Список
литовских богов
реконструируется на основе письменных источников и позднего
фольклора
.
Литва
приняла
христианство
в
1387 году
, но элементы
литовского
язычества сохранялись в традиционной народной культуре вплоть до недавнего времени. Ранние письменные источники, оставленные путешественниками или христианскими авторами, лишь мельком касаются литовских богов. Начиная с
XVI века
язычество начинает привлекать большее внимание авторов, но зачастую их сведения отрывочны и тенденциозны. Собирание и запись фольклора началось в
XIX веке
, но к тому времени языческая мифология уже преобразовалась, смешалась с христианством и сохранилась лишь фрагментарно. Культы старых божеств трансформировались в фольклоре без связанных с ними ритуалов. Разные авторы говорят о различных по составу пантеонах литовцев.
Дьявас Сянялис
— проявление Бога. Согласно некоторым реконструкциям — отдельное божество, учитель и наставник людей. Выглядит как старый нищий путник. Искусен в магии и медицине.
Жвайгждес
— звёзды, дети Солнца-матери и, как правило, Месяца-отца. Одна из важнейших звёзд —
Аустра
. Другие звёзды, сёстры Аушрине, менее важны, но они, такие как
Вакарине
или
Вакаре
(вечерняя Венера, готовящая постель для
Сауле
(солнца),
Индрая
(Юпитер),
Селия
(Сатурн),
Жьяздре
(Марс) и
Вайвора
(Меркурий), порой встречаются в мифах также.
Ауштарас
— бог северо-восточного ветра, стоящий на пути в рай и освещающий его. Последняя функция связывает его с
Аушрине
, некоторые считают его её двоюродным братом.
Айтварас
— бог, связанный с атмосферными явлениями, облаками и водой. Считается также хранителем земли и её богатств.
//
(англ.)
/ Jūrate Baranova, et al.. — The Council For Research In Values And Philosophy, 2001. — (Cultural heritage and contemporary change series IVa, Eastern and Central Europe, volume 17). —
ISBN 1-56518-137-9
.
от 28 сентября 2007 на
Wayback Machine
(англ.)