Фабрис, Энрико
- 1 year ago
- 0
- 0
Робе́р Энрико́ ( фр. Robert Enrico , полное имя — Джи́но Робе́р Энрико́ ( фр. Gino Robert Enrico ); 13 апреля 1931 , Льевен , Па-де-Кале — 23 февраля 2001 , Париж ) — французский кинорежиссёр, сценарист, монтажёр, продюсер и общественный деятель. Лауреат «Сезара» , премии Жана Виго , Золотой пальмовой ветви и Серебряной раковины . Командор ордена искусств и литературы и кавалер ордена «За заслуги» .
Роберт Энрико родился 13 апреля 1931 года в городе Льевен, на севере Франции, в семье итальянцев, эмигрировавших во Францию в 1920-х годах. Вскоре он с родителями переезжает в Тулон , где его отец открывает магазин мотоциклов и велосипедов. Он сам был известным чемпионом по мотогонкам и всегда надеялся, что сын пойдёт по его стопам. Действительно, Робер Энрико не раз примет участие в Тур де Франс , но без какого-либо успеха.
После получения среднего образования в колледже маристов в Тулоне со степенью бакалавра он уезжает в Париж, где заканчивает Лицей Вольтера ( фр. Lycée Voltaire ).
В 1949 году Робер поступает в Институт высшего кинообразования ( фр. Institut des Hautes Études Cinématographiques , IDHEC), теперь известный как Ля Феми и учится 2 года на отделении режиссуры. С 1953 по 1956 годы он участвует в театральной университетской труппе Сорбонны Théophilliens, специализирующейся на репертуаре французского средневековья, и параллельно работает как монтажёр, а потом — в качестве ассистента режиссёра фильмов промышленной, медицинской и сельскохозяйственной тематики, а затем снимает репортажи для телевидения: Le Brésil des Théophiliens (1952) и Jeanne à Rouen (1953). Как режиссёр, совместно с Лучано Эммером , и как монтажёр в 1956 году он выпускает «У каждого свой рай» ( фр. À chacun son paradis / итал. Paradiso Terrestre ), полнометражный документальный фильм на 16-мм киноплёнке. В фильме были использованы кадры девяти экспедиций в Африку , Антарктиду , бассейн Амазонки , в Индию , Индокитай и на Таити с целью отследить последние «уголки» Земли, где ещё осталось совершенное общение между природой и человеком: абсолютное счастье, «земной рай». В 1957 году фильм стал одним их победителей Кинофестиваля в Тренто ( фр. Trento Film Festival ).
В 1956 году его короткометражный фильм «Жанна» ( фр. Jehanne ), хроника на основе эскизов, рукописей, архитектуры и музыки XV века, посвящённая Жанне д’Арк , проходит отбор на Венецианский кинофестиваль .
С 1956 до 1959 годы он выполняет военную службу в S.C.A. (Service cinématographique des Armées) теперь ECPAD (Établissement de Communication et de Production Audiovisuelle de la Défense), Учреждении по коммуникациям и производству аудиовизуальной продукции Министерства обороны, и делает документальные и короткометражные фильмы с участием авиации и военно-морских сил.
Как и многие режиссёры, он начинает свою профессиональную карьеру с короткометражного фильма: в 1959 году он снимает Ville Lumière , который был широко представлен на фестивалях и получил главный приз в том же году в Руане. Но наиболее знаковым для него фильмом оказался Thaumetopoe» (1960), документальный короткометражный фильм, снятый по заказу французского Министерства сельского хозяйства, о жизненном цикле соснового шелкопряда , личинки которого пожирают деревья. Энрико драматизировал эту тему, превратив то, что могло быть просто достойным своего предназначения, в новый вид документального фильма с обертонами научной фантастики . Фильм получил Специальный приз жюри в Туре , завоевал бронзовую медаль на фестивале в Венеции в 1960 году и в течение следующих двух лет получал призы в Бильбао , Рабате и Берлине . Благодаря этому раннему успеху он смог снять Совиный ручей ( фр. La Rivière Du Hibou ) , короткометражный чёрно-белый фильм по мрачному рассказу американского писателя конца XIX — начале XX века Амброза Бирса An Occurrence at Owl Creek Bridg («Случай на мосту через Совиный ручей»). Фильм рассказывает о том, как человек, который должен быть казнён за шпионаж во время Гражданской войны в США , по-видимому, обманывает палача и убегает через солнечный лес, чтобы воссоединиться со своей женой, что оказывается фантазией, мелькнувшей в его воображении за мгновения до смерти. С минимумом диалогов и благодаря лирически атмосферной операторской работы Жана Боффети ( фр. Jean Boffety , с которым он будет часто сотрудничать, Энрико добился необыкновенно выразительного визуального повествования, чем заслужил свой первый настоящий успех и международное признание. Зрители тех лет были очень впечатлены фильмом, воспринимая его как классический. Фильм получил Специальный приз жюри на фестивале короткометражных фильмов в Туре в 1961 году, Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1962 году, а два года спустя выиграл « Оскар » в как лучший короткометражный фильм . Вдобавок, в Великобритании он вышел в качестве поддержки первого показа « Птиц » Альфреда Хичкока , а в Соединенных Штатах был включен в сериал « Сумеречная зона » Рода Серлинга ( англ. Rod Serling ) .
Окрылённый успехом, Энрико решает превратить короткометражный фильм в полнометражный фильм- трилогию , соединив с рассказами о Гражданской войне в Испании и Алжирском конфликте . Идея была отвергнута его продюсером, который не возражал, однако, связать «Совиный ручей» с двумя другими рассказами Бирса. В 1962 году были экранизированы две другие новеллы писателя: «Чикамога» ( англ. Chikamauga ) и «Пересмешник» и вместе с «Совиным ручьём» выпущены под названием «В гуще жизни» ( фр. Au cœur de la vie ). Трилогия не нашла широкого признания , но Энрико заявил о себе как кинорежиссёр .
После объединения «В гуще жизни» Энрико приступил к реализации своего замысла сюжета об Алжирской войне, который он изначально планировал в качестве одного из эпизодов трилогии. Он появился в 1964 году как «Прекрасная жизнь» ( фр. La Belle Vie ), импрессионистский рассказ о возвращении молодого солдата после службы во Французской Северной Африке в Париж во время алжирских протестов и его трудностях повторной интеграции в общество . Фильм подвёргся цензуре и был запрещён для распространения в течение двух лет, но несмотря на это получил приз Жана Виго .
Этот неудача повлияла на дальнейший ход его карьеры, хотя психологическая драма «Тётя Зита» ( фр. Tante Zita , 1968) была так же импрессионистской по стилю в следовании за своей героиней ( Джоанна Шимкус ), в её ночных блужданиях по Парижу в стремлении примириться с приближающейся смертью любимой тёти ( Катина Паксину ).
Назначенный режиссёром ORTF (Office de radiodiffusion-télévision française), Управления французского радиовещания и телевидения, Робер Энрико снимает свою первую драму «Деньги от призрака» ( фр. La redevance du fantôme ) по новелле Генри Джеймса с Мари Лафоре и Стефаном Фэ ( фр. Stefan Fay ), который выиграл Гран-при Альбера Оливье ( фр. Grand Prix Albert Ollivier ) как лучшая драма 1965 .
После этого многообещающего дебюта, Робер Энрико всё более склоняется к преимущественно коммерческому материалу с участием топ-звёзд того времени .
В 1965 году, он встречает большой успех у критиков и публики с « Лужёными глотками » с участием Бурвиля и Лино Вентуры . На фоне величественных пейзажей Вогез Робер Энрико поднимает дорогие ему темы: долг, верность данному слову, инициативность, но также терпимость и отказ ограничиваться поверхностным впечатлением .
В 1968 году он продолжает тему мужества и мужской дружбы в глянцевом триллере « Искатели приключений » об охоте за затонувшими сокровищами, на этот раз с Аленом Делоном , Лино Вентурой и Сержем Реджани . Один из крупнейших авторов французских криминальных фильмов Жозе Джованни сотрудничает в создании сценария и диалогов для этого фильма. Серия приключенческих фильмов найдёт продолжение в 1971 году в « Ромовом бульваре », где на этот раз в главных ролях снимаются Лино Вентура с Брижит Бардо .
Такие картины, возможно, были в значительной степени шаблонными, но, по крайней мере, отличались превосходным качеством постановки и чётким повествованием .
Сотрудничество с Джованни продолжается с адаптацией одного из его романов его романа — гангстерской комедией « Зовите меня „О“! » с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Но фильм не приносит ожидаемого успеха и будет полностью отвергнут Джованни .
В 1974 году Энрико выпускает «Секрет» ( фр. Le Secret ), заговорческий триллер довольно изобретательного свойства, оставивший зрителя в недоумении в отношении того, является ли действие «реальным» или это только проекция паранойи его главного героя ( Жан-Луи Трентиньян ) -— возможно, эхо двусмысленности, которая лежала в основе «Совиного ручья».
В 1975 году Филипп Нуаре и Роми Шнайдер становятся главными героями фильма « Старое ружьё ». Фильм показывает с поразительной точностью личную драму человека, который потерял жену и дочь во время Второй мировой войны , в то время как во флешбэках о счастливых днях поддаваясь той сентиментальности , которая, менее навязчиво, преследовала некоторые из лучших фильмов режиссёра.
«Старое ружьё» вольно интерпретирует трагические события в Орадур-сюр-Глан , куда в июне 1944 года была послана танковая дивизия СС , выполнившая « карательную экспедицию » в маленький городок в отместку за присутствие партизан.
Сценарий был написан в сотрудничестве с Паскалем Жарденом ( фр. Pascal Jardin ), автором многочисленных фильмов, и известным писателем Клодом Вейо . Несмотря на плохие отзывы, сделанные некоторыми крупным газетами, фильм привлекает в кинотеатры 3,4 миллиона зрителей и приносит большой коммерческий успех, показав 5-й результат во французском прокате 1975 года . В 1976 году он номинируется в девяти категориях в ходе первой церемонии « Сезара» и завоёвывает три награды: « Сезар» за лучший фильм , « Сезар» лучшему актёру (для Филиппа Нуаре) и « Сезар» за лучшую музыку (для Франсуа де Рубе). Десять лет спустя, в 1985 году, в результате голосования жюри работа Робера Энрико получит в дополнение , награду фильму, которая вручается Академией искусств и технологий кинематографа в исключительном случае.
Энрико зарекомендовал себя как один из крупнейших кинематографистов. В 1976 году он снимает для Антенн-2 телефильм «Молчаливый племянник» ( фр. Un neveu silencieux ) об эгоизме и трусости семьи, имеющей ребёнка с синдромом Дауна , который два года спустя выйдет в кинотеатры (очень редкая вещь в то время для продукции французского телевидения).
После этого фильмы Робера Энрико больше не встречают такого приёма. Съёмки Quand à Coup de foudre (1977) с Катрин Денёв и Филиппом Нуаре, действие которого разворачивается во время войны 1914—1918 годов , были прерваны и окончательно заброшены. Находят свою аудиторию «Орёл или решка» ( фр. Pile ou Face , 1980), детектив с Филиппом Нуаре и Мишелем Серро , и « От имени всех своих » (1983) с Майклом Йорком и Брижит Фоссе , военная драма об одном из выживших в Варшавском гетто по спорной биографии Мартина Грея , написанной Максом Галло , которая два года спустя также будет адаптирована для телевидения в восьми эпизодах по 55 минут. Иначе обстоит дело с « Красной Зоной » (1986), и «Устав от войны» ( фр. De guerre lasse , 1987) по роману Франсуазы Саган .
После нескольких экранизаций для телевидения по поручению правительства Энрико приступает к постановке «официального» блокбастера « Французская революция », посвящённого 200-летию этого события, в котором он подготавливает первую часть Les années lumière . Актёрский состав этой масштабной фрески совместного многонационального производства, выпущенной в 1989 году, в частности составляют: Клаус Мария Брандауэр , Франсуа Клюзе , Джейн Сеймур , Сэм Нилл , Клаудия Кардинале и Питер Устинов .
В 1990-е годы Энрико много времени посвящает защите профессии и европейского кино. Он возвращается на большой экран, но делает только два художественных фильма, « Ветер с востока » (1991) и Fait d’hiver (1998), а также работу для телевидения «Сент-Экзюпери: последняя миссия» ( фр. Saint-Exupéry : La dernière mission ). В картине «Ветер с востока» с Малкольмом Макдауэллом и Жан-Франсуа Бальмером ( фр. Jean-François Balmer ), невысоко оценённой критиками, он возвращается к жанру, к которому не прикасался с «Прекрасной жизни», а именно — к политическому фильму .
Здесь Энрико приступил к реконструкции исторического факта: попытки «спасти» 500 оставшихся в живых из «русской национальной армии» в нацистской форме .
Его последний фильм Fait d’hiver , где разведённый отец, в исполнении Шарля Берлиня, забаррикадировался со своими детьми, отказываясь подчиняться решению суда, ещё раз подчёркивает гуманистические наклонности Робера Энрико . Поддержанный частью критиков, фильм находит сдержанный отклик в залах .
Робер Энрико также являлся:
Страдающий от рака лёгких с 1998 года, режиссёр умирает 23 февраля 2001 года в Париже в возрасте 69 лет. Робер Энрико похоронен на кладбище Монпарнас .
Робер Энрико женился первым браком на актрисе Люсьен Амон ( фр. Lucienne Hamon ). Во втором браке он состоял до своей смерти с монтажёром Патрисией Нени ( фр. Patricia Nény ). У него было две дочери, Жюльетт и Камилла, и сын Жером, актёр, сценарист и режиссёр. Жером Энрико ( фр. Jérôme Enrico ) начал в кино как актёр в 1971 году с небольшой роли в фильме отца «Немного, больше, страстно…» ( фр. Un peu, beaucoup, passionnément... ). В настоящее время он является директором Высшей школы кинематографического обучения ( фр. École supérieure d'études cinématographiques — ESEC) в Париже.
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1956 | док | Жанна | Jehanne | режиссёр и сценарист |
1956 | док | У каждого свой рай / Земной рай | A chacun son paradis / Paradiso terrestre | режиссёр (совместно с Л. Эммером |
1958 | док | Villes lumières | режиссёр | |
1959 | док | Les trois amis | режиссёр | |
1960 | док | L'or de la durance | режиссёр | |
1961 | док | (короткометражный) | Thaumetopoea, la vie des chenilles processionnaires du pin et leur extermination contrôlée | режиссёр и сценарист (совместно) |
1962 | кор | Allegro na troppo | монтажёр | |
1962 | кор | La rivière du hibou | режиссёр, сценарист и монтажёр | |
1962 | кор | Пересмешник | L'oiseau moqueur | режиссёр и сценарист |
1962 | ф | В гуще жизни | Au cœur de la vie | режиссёр и сценарист |
1962 | кор | Чикамога | Chickamauga | режиссёр и сценарист |
1962 | док | Волшебные горы (короткометражный) | Montagnes magiques | режиссёр и сценарист |
1963 | ф | La belle vie | режиссёр и сценарист | |
1963 | ф | Contre point | режиссёр и сценарист | |
1964 | с | Сумеречная зона (серия «An Occurrence at Owl Creek Bridge») | The Twilight Zone | режиссёр и монтажёр |
1964 | док | Daphné | режиссёр | |
1964 | док | Le Rempailleur de Saint-Sulpice | режиссёр | |
1965 | тф | La redevance du fantôme | режиссёр и сценарист | |
1965 | ф | Лужёные глотки | Les Grandes Gueules | режиссёр и сценарист |
1967 | ф | Искатели приключений | Les Aventuriers | режиссёр и сценарист |
1967 | ф | Tante Zita | режиссёр и сценарист | |
1968 | ф | Зовите меня «О»! | Ho ! | режиссёр и сценарист |
1971 | ф | Ромовый бульвар | Boulevard du rhum | режиссёр, сценарист, слова песен |
1971 | ф | Un peu, beaucoup, passionnément... | режиссёр, сценарист, диалоги | |
1972 | ф | Les Caïds | режиссёр и сценарист | |
1974 | ф | Le Secret | режиссёр и сценарист | |
1975 | ф | Старое ружьё | Le Vieux Fusil | режиссёр и сценарист |
1976 | тф | Безмолвный племянник | Un neveu silencieux (эпизод сериала Les dossiers de l'écran | режиссёр и сценарист |
1977 | док | Plus vite que le soleil | режиссёр | |
1977 | ф | Удар грома (незавершён) | Coup de foudre | режиссёр совместно с |
1978 | док | Les sept îles de Frigg | режиссёр | |
1979 | ф | L'Empreinte des géants | режиссёр и сценарист | |
1980 | ф | Pile ou face | режиссёр и сценарист | |
1981 | кор | L'escale | режиссёр | |
1983 | ф | От имени всех своих | Au nom de tous les miens | режиссёр, продюсер и сценарист |
1985 | ф | Красная зона | Zone Rouge | режиссёр и сценарист |
1986 | кор | Le Chemin d'Azatoth | исполнитель | |
1986 | кор | Le pari | режиссёр | |
1986 | кор | Un parfum d'aventure | режиссёр | |
1987 | ф | De guerre lasse | режиссёр и сценарист | |
1989 | тф | Le hérisson | режиссёр | |
1989 | ф | Французская революция (1-я часть, Les Années lumière) | La Révolution française | режиссёр и сценарист |
1992 | ф | Ветер с востока | Vent d'est | режиссёр и сценарист (с Ф. Фажарди |
1996 | тф | Saint-Exupéry: La dernière mission | режиссёр и сценарист | |
1999 | ф | Fait d'hiver | режиссёр и сценарист |
Ордена | |
---|---|
Командор ордена искусств и литературы | |
Кавалер французского Ордена «За заслуги» |
Награды | ||
---|---|---|
1956 : на 17-ом Венецианском кинофестивале ( Италия ) — Jehanne (1656) | ||
1957 : Премия на 6-м ( итал. Trento Film Festival ) ( Италия ) — Paradiso Terrestre / À chacun son paradis (1656) (совместно с Лучано Эммером ) | ||
1960 : на 21-ом Венецианском кинофестивале ( Италия ) — Thaumetopoea (1960) | ||
1960 : Специальный приз жюри на Фестивале Journées internationales du film de court métrage de Tours в Туре ( Франция ) — Thaumetopoea (1960) | ||
1961 : Гран-при на 3-м фестивале Ciné-Rencontres в Праде ( Франция )— Thaumetopoea (1960) | ||
1961 : Гран-при на Фестивале Journées internationales du film de court métrage de Tours в Туре ( Франция )— La rivière du hibou (1962) | ||
1962 : Золотая пальмовая ветвь за лучший короткометражный фильм на 15-ом Каннском кинофестивале ( Франция ) — La rivière du hibou (1962) | ||
1962 : Гран-при на фестивале Journées internationales du film de court métrage de Tours в Туре ( Франция ) — Au cœur de la vie (1962) | ||
1962 : Гран-при на фестивале Festival international des ciné-rencontres в Праде ( Восточные Пиренеи , Франция ) — Montagnes magiques (1962) | ||
1963 : « Серебряная раковина лучшему режиссёру » на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне ( Испания ) — Au cœur de la vie (1962) | ||
1963 : Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестиваль в Сан-Себастьяне ( Испания ) — Au cœur de la vie (1962) | ||
1964 : Гран-при на фестивале Festival international des ciné-rencontres в Праде ( Восточные Пиренеи , Франция ) — La belle vie (1963) | ||
1964 : Специальный приз жюри за фильм для молодёжи на 17-ом Каннском кинофестивале — La belle vie (1963) | ||
1964 : « Приз Жана Виго » ( Франция ) — La belle vie (1963) | ||
1964 : Гран-при Альбера Оливье ( фр. Grand prix Albert-Ollivier ) ( Франция ) — La Redevance du fantôme (1965) | ||
1976 : «Сезар» за лучший фильм ( Франция ) — Le vieux fusil (1975) | ||
1977 : Приз за лучший фильм на ( Югославия ) ( серб. Međunarodni filmski festival — FEST) — Le Vieux Fusil (1975) | ||
1986 : « » ( Франция ) — Le Vieux Fusil (1975) | ||
Номинации | ||
1963 : Приз за лучший режиссёрский дебют на 24-ом Венецианском кинофестивале ( Франция ) — La belle vie (1963) | ||
1963 : 7-й Лондонский кинофестиваль — In the midst of life / Au cœur de la vie (1962) | ||
1963 : 1-й Нью-Йоркский кинофестиваль — In the midst of life / Au cœur de la vie (1962) | ||
1976 : «Сезар» за лучший фильм ( Франция ) — Le vieux fusil (1975) | ||
1976 : «Сезар» лучшему режиссёру ( Франция ) — Le vieux fusil (1975) | ||
1964 : «Сезар» за лучший оригинальный сценарий или адаптацию ( Франция ) — Le vieux fusil (1975) | ||
1984 : «Сезар» за лучшую адаптацию ( Франция ) — Au nom de tous les miens (1984) |
Robert Enrico. Au cœur de ma vie (фр.) / Gérard Langlois. — Saint-Cyr-sur-Loire: C. Pirot, 2005. — 317 p. — (« Cinéma »). — ISBN 2-86808-225-4 .
Лицей Henri Darras в родном городе Робера Энрико, Льевене, отдал режиссёру должное, посвятив ему студию для занятий профильными дисциплинами и специальностью для бакалавриата " Art-Cinéma-Audiovisuel " (Искусство-Кино-Телерадиовещание). Это место, таким образом, называется : " Studio Robert Enrico " (Студия Робера Энрико).