Interested Article - Энсо (буддизм)

«Энсо». Каллиграфический свиток кисти Сибата Кандзюро XX.

Энсо ( яп. 円相 , энсо :, кит. 圆相 юаньсян (yuánxiāng) , «образ круга», «совершенная отметка») — дзэнский каллиграфический символ в виде круга . Считается, что энсо выражает собой «истинную таковость », «изначальную природу будды », «облик реальности», «природу дхарм» , совершенное просветление , первоначальное лицо , «космическое тело Будды». Символом, аналогичным энсо, считается полная луна .

История

По текущим историческим сведениям считается, что впервые энсо использовал Нань-ян Хуэй-чжун, являвшийся учеником шестого патриарха дзэн Хуэйнэна . В дальнейшем круги энсо использовал чаньский дом Гуйян . Например, наставник Гуй-шан использовал энсо в диалоге с монахом Юэ-лунь следующим образом :

Учитель спросил только что прибывшего монаха, как его зовут. Монах сказал: «Юэ-лунь [Полная Луна]». Тогда наставник начертил рукой в воздухе круг. «Ты можешь сравниться с ним?» — спросил он. Монах ответил: «Учитель, если вы так меня спрашиваете, то очень многие с вами не согласятся». Тогда учитель сказал: «Таков уж мой путь. А каков твой?». Монах спросил: «Вы все еще видите Юэ-луня?». Учитель ответил: «Можешь считать, как тебе угодно, но здесь имеется очень много людей, которые с тобой не согласятся».

В текстах также рассказывается, что ученик Нань-яна, Ян-шань, получил от учителя метод девяноста семи кругов, с помощью которого и реализовал сатори . В дальнейшем Ян-шань активно использовал этот метод в обучении дзэн .

В дальнейшем периоде энсо широко применялся в дзэн, что вызвало и некоторую критику. В некоторых случаях критики подвергали сомнению возможность применения энсо в виде искусного средства , так как считали, что энсо «затмевает подлинную природу реальности — абсолютную пустоту и бесформенность всех вещей». Критика повлияла на то, что энсо не стал общепризнанным методом практики .

Метод рисования

Учителя дзэн рисуют энсо как на бумаге, так и на земле или в воздухе. В качестве инструмента рисования учителя используют кисть, посох, метёлку-«мухобойку» хоссу или палец . Учителя рисуют энсо таким образом, чтобы «мощный удар кисти никогда не возвращался точно в то место, откуда он начинался» .

Значение

Энсо является одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо. Многие каллиграфы часами практикуются в изображении энсо, рисуя его каждый день, составляя, таким образом, свой «духовный дневник».

Данный символ имеет определённое сакральное значение для дзэн — многие мастера зачастую используют его в качестве подписи на своих картинах.

Влияние на современный мир

Популярность этого символа привела к тому, что компания « Lucent Technologies » в своё время избрала изображение энсо своим торговым знаком. Слово энсо использовалось компанией « » в названии серии своих программных продуктов.

Примечания

  1. , с. 232.
  2. , с. 92.
  3. , с. 233.
  4. , с. 232—233.
  5. , с. 233—234.

Литература

  • Гарри И. Е. Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна. — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2003. — 208 с. — ISBN 5-02-018316-4 , ISBN 9785020183162 .
  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб. : ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6 .
  • Seo, Audrey Yoshiko; Addiss. (неопр.) . — Boston: (англ.) , 1998. — ISBN 978-1-57062-358-5 .
  • Seo, Audrey Yoshiko; Loori, John Daido. Ensō: Zen Circles of Enlightenment (неопр.) . — (англ.) , 2009. — ISBN 1-59030-608-2 .

Ссылки

  • . American Institute of Graphic Arts (2006). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано из 14 мая 2011 года.
Источник —

Same as Энсо (буддизм)