Interested Article - Спокон
- 2020-12-04
- 1
Спокон ( яп. スポ根 супокон ) , сокр. от スポーツ [супо: цу] « спорт » + 根性 [кондзё:] « сила воли ») — жанр аниме и манги , рассказывающий о спортивных достижениях, совершённых благодаря стремлению к победе . Главными героями спокона являются молодые спортсмены, талантливые, целеустремлённые и твердые духом , а сюжет описывает их становление, победы над трудностями, спортивную карьеру, борьбу с соперниками и будни . Кульминационным моментом сюжета становятся какие-либо важные соревнования .
Манга в этом жанре, как правило, рассчитана на детскую или юношескую аудиторию ( сёнэн ) и публикуется в таких сёнэн-журналах, как Shonen Jump . Впрочем, встречается и сёдзё -манга о спорте . В сёнэн-манге упор делается на грандиозных спортивных достижениях и юморе, в сёдзё — на романтических отношениях героини с другими персонажами и эмоциональных трудностях . По статистике, 60 % манги для детей — это спортивная манга . Чрезвычайно популярный в Японии, за рубежом спокон менее известен .
Чаще всего описывается один из популярных в Японии видов спорта: бейсбол (или его разновидность: софтбол ), волейбол , бокс , плавание , сёги , различные единоборства. По содержанию спокон-манги можно составить представление о популярных в Японии командах и видах спорта, а также о современной молодёжной культуре . Эстетические и сюжетные каноны спокона впоследствии нашли отражение в произведениях на другую тематику, в частности, в кулинарных аниме. Например, Yakitate!! Japan юмористически переосмысливает жанр, представляя героя, мечтающего стать лучшим булочником в Японии .
История
Интерес к спорту в японской культуре возник в 1964 году после успехов сборной страны на Олимпиаде в Токио . На этих соревнованиях Япония завоевала 16 золотых медалей, что послужило причиной роста увлечения спортом и появления особого жанра аниме и манги — спокона. На этот же период приходится развитие манги, которая публикуется в специальных еженедельных или ежемесячных журналах, самый известный из которых, Shonen Magazine , набирает популярность в октябре того же года .
Один из основателей и популяризаторов жанра, (использовавший также псевдонимы Такамори Асаки и Икки Кадзивара) заложил данные основы в своих произведениях «Завтрашний Джо», выходившем с 1967 по 1971 годы, и «Звезда Гигантов», который издавался с 1966 по 1971 годы.
Первым спокон-аниме стал Mach Go Go Go , выпущенный студией « Тацуноко » в 1967 году и известный российскому зрителю как « Спиди-гонщик ». Традицию жанра продолжил режиссёр-мультипликатор Осаму Дэдзаки : его работы «Завтрашний Джо» ( Ashita no Joe ), 1970 — 1971 ) о боксе и Ace wo Nerae! ( 1973 — 1974 ) о большом теннисе, имели большую популярность .
Вторым спортивным сериалом стал вышедший на месяц позднее (1968) о студии Mushi Productions , также созданный Нобору Кавасаки . В 1968 году выходит первый спортивный сериал, посвященный бейсболу, самой популярной японской игре того времени, «Звезда Гигантов» ( Kyojin no Hoshi , 1968—1971) , а в 1969-м — Attack No. 1 , адаптация волейбольной манги Тикако Урано, первый спортивный сериал, специально снятый для женской аудитории. Attack No. 1 , по мотивам которого было снято четыре полнометражных анимационных фильма, также породил целый поджанр сёдзё-спокона. Ту же тематику, но в другом окружении, позднее развили создатели Ace wo Nerae! , Yawara! и научно-фантастического аниме Battle Athletes Daiundoukai . В 1997 году персонажи Attack No. 1 вернулись в Ashita e Attack .
В Slow Step (1986—1991) впервые появился антигерой , чьи отрицательные качества искореняет любовь к спорту и спортивный талант .
В 1970—1971 по Nippon Television начал трансляцию первый сериал о футболе — . Наиболее известным произведением о футболе стала продолжительная манга Captain Tsubasa (1981–1988). Несмотря на то, что в начале 1980-х лишь 4 % японцев увлекались футболом, рейтинги Captain Tsubasa в еженедельном журнале Shonen Jump были сравнимы с посвящённой боевым искусствам Fist of the North Star . Captain Tsubasa был популярен не только у юношей, но и у девушек — Минами Одзаки прославилась любительским комиксом «Желание обладать» ( ) по мотивам этого сериала .
Уже в 1980-х гг. жанр начинает переосмысляться. В 1985 году появляется аниме-сериал о молодых бейсболистах «Касание» ( Touch , 1985—1987) по манге , который сочетал в себе ярко выраженные черты романтики и спортивного жанра. С 1989 года и по настоящее время выпускается самая продолжительная манга в жанре спокон Hajime no Ippo , одно из наиболее известных произведений спортивной направленности.
В 1993 году в Японии появилась профессиональная футбольная лига , что было использовано в манге Shoot! (1990—2003), Ganbare! Kickers (1986—1987), (1992) . В том же году вышло одно из самых известных спортивных аниме «Рубящий удар» ( Slam Dunk , 1993—1996) студии « Тоэй дога » по мотивам манги Такэхико Иноуэ . В 1999 году начала публиковаться манга и Такэси Обаты « Хикару и го », и хотя мангу и снятое по ней аниме относят к жанру спокона, произведение включает в себя элементы фэнтези .
С 2010-х гг. наблюдается новый всплеск интереса к жанру: появляется большое число аниме и манги, которые пользуются огромной популярностью. Среди наиболее известных произведений Kuroko no Basuke , Haikyu!! Харуити Фурудатэ , Yuri!!! on Ice , SK8 the Infinity и др.
Особенности жанра
В основе жанра спокона, как и практически большинства жанров аниме, особенно сёнэна , лежит путь героя к достижению цели, его напряжённая борьба и выдержка. Отличие спокона состоит в акценте на атлетическом развитии героя и его физических способностей, а также в донесении мыслей о том, что старание и упорство в достижении целей гораздо важнее, чем победа . Спокон учит своих читателей и зрителей тому, как люди должны работать вместе, чтобы достичь общих целей (например, победы в национальном чемпионате), и как игроки должны улучшать свои собственные навыки и умения внутри команды для достижения этих целей . Существующие шаблоны характеров персонажей и сюжетных поворотов, акцент на одних и тех же качествах (упорство, воля к победе, командный дух и т. д.), простота образов героев, усиленная их визуальной составляющей, понятные даже не посвящённым в спортивную тему, отсутствие новой интерпретации сферы молодежного спорта и взаимоотношений команды и спортсменов позволяют отнести большую часть произведений в жанре спокон к китчу , согласно определению Томаша Кулки .
В основном, спокон ориентируется на мужскую подростковую аудиторию, поэтому большая часть произведений посвящена юношеским командам и спортсменам, девушки же чаще всего появляются в сюжете в качестве «менеджеров команды». Хорошим примером менеджера спортивной команды является Фудзивара Такако из аниме Ace of Diamond — она следит за тем, чтобы команда на практике соблюдала все правила, помогает убирать бейсбольное поле после тренировок и игр и даже стирает униформу спортсменов .
Спокон отличается настоящей погруженностью в тему того или иного вида спорта, наполненностью произведений полезной информацией о спорте. Показательным примером является манга и аниме Haikyu!! , посвящённая волейболу. Haikyuu! был создан при участии фанатов данного вида спорта и изобилует реальными правилами игры, техниками и приемами из неё, а также включает в себя сведения по истории волейбола. Другое произведение, Hajime no Ippo («Первый шаг») рассказывает о боксе, включая существующие боксёрские техники. Показательным примером влияния спокона является тот факт, что благодаря Hajime no Ippo приём «Солнышко Демпси», которым неоднократно пользовался главный герой аниме Иппо Макуноити, стал повсеместно знаменитым . Yuri!!! on Ice демонстрирует не только техники фигурного катания, но и необходимую для их выполнения координацию и динамику, а All Out!!! показывает, какое телосложение нужно для игры в регби, а также ритм игры, позиции и функции участников команды .
Примечания
- Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 62.
- ↑ Brenner, Robin E. Understanding manga and anime. — С. 121.
- Jonathan Clements, Helen McCarthy . The Anime Encyclopedia. — P. 122
- ↑ . Japanamerica: How Japanese Pop Culture Has Invaded the U.S. — Palgrave Macmillan , 2006. — С. 207. — 242 с. — ISBN 978-1403974754 .
- Napier, Susan J. . — Palgrave Macmillan, 2001. — С. 19. — 311 с. — ISBN 0-312-23863-0 .
- Brenner, Robin E. Understanding manga and anime. — С. 31.
- Brenner, Robin E. Understanding manga and anime. — С. 34.
- (англ.) . Baka-Updates Manga. Дата обращения: 9 февраля 2010. 1 июня 2012 года.
- ↑ Oniki, Yuji. (англ.) . Viz Communications (1997). Дата обращения: 19 мая 2010. Архивировано 14 февраля 1998 года.
- Jonathan Clements, Helen McCarthy . The Anime Encyclopedia. — P. 43.
- Юн И. [URL: Почему всем нужно смотреть аниме про спорт] // buro247 : сборник конференции.
- Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 303.
- Jonathan Clements, Helen McCarthy . The Anime Encyclopedia. — P. 21.
- Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 62.
- Jonathan Clements, Helen McCarthy . The Anime Encyclopedia. — P. 38.
- Jonathan Clements, Helen McCarthy . The Anime Encyclopedia. — P. 83.
- Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. — С. 101.
- Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. — С. 102.
- Jonathan Clements, Helen McCarthy . The Anime Encyclopedia. — P. 88.
- Белянина Е.А. Спокон как спортивный жанр аниме // Сборник конференции. — 2021.
- ↑ Полька Лебедева. Konnichiwa club (28 января 2021). Дата обращения: 2 апреля 2023. 2 апреля 2023 года.
- Фролова С.Ю. Спорт в аниме: отражение в культуре и влияние на аудиторию // Теория и методика физической культуры, спорта и туризма : межвузовский сборник научно-методических работ. — 2022.
Литература
- Белянина Е. А. Спокон как спортивный жанр аниме // Сборник конференции. — 2021.
- Brenner, Robin E. . — Libraries Unlimited , 2007. — 357 с. — ISBN 9781591583325 .
- Иванов Б. А. . — 2-е изд. — М. : Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2002. — 336 с. — ISBN 5-901631-01-3 .
- Clements J. , McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 (англ.) . — Revised and Expanded Edition. — Berkeley, CA: , 2006. — 867 p. — ISBN 978-1933330105 .
- Полька Лебедева. Konnichiwa club (28 января 2021).
- Фролова С. Ю. Спорт в аниме: отражение в культуре и влияние на аудиторию // Теория и методика физической культуры, спорта и туризма: межвузовский сборник научно-методических работ. — 2022.
- 2020-12-04
- 1