССР был не комической империей лжи, каким он предстает в прозе Довлатова, а чудесной страной, переживавшей одну прекрасную эпоху за другой — в отличие от Бродского, Говорухин считает время своей и довлатовской молодости прекрасным без малейшей иронии. И компромисс, губительность которого описывал, хоть и с лёгкой усмешкой, Довлатов, для Говорухина — непременный атрибут этого канувшего на дно истории советского счастья.
Список приводится в соответствии с данными IMDb .
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
«Золотой феникс» | Гран-при «Бриллиантовый Феникс» | Победа | ||
|
« Лучшая режиссёрская работа » | Станислав Говорухин | Победа | |
« Лучшая мужская роль второго плана » | Дмитрий Астрахан | Победа | ||
« Лучшая работа художника-постановщика » | Валентин Гидулянов | Победа | ||
« Лучшая работа художника по костюмам » | Наталья Монева | Победа | ||
« Лучший игровой фильм » | Номинация | |||
« Лучшая мужская роль в кино » | Иван Колесников | Номинация | ||
|
« Лучшая режиссёрская работа » | Станислав Говорухин | Победа | |
« Лучшая операторская работа » | Геннадий Карюк | Победа | ||
« Лучшая работа художника » | Валентин Гидулянов | Победа | ||
« Открытие года » | Иван Колесников | Победа | ||
« Лучший игровой фильм » | Номинация | |||
« Лучшая работа художника по костюмам » | Наталья Монева | Номинация |