Иконопись
- 1 year ago
- 0
- 0
Волого́дская и́конопись — стиль и школа иконописи , сложившиеся в XIV—XVI веках в Вологде и на близлежащих территориях.
Вологодская иконопись формировалась как сплав новгородской , и школ, позднее испытала сильнейшее влияние . Расцвет и наиболее самостоятельный период существования вологодской школы иконописи пришёлся на XV век .
Время возникновения иконописной культуры на Вологодчине достоверно не установлено и определяется в интервале XIII—XV веков. Первые храмы здесь появились в XII веке, однако об их художественном оформлении известно мало. Огромная территория, включающая современные Вологодскую область , а также земли, в настоящее время относящиеся к Архангельской области , Пермскому краю , Республике Коми , в XII—XIV веках подвергалась интенсивной колонизации и христианизации как с запада ( Новгородская республика ), так и с юга ( Ростовское княжество ), испытывая различные культурные влияния.
К первой трети XIII века относится написание древнейших икон Русского Севера — Богоматери Умиление Белозерской и Петра и Павла ( Великий Новгород ) . Памятники XIII—XV веков, происходящие из древних новгородских «волостей» — Обонежья, Ваги, Вологды, обнаруживают связь с новгородской иконописной школой, например, Богоматерь Одигидрия из Входоиерусалимской церкви в Каргополе , деисусный чин собора . Влияние новгородской школы сохранялось и позднее. Икона Николая Чудотворца из церкви Константина и Елены первой половины XV века, вероятно написана местным мастером, находящимся под влиянием новгородской школы, а также усвоившим некоторые приёмы ростовских иконописцев .
Древнейшая вологодская икона « Богоматерь Умиление Подкубенская », по-видимому, была написана в первой трети XIV века.
Другим важнейшим источником вологодской иконописной культуры являлись ростовской земли . В XIV веке к Ростовской епископии относились храмы , в поселениях на берегах Шексны и нижней Сухоны . Вологодские иконы конца XIV — начала XV веков наиболее напоминают среднерусские памятники византийской ориентации , примерами могут служить Троица Зырянская , Житийная икона мучеников Косьмы и Дамиана .
В XV—XVI веках формируется местная вологодская школа, при этом внутри него выделяется «столичное» течение, ориентирующееся на московские образцы, и более простое «народное».
На рубеже XV—XVI веков вологодская иконописная школа испытывает сильнейшее влияние московской, что было связано с вхождением в 1482 году Вологды и земель Вологодского княжества в состав Великого княжества Московского . Среди примеров произведений этого периода — иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря , иконы Дионисия и иконописцев его мастерской для Павло-Обнорского и Ферапонтова монастырей, иконы «Успение Богоматери» и «Вознесение — Сошествие во ад» из Успенского собора Горне-Успенского монастыря в Вологде, обе XVI века, и обе, вероятно, имеют вологодское происхождение . Икона Успения определённо несёт черты народности.
К середине XVI века Вологда становится одним из крупнейших русских городов, процветающим торговым центром, и фактически — главным городом Великопермской епархии с активным храмовым строительством. Вологодская иконопись достигает своего расцвета. Окончательно оформляется своеобразный вологодский стиль письма.
Активное строительство церквей в Вологде, которых к концу XVII века насчитывается более 50, способствует развитию иконописания и совершенствованию мастерства иконописцев, формируются династии изографов, в городе возникает Иконная улица.
Утончённость и классическая правильность рисунка, изысканность колористического решения обнаруживают связь с московскими художественными традициями дионисиевского времени и первых десятилетий XVI века, а также с местными произведениями этой эпохи — иконами праздничного чина из собраний А. В. Морозова, И. С. Остроухова и Б. Ханенко, которые, очевидно, были написаны в Вологде. Вместе с тем преобладание холодных, высветленных, чуть блеклых тонов в одеждах и архитектурных деталях, связанное, вероятно, с использованием местных пигментов, придаёт этим иконам неповторимый, легко узнаваемый облик. Столь же узнаваемы яркое золото фонов и преобладающий фон личного письма — плотная золотистая охра, заметно отличающаяся по оттенку от той, что использовалась в московской и новгородской иконописи XVI столетия. Своеобразие вологодских памятников проявлялось и в сохранении свободного, подвижного рисунка и тонких, полупрозрачных слоёв краски в доличном письме, которые были характерны для местной живописи более раннего времени .
Новгородские купцы Строгановы были вынуждены переселиться в Соль Вычегодскую после падения Великого Новгорода и подчинения его Москве Иваном Грозным в XVI веке. Строгановская школа иконописи возникла на основе новгородских и местных сольвычегодских традиций, которые впоследствии были серьёзным образом переработаны под влиянием московской иконописной школы. Строгановы не только организовали иконописную мастерскую и набрали изографов (конец XVI века), но и определяли стиль, в котором работали мастера. Некоторые представители семьи Строгановых сами занимались иконописанием. В период расцвета школы в XVII веке большинство иконописцев были московскими, иконы писались по заказу Строгановых в Москве. Подражание «строгановскому письму» имело место в XVIII веке .
Вологодские святые — один из популярных сюжетов вологодской иконописи.