Interested Article - Ропс, Фелисьен

Фелисье́н Ропс ( фр. Félicien Rops ; 7 июля 1833 , Намюр 23 августа 1898 , Корбей-Эсон ) — бельгийский художник- символист .

Биография

Родился в Намюре , в семье фабриканта. Еще учась в брюссельском университете, он начал публиковать в сатирических журналах политические карикатуры и скетчи на жанровые темы в духе Домье и Гаварни, также посещал «Мастерскую Святого Луки» в Брюсселе . С 1865 года Ропс переезжает в Париж и целиком отдается художественному творчеству. В это время — и в дальнейшем — он пишет картины маслом, но основная его сфера — графика (рисунок и гравюра). Ропс в совершенстве осваивает технику литографии , офорта и резцовой гравюры , создает эстампы и оформляет книги — делает изящные виньетки , заставки и сюжетные иллюстрации к таким изданиям, как «История кафе и кабаре Парижа», «Парижские гетеры», а также к книгам Мюссе , Беранже и Бодлера . При этом он без устали рисует — на улицах, в кафе, на публичных балах и за кулисами цирка (литография «Женщина у трапеции»).

У меня упорное желание изобразить как сцены, так и типы этого XIX столетия. Стремление к грубым наслаждениям, материальные заботы, мелочные интересы — все это наложило на большинство лиц современников зловещую маску… Мне это представляется забавным.

Поль Матей, Фелисьен Ропс в своей мастерской (≈ 1888 год)

Однако «типы этого столетия» у Ропса почти исключительно сводятся к типу современной парижской женщины. Художник порой рисовал крестьянок в поле или даже молодую работницу на фоне фабрики и столба, оклеенного призывами к стачке, но эти мотивы в духе Милле или Менье — эпизод в творчестве Ропса. Главная тема его совсем иная, его героини не трудятся, а демонстрируют свое чувственное очарование. Свои модели Ропс брал из окружающей жизни, жизни бульваров, кабаре , цирка, иногда светских гостиных. Изображенные им женщины полны жизненной энергии, победной уверенности в себе и соединяют непосредственность и природную грацию с откровенной вульгарностью . При этом художник не просто запечатлевает характерные современные типы, но стремится создать символические образы — олицетворение внеморального, чисто телесного бытия, бездуховной чувственной красоты, соблазна и зла. Очерченные упругой, точной линией или вылепленные градациями света и тени, персонажи Ропса соединяют в себе ощущение живой плоти с инфернальностью и демонизмом , в их трактовке авторское любование неотделимо от иронии и сарказма .

И. Э. Грабарь писал в 1899 году: «Фелисьен Ропс — приятель Бодлера и современник своей эпохи, в течение всей своей жизни был певцом сатанизма женщины, сатанизма ее чар и тела».

Однако изначально Ропс был известен как карикатурист, работавший в области политической и бытовой карикатуры , гравер и иллюстратор, создав ряд иллюстраций к произведениям Шарля де Костера , Шарля Бодлера , Андре-Робер Нерсья и других литераторов. Бодлер, с которым живописец познакомился в 1864 году, произвел на Ропса огромное впечатление.

Пейзажи , написанные Ропсом, отличались широтой, обобщенностью изображения природы, свежестью насыщенного колорита. Художник был тесно связан с модернистским и символистским движениями. В его картинах ярко отражается философия символизма конца XIX века.

Фелисьен Ропс был масоном , состоял в Великом востоке Бельгии .

К 1892 году зрение художника сильно ухудшилось. Он умер в возрасте 65 лет.

Изображён на бельгийской почтовой марке 1973 года.

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Félicien Joseph Victor Rops // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Felicien Rops // (англ.) — 1995.
  4. (нидерл.)
  5. Félicien Rops //
  6. Ропс Фелисьен // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.

Библиография

  • Benoît Noël et Jean Hournon : Parisiana — La capitale des peintres au XIX e (Étude de Pornokratès ), Paris, Les Presses Franciliennes, 2006.
  • Bernadette Bonnier (dir.) : Le musée provincial Félicien Rops , Bruxelles — Namur, Dexia — Fonds Mercator, 2005.
  • Benoît Noël : La Rebuveuse d’absinthe — autour de l'œuvre de Félicien Rops , Sainte Marguerite des Loges, Éditions BVR, 2005
  • Hélène Védrine : Le Cabinet de curiosités de Félicien Rops — Caprice et fantaisie en marge d’estampes , Paris, Somogy, 2003.
  • Véronique Leblanc et Hélène Védrine : Injures Bohèmes, les plus belles lettres illustrées de Félicien Rops , Paris, Somogy, 2003.
  • André Guyaux, Hélène Védrine et al. : Autour des Épaves de Charles Baudelaire , Catalogue Musée Provincial Félicien Rops, Namur, 1999.
  • Bernadette Bonnier, Véronique Leblanc, Didier Prioul, Hélène Védrine : Rops suis, aultre ne veulx estre , Bruxelles, Complexes, 1998.
  • Hélène Védrine : Félicien Rops : Mémoires pour nuire à l’histoire artistique de mon temps , Bruxelles, Labor, 1998.
  • Véronique Leblanc : D’Art, de rimes et de joie — Lettres à un ami éclectique — Correspondance de Félicien Rops à Théodore Hannon , Province de Namur, 1996.
  • Olivier Salazar-Ferrer : Lettres à un ami vagabond — Correspondance de Félicien Rops à Jean d’Ardenne , Musée Rops, Namur et Revue Agone, Marseille, 1994.
  • Thierry Zéno — Préface de Jean-Pierre Babut du Marès : Les Muses sataniques — Félicien Rops, œuvre graphique et lettres choisies , Bruxelles, Jacques Antoine, 1985.
  • Robert Delevoy, Gilbert Lascault, Jean-Pierre Verheggen et Guy Cuvelier : Félicien Rops , Lausanne — Paris, Bibliothèque des Arts, 1985.
  • Camille Lemonnier : Félicien Rops — L’homme et l’artiste , Paris, Henri Floury, 1908. Réédité avec une préface d’Hélène Védrine (Paris, Séguier, 1997).
  • Jef Meert : Félicien Rops — L'œuvre gravé érotique , Anvers, Loempia, 1986.

Ссылки

Источник —

Same as Ропс, Фелисьен