Interested Article - Исидор (Колоколов)

Епископ Иси́дор (в миру Пётр Алекса́ндрович Колоколов ; 3 апреля 1866 , Санкт-Петербург 20 сентября 1918 , Вятка ) — епископ Русской православной церкви .

Биография

Родился 3 апреля 1866 года в городе Санкт-Петербурге в семье учителя гимназии, коллежского асессора .

В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию при Александро-Невской лавре .

28 сентября 1888 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) в Троицком соборе лавры ректором духовной академии епископом Антонием (Вадковским) был пострижен в монашество с наречением имени Исидор . 17 октября того же года рукоположён в сан иеродиакона .

В сане иеродиакона он служил в Александро-Невской лавре в течение трёх лет, и 28 апреля 1891 года был рукоположён в иеромонаха .

Завершив академический курс со степенью кандидата богословия (был 32-м по успеваемости) , 4 июля 1891 года был назначен преподавателем Тифлисской духовной семинарии .

В том же году назначен членом совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе .

24 сентября 1891 года экзарх Грузии архиепископ Палладий поручил ему вести собеседования с сектантами города Тифлиса и назначил епархиальным миссионером .

25 декабря 1891 года экзарх Грузии архиепископ Палладий за Божественной литургией удостоил Исидора права ношения набедренника .

В марте 1892 года Святейший синод наградил иеромонаха Исидора наперсным крестом .

В апреле 1892 года командирован в Елисаветпольскую и Эриванскую губернии , где исследовал положение сектантов и вёл непосредственно собеседования с ними .

18 июля 1892 года назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии .

20 января 1893 года Святейший синод отозвал иеромонаха Исидора из Тифлиса в Санкт-Петербург, где его назначили исполняющим обязанности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии . Из дневника начальника архива Святейшего синода Аполлинария Львова : «Исидор, пригодный только б[ыть] м[ожет] для преподавания в духовном училище, взойдя на академическую кафедру, с апломбом заявил студентам о своем полном невежестве, что он может читать только по книге, что не будет в претензии, если студенты не будут ходить к нему на лекции, но будет преследовать тех, которые не пойдут в церковь, п[отому] ч[то] это гораздо важнее всяких лекций, всякой науки. Студенты, пораженные этой развязностью, стали ему хлопать. Говорят, впрочем, что некоторые совершенно искренно» .

26 марта того же года 27-летний иеромонах Исидор был возведён митрополитом Палладием в сан архимандрита и утверждён инспектором академии. По воспоминаниям профессора Александра Катанского , архимандрит Исидор получил эту должность по протекции митрополита Палладия (Раева) , «несмотря, как слышно было, на сильные возражения в Св. Синоде против этого назначения» .

Из дневника Аполлинария Львова: «Не хочется как-то верить случившемуся, хотя, к сожалению, это факт. Притычкинский постриженник-ставленник и палладиевский любимец, новоиспеченный архимандрит, I инспектор Академии Исидор попался в педерастии с студентом 1-го курса. Когда дело обнаружилось и доложили Палладию, то он будто бы сказал: „Всю Академию разгоню, никого и ничего не оставлю, а Исидора не позволю тронуть“. Однако студенты, составив круговую между собою поруку, то есть подписавши акт о действиях Исидора, в количестве более сотни человек, заявили об этом письменно Об[ер]-Прокурору, и тот побудил Палладия отказаться от своего намерения защищать невозможное <…> Рассказывают, что Палладий хотел во что бы то ни стало замять это дело и не велел ректору даже выходить из Академии, а равно и студентам не велено было ходить в город. Надеялся, что этим путём сохранится тайна» . По воспоминаниям профессора Александра Катанского, «начались сильные волнения студентов, с подачей ими заявления К. П. Победоносцеву, не коллективно, впрочем, а от имени каждого студента в отдельности, согласно полученному ими от обер-прокурора дозволению» . Упоминает об этом происшествии профессор Николай Глубоковский в письме к Василию Розанову .

Тем не менее архимандрит Исидор не был сразу уволен из Академии, а первоначально получил трёхмесячный отпуск. По воспоминаниями Львова, уезжая, он говорил, что чрез три месяца вернётся .

В августе 1893 года командирован в ведение епископа Ставропольского и Краснодарского Агафодора (Преображенского) для исполнения обязанностей епархиального миссионера «по предложению, без сомнения, митрополита Палладия, который продолжал верить в необыкновенные будто бы, миссионерские способности архимандрита Исидора» .

11 февраля 1894 года прибыл в старообрядческий Никольский скит близ вблизи станицы Кавказской , который он тогда же обратил в Кавказский Никольский миссионерский монастырь . В издании «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря» С. Г. Вургафта и И. А. Ушакова данный эпизод описан так: «Под тем предлогом, что желает ознакомиться с храмом Никольского старообрядческого мужского монастыря близ станицы Кавказской, он вошёл в церковь в сопровождении всего лишь одного ветхого старообрядческого инока, и вдруг бывшие с ним два служки достали из своих узелков священническое облачение и все необходимое к службе. Оттеснив в сторону пораженного святотатством инока, миссионер начал свое богослужение. Ожидавшая его знака сотня казаков тут же захватила монастырь, который с той минуты был объявлен единоверческим. Инокам-старообрядцам было приказано убираться на все четыре стороны. Отобранный монастырь Исидор сделал своей резиденцией» . Резолюцией епископа Агафодора архимандрит Исидор назначен управляющим этим монастырём .

13 марта 1896 года назначен настоятелем Переяславского Никитского монастыря Владимирской епархии . В этот период он был членом уездного Переяславского училищного совета, а также председателем правления Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Переяславского духовного училища .

29 июля 1899 года указом Святейшего синода вызван на череду священнослужения и проповеди Слова Божия в Санкт-Петербург . 8 августа митрополит Антоний (Вадковский) назначил его к присутствию в первой экспедиции Санкт-Петербургской духовной консистории .

7 июня 1900 года переведён настоятелем московского Златоустова монастыря .

Викарный епископ

16 марте 1902 года император Николай II утвердил Всеподданнейший доклад св. Синода о «бытии настоятелю Московского Златоустовского монастыря Исидору епископом Новгород-Северским , викарием Черниговской епархии» . 16 марта состоялось его наречение во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии .

12 мая 1902 года в Черниговском Спасо-Преображенском соборе хиротонисан в епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершили: епископ Черниговский Антоний (Соколов) , епископ Курский Лаврентий (Некрасов) , епископ Минский Михаил (Темнорусов) и епископ Прилукский Гедеон (Покровский) . Став епископом Новгород-Северским, одновременно стал управляющим Черниговским Елецким Успенским монастырём .

За время пребывания в Чернигове избран действительным членом Императорского Православного Палестинского общества и удостоили серебряного знака .

4 ноября 1903 года назначен епископом Балахнинским , викарием Нижегородской епархии .

По прибытии в Нижний Новгород епископ Исидор вступил в права настоятеля Печерского Вознесенского монастыря , где епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий (Кириллов) , вручил ему список дел, подлежащих его рассмотрению и участию — о замещении вакантных псаломщических мест, об увольнении псаломщиков заштат по прошениям, об утверждении в должности церковных старост , об исправлении метрических записей , выдаче свидетельств о правах по рождению, рассмотрение ведомостей, представляемых окружными духовниками, о бывших и небывших у исповеди священноцерковнослужителях и прочие текущие епархиальные дела .

24 ноября 1903 года, по инициативе епископа Нижегородского и Арзамасского Назария, епископ Исидор принял на себя председательство в Советах нижегородских Братств — святого Креста и во имя святого блгв. князя Георгия Всеволодовича. В том же году Владыка Исидор был утверждён в должности председателя Епархиального училищного совета. Читал лекции и вёл диспуты в доме Георгиевского братства .

Был участником торжеств в Саровском монастыре по случаю прославления преподобного Серафима Саровского .

Постоянно служил в стенах Печерского монастыря, а также совместно с Преосвященным Назарием в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Выезжал на служение престольных праздников в приходы и монастыри Нижегородской епархии .

Принимал участие в формировании право-монархических организаций в Нижнем Новгороде. По сообщению А. А. Фоменкова, епископ Исидор был одним из организаторов Союза « Белое знамя ». Он возглавлял первые монархические манифестации в октябре 1905, освящал хоругвь Союза .

10 ноября 1906 года назначен епископом Михайловским , викарием Рязанской епархии .

24 ноября 1906 года епископ Исидор простился с епископом Нижегородским Назарием, членами Духовной консистории, братией Печерского монастыря, отслужив литургию в котором, отбыл из Нижнего Новгорода в ведение епископа Рязанского Никодима (Бокова) .

В 1908 году принял председательство в Рязанском епархиальном миссионерском совете .

На покое

26 мая 1911 года за «деяния, недостойные сана епископа» лишён кафедры епископа Михайловского. С этого времени проживал в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре. 19 октября откомандирован в распоряжение епископа Омского с назначением местопребывания в Покровском общежительном монастыре, а 9 декабря назначен управляющим Омским Покровским монастырем .

В июне 1913 года освобождён от управления монастырём с назначением местопребывания в Александро-Невском Филейском монастыре Вятской епархии .

В декабре того же года перемещён в Трифоновский Успенский монастырь той же епархии. Прослужил там три года, но там оскандалился, возникло «дело епископа Исидора». В результате в 1916 указом Святейшего Синода направлен в Спасо-Каменный монастырь Вологодской епархии , где с него были сняты мантия и панагия и ему было запрещено служить .

Благодаря заступничеству митрополита Петроградского Питирима (Окнова) он был назначен управляющим на правах настоятеля Тюменского Свято-Троицкого монастыря , где ему довелось познакомиться со знаменитым Григорием Распутиным , который часто посещал Тюменский монастырь, живя в Тобольской губернии .

Распутин сделал возможным приезд епископа Исидора в Петроград и сблизил его с императрицей Александрой Фёдоровной , а через неё и с императором Николаем II . В одном из писем к супругу Александра Фёдоровна упоминала: «Провела чудный вечер с нашим другом и с Исидором <…> Он несравненно выше митрополита [Питирима] по духу, с Гр[игорием] один продолжает то, что начинает другой, — этот епископ держится с Гр[игорием] с большим почтением. Царило мирное настроение… — это была чудная беседа!»

В книге Олега Платонова «Жизнь за царя» епископ Исидор называется ближайшим другом Распутина в последние месяцы его жизни, приводятся сведения охранного отделения, по которым епископ встречался с Распутиным за эти последние месяцы 56 раз .

По некоторым данным в конце 1916 года предполагалось назначение епископа Исидора викарием Новгородской епархии .

17 декабря 1916 года Распутин в результате заговора был убит. Арон Симанович, секретарь Распутина, в своих воспоминаниях рассказывает, как в декабре 1916 года вместе с епископом Исидором искали они Григория Распутина по всему Петрограду, почувствовав, что тому грозит убийство, как заходили в полицейский участок, во дворец князей Юсуповых, заподозрив в князе Юсупове одного из убийц. О событиях, случившихся после обнаружения убитого, Симанович пишет: «Тело Распутина доставили в Чесменскую часовню , которая находилась по дороге из Петербурга в Царское Село . Скоро туда прибыли дочери и племянницы Распутина… По приказанию царицы доступ в часовню был воспрещён. Дочери Распутина привезли с собой бельё и платье. Тело омыли и одели. Епископ Исидор отслужил панихиду . Мы просили об этом митрополита Питирима, но он ответил, что убийство Распутина его слишком расстроило» .

Февральский переворот , последовавший в 1917 году, повлёк за собой снятие 12-ти архиереев, которых удалили со своих кафедр. Поскольку его дружба с Григорием Распутиным и императрицей Александрой Фёдоровной была хорошо известна, а в условиях революции это считалось достаточным обвинением. 8 марта 1917 года епископ Исидор был уволен от управления Тюменским Свято-Троицким монастырём и перемещён в число братии Свияжского монастыря Казанской епархии .

С июня 1917 года, как следует из протокола допроса, Исидор (Колоколов) с июня 1917 по день ареста 6 сентября 1918 года снова проживал в Вятке, «в связи с невозможностью ехать лечиться на юг по поводу хронического воспаления лёгких, соединённого с астмой». Там же он отмечает, что «Против большевиков нигде не выступал, декрет об отделении Церкви от государства приветствовал» .

Один из активных участников установления советской власти в Вятке Алексей Трубинский в своих воспоминаниях указывает: «Появился он в Вятке в плохой одежде, в рваных сапогах, на голове наскоро сшитая тёплая камилавка , в которую он собирал подаяния для нищих. Этот тип пробрался в комитет нищих и стал его председателем… Епископ не любил рассказывать о Гришке Распутине или о царской семье, в таких случаях он отделывался фразой: „У меня плохо работает голова… Не помню всего и могу перепутать…“ Несмотря на свои юродства и маскировку, Исидор всё-таки сумел снюхаться с подпольными вятскими контрреволюционерами, тут его голова хорошо работала, за что впоследствии он и был изъят ЧК по борьбе с контрреволюцией…»

Краевед в книге «Рассказ о легендарном начдиве» пишет: «Лабазники, извозчики и прочий черносотенный сброд группировались подле епископа Исидора, нашедшего себе пристанище в Филейском монастыре» .

Арест и расстрел

6 августа был арестован Уральской областной чрезвычайной комиссией .

В следственном деле хранится прошение вятского братства попечения о слепых, ходатайствующих за его освобождение: «Мы свидетельствуем, что епископ Исидор с утра до вечера бескорыстно трудился для детей вятского пролетариата, устроил для них приют. Для нас, слепых, со сборами и хлопотами было куплено место с шестью домами, на доходы с которых мы и живём теперь. Перед праздником Пасхи он по подписному листу собрал на содержание нашего общества около 2 тысяч рублей, кроме того, выхлопотал у советской власти 3 тысячи рублей на наше содержание. Глубоко благодарны епископу Исидору за его труды и заботы о бедных и слепых…»

В приговоре от 19 августа епископу Исидору и иеромонаху Флавиану никаких реальных обвинений им предъявлено не было, кроме «как монархистов и контрреволюционеров расстрелять». Сами обвиняемые вины за собой не чувствовали. В деле подшито их письмо из вятской тюрьмы в Уральскую областную ЧК следующего содержания: «Мы держались мировоззрения коммунистов (социализм с равенством всех) на основании того, что у Христа было всё общее, никто ничего не называл своим и верующие составляли коммуну, но не имеем права по нашему духовному сану принадлежать к политическим партиям. Будучи свободными от епархиальной службы, мы трудились безвозмездно. Мы вполне и безусловно подчиняемся существующей в России власти и принимаем к немедленному исполнению её декреты и распоряжения. Наш арест — недоразумение, и мы просим освободить нас и возвратить к посильному труду на пользу народа». И подпись: «Граждане Российской Социалистической Советской Федеративной республики епископ Исидор и иеромонах Флавиан. 15 сентября 1918 года» .

Расстрелян 20 сентября 1918 года. Епископа расстреляли в первую очередь. Одновременно с епископом Исидором и монахом Флавианом были расстреляны ещё 15 вятчан, в том числе 67-летний фотомастер Пётр Григорьевич Тихонов .

После смерти

Протоиерей уже в эмиграции в своих воспоминаниях «Патриарший курс», написанных в 1925 году, так написал об епископе Исидоре: «Жизнь и труды епископа Исидора (Колоколова) заслуживают внимания не только поклонников „учёного“ монашества, но и врачей-психопатологов…»

Протопресвитер Михаил Польский , бежавший в 1930 году на Запад, в своей книге « Новые мученики российские » написал, что епископ Исидор «умерщвлён в Самаре, будучи посажен на кол » . Эта ошибка тиражировалась и в дальнейшем .

В дальнейшем опираясь на это неточное свидетельство протопресвитера Михаила Польского и не имея точных данных о его жизни, Русская Зарубежная Церковь внесла имя епископа Илариона в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов .

Был реабилитирован посмертно в 1993 году (справка о реабилитации хранится в его деле) .

В 2007 году предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Митрополит Корнилий (Титов) сказал, что Исидор (Колоколов) считается новообрядцами святым священномучеником и такого рода высказывания разрушают «наш межцерковный диалог»

Публицист в 2008 году завершает статью о епископе Исидоре словами: «Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они помешали и решению о его церковном прославлении» .

В телефильме « Григорий Р. », вышедшем на экраны в 2014 году, Исидора сыграл актёр Леонид Мозговой .

Примечания

  1. от 25 ноября 2020 на Wayback Machine на сайте Вознесенского Печерского мужского монастыря
  2. от 11 декабря 2016 на Wayback Machine . См. Курс XLVIII.
  3. Сухова Н. Ю. от 14 мая 2016 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2015. — Вып. 5 (66). — С. 6.
  4. . Дата обращения: 2 мая 2016. 4 марта 2016 года.
  5. . Дата обращения: 18 февраля 2012. 10 сентября 2011 года.
  6. Львов А. от 12 января 2014 на Wayback Machine .
  7. Катанский А. Л. . — Н. Новгород , 2010. — С. 259—260. — 432 с. — ISBN 978-5-904720-03-2 . 25 июля 2022 года.
  8. Львов А. от 12 января 2014 на Wayback Machine .
  9. Дата обращения: 2 мая 2016. 14 марта 2016 года.
  10. Львов А. от 12 января 2014 на Wayback Machine .
  11. Дата обращения: 2 мая 2016. 1 мая 2013 года.
  12. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. М. : Церковь, 1996. от 3 апреля 2013 на Wayback Machine
  13. от 3 ноября 2019 на Wayback Machine , — с. 61.
  14. . Дата обращения: 2 мая 2016. 20 августа 2016 года.
  15. от 31 мая 2016 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 2 (19). — С. 100.
  16. от 20 сентября 2012 на Wayback Machine // Государственный архив социально-политической истории Кировской области, 02.03.2015.
  17. Маркелов А. от 23 сентября 2020 на Wayback Machine // rusk.ru, 09.08.2005
  18. от 31 мая 2016 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. — Вып. 2 (19). — С. 62.
  19. М. Польский. от 6 мая 2016 на Wayback Machine
  20. напр. Прот. Владислав Цыпин. от 18 июня 2018 на Wayback Machine — С. 48.
  21. Кострюков А. А. от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Церковь и время . 2020. — № 2 (91). — С. 71.
  22. . Дата обращения: 6 июня 2016. 29 мая 2016 года.
  23. [кино-театр.рф/kino/acter/m/ros/2917/works/ Леонид Мозговой — фильмография — российские актёры — Кино-Театр. РУ]

Литература

  • Чудиновских Е. Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке // Петряевские чтения-98: Тез. докл. Киров, 1998. — С. 78-81;
  • , игумен, Дёгтева О. В. Епископ Балахнинский Исидор (Колоколов) (1903-1906) // Святители земли нижегородской. — Нижний Новгород: Центр содействия бизнесу, 2003. — С. 380—384. — 537 с. — ISBN 5-00-002241-6 .
  • Д. Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVII : « Исаак Сирин Исторические книги ». — С. 189-190. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-050-9 .
  • Жизнь и судьба епископа Исидора (Колоколова) // Православие на Урале: связь времён. Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. 2015. — С. 118—124
Источник —

Same as Исидор (Колоколов)