Школа Святого Фомы (Лейпциг)
- 1 year ago
- 0
- 0
Новый театр ( нем. Neues Theater ) — утраченное во Второй мировой войне главное здание городского театра немецкого города Лейпциг в современной федеральной земле Саксония . Предшественник здания Лейпцигской оперы .
Возведение нового здания для городского театра было частью обширной программы по модернизации городской инфраструктуры Лейпцига в середине XIX века и стало, в сущности, завершающим аккордом по формированию ансамбля главной парадной площади Аугустусплац , где уже располагались новые здания университета , Городского музея и Главной почты. Благодаря личным усилиям бургомистра Отто Коха к проектированию удалось привлечь известного архитектора Карла Лангханса ; детальное планирование и непосредственный надзор за ходом работ осуществил городской архитектор , помощником которого выступил Арвед Россбах . Строительство Нового театра обошлось Лейпцигу в 557 000 талеров или в пересчёте в 1 670 000 золотых марок ; его финансирование стало возможным лишь благодаря ряду щедрых пожертвований состоятельных горожан и, среди прочего, благодаря наследству Фридриха Августа Шумана ( нем. Friedrich August Schumann ), передавшего городу «на общеполезные цели» 60 000 талеров.
Для размещения здания Нового театра рассматривались различные участки на окружающем город , при этом городская комиссия рекомендовала площадь нем. Königsplatz к югу от исторического центра города; и лишь благодаря настойчивой позиции Лангханса, стремившегося максимально эффектно разместить здание в структуре города, под застройку была выбрана южная оконечность так называемого Английского или Верхнего парка Дауте с искусственным холмом нем. Schneckenberg , который, однако, пришлось сравнять с землёй.
Торжественно открытый 28 января 1868 года постановкой «Ифигении в Тавриде» Гёте , Новый театр стал крупнейшей театральной площадкой города, предлагая около 1700 сидячих и до 300 стоячих зрительских мест. Изначально предназначенный для постановки оперных, балетных и драматических представлений, он, однако, вскоре превратился почти исключительно в оперный театр, в то время как драматическое отделение городского театра заняло здание Старого театра .
Признанный с технической точки зрения устаревшим, Новый театр прошёл комплексную реставрацию в 1935—1938 годах, при этом согласно господствующей моде было упрощено оформление главного фасада и зрительного зала. Во Второй мировой войне театр продолжил давать регулярные представления, вплоть до 4 декабря 1943 года, когда Лейпциг подвергся особо . Выгоревшее здание театра хотя в первое время и предназначенное к восстановлению, было разобрано в 1950 году, чтобы освободить место для современного здания Лейпцигской оперы , после нескольких архитектурных конкурсов возведённого в 1956—1960 годах и своими чертами отсылающего к утраченному зданию Нового театра.
Особенностью Нового театра было трёхчастное решение главного фасада, отсылающее к дворцовой архитектуре: к основному трёхэтажному массиву здания по сторонам примыкали два меньших по размеру павильона, размещавшие ресторан и кондитерскую. Своим оформлением оба павильона повторяли оформление выступающего центрального портика, украшенного коринфскими колоннами и фронтоном с богатым скульптурным оформлением, прославляющим Поэзию, и с фигурой Аполлона на его вершине. Вход в театр был выделен тремя полукруглыми арками и отдельно стоящими колоссальными скульптурами Мельпомены и Талии .
Однако если главный фасад некоторые критики находили традиционным и несколько тяжеловесным, тем больше восхищения вызывала архитектура украшенной кариатидами тыловой части здания. Широкая полукруглая терраса с боковыми лестницами соединяла здание театра с Верхним парком и с Лебединым прудом; укреплённый на стене маскарон и установленная в пруду чаша со скульптурной группой Амур, играющий с дельфином образовывали живописную фонтанную композицию.
Убранство зрительного зала, в целом, ориентировалось на оформление зала в Старом театре ; при этом возведённый в качестве исключительно городской сцены, Новый театр не имел центральной ложи, обычно предусмотренной для посещения коронованными особами. В то же самое время фойе было выдержано в набиравшем популярность роскошном стиле историзм .