Свято-Троицкая церковь (Билимбай)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Сошествия Святого Духа ( Свято-Духовская ) — утраченный православный храм в историческом центре Нижнего Новгорода . Располагалась в северо-восточной части Нижегородского кремля , где в XIX веке был разбит Губернаторский сад .
Деревянный храм отстроен в 1580 году, как летняя церковь мужского Духовского монастыря , основанного опальным новгородским дворянином Порфирием. К 1703 году отстроен в камне. После упразднения монастыря в 1764 году стал приходской церковью. В 1798 году был передан единоверческой общине , став первым единоверческим храмом в истории Нижнего Новгорода.
В 1840 году по указу императора Николая I перешёл к военно-губернаторскому дому в кремле и был перестроен в русско-византийском стиле по проекту архитектора Тона. Однако, уже в 1844 году здание пострадало от оползня и было разобрано в 1845 году. Именование церкви было перенесено на домовой храм при дворце военного губернатора .
Духовской (или Духов) монастырь располагался в северо-восточной части Нижегородского кремля. История его возникновения была описана нижегородским писателем П. И. Мельниковым-Печерским в небольшой статье «Исторические известия о Нижегородском Духовом монастыре и церкви Святого Духа, что во дворце» (1849). Согласно статье, в 1570 году, раздосадованный изменой новгородского владыки Пимена и знатных жителей вольного северного Новгорода, царь Иван Грозный разгромил город. Многие жители погибли в Волхове , а оставшиеся в живых приверженцы новгородского вечевого устройства были высланы «в города замосковские, большей частью в Кострому , Балахну и Нижний Новгород» .
Одним из высланных знатных новгородцев был монах Порфирий. Его мирское имя в источниках не сохранилось. Известно, что он ушёл в монашество, так как не мог смириться с разрушением родного города. Согласно данным П. И. Мельникова-Печерского, в Нижнем Новгороде он, вместе с группой земляков-единомышленников, на собственные средства в 1574 году построил в кремле, на полугоре, под Спасо-Преображенским собором небольшой монастырь и назвал его Свято-Духовским (в источниках чаще встречается название Духовской монастырь), в память о древнем Духовском монастыре в Новгороде .
Данные об основании монастыря и история его строительства «опальным дворянином», выселенным из Новгорода Великого после опричного погрома подтверждают юридические акты 1580-х годов, в которых содержится информация об организации Духовского монастыря «в Нижнем Новгороде внутри городе [имеется в виду — внутри кремля] у Егоровских ворот [то есть около Георгиевской башни ]». Данная грамота от 1 ноября 1580 года «по слову царя и великого князя» содержит челобитную строителя Порфирия о том, что «он строит храм Духа Пречистого да придел Николы Чудотворца в Нижнем в городе и братии собрал восемь человек» и далее содержит жалобу на отсутствие государева жалованья монастырю. Из краткой записи следовало, что монастырь был основан совсем недавно, был плохо обеспечен, имел малочисленную братию и только обустраивался . Дата строительства обители не подтверждается современными исследованиями: было установлено, что Порфирий действительно происходил из новгородского боярского рода, проживавшего в Неревском конце ; вместе с братьями был потомком последнего новгородского Карельского кормленщика (наместника) Лукьяна Леонтьевича. Семья была выселена из Новгорода между мартом 1577 года и 1579/1580 годами. Таким образом, монастырь был основан не ранее 1579 и не позднее 1580 года .
Упомянутый в грамоте «храм Духа Пречистого» являлся церковью Сошествия Святого Духа с приделом Николая Чудотворца. Эта деревянная клетская летняя церковь была выстроена в 1580 году. Храм был упомянут в Писцовой книге Нижнего Новгорода 1621/22 года. К этому времени монастырь уже имел два деревянных храма (летняя церковь Сошествия Святого Духа и тёплая церковь Входа Господня в Иерусалим с трапезой ), Святые ворота , колокольню и двадцать одну монашескую келью . Разросшийся монастырь прирастал владениями постепенно. При Иване Грозном монастырю пожаловали Муромский остров на Волге, напротив города. В царствование Фёдора Иоанновича , в 1584 году — землю в Нижегородском уезде, около Нижнего Новгорода. В 1586 году — 1402 десятин земли, озёра и рыбные ловли на Волге; в 1590 году — Чудской бортный ухожий около города за Окой, в так называемой Стрелице . В 1599 году царь Борис Годунов пожаловал Духовскому монастырю право на расчистку леса за Окой, где позже поселились бобыли , из которых образовалась монастырская слободка Гривка. Позже монастырь получил ещё несколько земельных угодий, а также Везломский, или Боровской, перевоз — чрезвычайно прибыльное владение в те времена .
К 1670—80-м годам монастырь уже лишился большей части своих владений, строения его пришли в ветхое состояние. 130-летняя церковь Сошествия Святого Духа стала совершенно неудобной для богослужений, поэтому на её месте была выстроена новая каменная, с тем же названием и приделом в честь святых апостолов Петра и Павла. Митрополит Исаия освятил придел 15 января 1703 года. Внутреннее убранство церкви в точности повторяло убранство первоначального храма .
При епископе Питириме, ревнителе православия, боровшимся с раскольниками , настоятели Духовского монастыря стали судьями по делам раскольников, а сам монастырь, как ближайший к архиерейскому дому, стал местом, где раскольников возвращали в православную веру .
В 1724 году по ходатайству Питирима Святейший Синод , с утверждения императора Петра I , обратил монастырь в домовой архиерейский. Настоятели стали именоваться архимандритами вместо игуменов . К обители были приписаны четыре монастыря, также домовых архиерейских: Живоносновский и Ивановский в Нижнем Новгороде, Казанский в селе Лыскове и Николаевский на речке Кезе в Семёновском уезде . Для поддержания не очень больших доходов монастыря Питирим в 1730 году предал в его владение две торговые лавки на Нижнем базаре в рукавичном ряду. В последние годы управления Питирима в Духовском монастыре состояло всего девять человек. На монастырской земле, около монастыря, жило 27 бобылей; в 1748 году их число увеличилось до 62 .
В 1738 году церковь Сошествия Святого Духа была отремонтирована, но пожар 1761 года уничтожил придел св. Петра и Павла, который позже уже не восстанавливался. После смерти Питирима обитель поддерживалась тем, что находилась рядом с домом архиереев, однако в 1762 году епископ Феофан переселился в новый архиерейский дом за пределами кремля, и Духовской монастырь потерял всякое значение и при составлении штатов в 1764 году был обращён в приходскую церковь , таким образом закончив своё существование .
Церковь Сошествия Святого Духа, став приходской, уже не владела Муромским островом. Торговые лавки были отобраны у неё в 1782 году, при строительстве Гостиного двора на Нижнем базаре. Однако, во владении прихода оставались земли по Волге между речками Керженцем и Нуженкой, оброк с Гривки и живущих на церковной земле бобылей. Приход в то время составляли 60 дворов .
В 1798 году Духовская церковь была отдана единоверческой общине . В конце XVIII века в России распространяется идея «согласничества» — принятие старообрядцами священства от Русской Православной Церкви при условии сохранения старых обрядов. В 1797 году около тысячи нижегородских старообрядцев изъявили желание получить «благословенных священников» и составили 14 пунктов условного соединения с РПЦ. Ходатайство было рассмотрено Синодом, после чего вышел именной Императорский указ от 12 марта 1798 года, в котором говорилось: «Рассмотрев доклад, поднесенный от Синода по представлению в оный епископа нижегородского, повелеваем, жительствующим в тамошней епархии старообрядцам позволить иметь у себя церковь и особенных священников, рукоположенных от епархиального архиерея для отправления службы Божией по старопечатным книгам». Однако, местное духовное начальство не всегда было согласно с решениями Синода и нижегородские единоверцы не сразу получили разрешение иметь свою церковь. Епископ Павел не решил данное дело. Лишь в конце 1798 года епископ Вениамин II , сменивший епископа Павла на нижегородской кафедре, позволил старообрядцам совершать богослужения в Духовской церкви .
Старообрядческая община в 1800 году пристроила с южной стороны храма придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы . Вместе с церковью к ней перешли земли по Волге, но оброк с бобылей она уже не получала. В 1803 году большая часть земель была отдана по указу Синода крестьянам Ивановской экономической волости .
В 1836 году император Николай I , при повторном посещении Нижнего Новгорода с целью проверки начала работ по переустройству Нижнего Новгорода, начатых по его инициативе, высочайше повелел: церковь Святого Духа, отремонтировав снаружи и украсив внутри, сохранив старый иконостас и древние иконы, причислить к военно-губернаторскому дому, а единоверцам взамен отдать церковь Симеона Столпника . В 1840 году единоверческая община передала церковь со всем имуществом в ведение гражданского начальства. В последующие годы храм был перестроен в русско-византийском стиле по проекту архитектора К. А. Тона. Вместо прежней небольшой главы был установлен огромный купол; придел Покрова Богородицы упразднён .
В этот период, при переустройстве кремля, были засыпаны родники ниже здания церкви. В итоге, земля в скате Духовской горы разрыхлилась и 18 августа 1844 года произошёл оползень, из-за которого по церкви Сошествия Святого Духа пошли трещины от самого основания до сводов. Церковь закрыли. Через год император повелел: «Существующую в саду военно-губернаторского дома в Нижнем Новгороде церковь Сошествия Святого Духа по случаю происшедших в ней трещин разобрать и устроить на её месте маленькую часовню. Устроить церковь в доме военного губернатора согласно предположению генерал-майора князя Урусова в комнате верхнего этажа». Таким образом, с 1845 года церковь стала домовой при дворце военного губернатора. Старое здание было разобрано .
Часовня на месте храма была построена только в 1855 году. По распоряжению военного губернатора Ф. В. Анненкова архитектор Л. В. Фостиков составил проект деревянной часовни в готическом стиле. Освящение часовни было совершено 1 августа 1855 года . Часовня просуществовала до 1920-х годов , после чего была разобрана.
Благодаря стараниям военного губернатора Анненкова, считавшего, что нужно сохранить память о древнем храме, известны некоторые реликвии и святыни церкви. В выстроенной на месте храма часовне Сошествия Святого Духа разместили:
В домовую церковь при губернаторском дворце был перенесён старинный иконостас, иконы в котором все были старинного письма и украшены серебряными вызолоченными ризами. Самыми примечательными были: