Interested Article - Финифть
- 2020-06-28
- 1
Фини́фть ( др.-рус. финиптъ, химипетъ , из ср.- греч. χυμευτόν , то же от χυμεύω — «смешиваю» ) — русское название разновидности декоративно-прикладного искусства , основанного на технике росписи эмалью — тонким слоем стекловидного покрытия металлической основы с последующим обжигом. Эмалевые краски обладают высокой прочностью, долговечностью, особенной яркостью и насыщенностью цвета , не ослабевающих со временем, и устойчивостью к агрессивным средам .
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига в результате разнообразных пигментов — добавок, для которых используются соли металлов при этом связующим веществом являются силикаты. Например, добавки золота придают стекловидной массе рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может приглушаться специальными добавками.
Используемые материалы
- Медь — используется в качестве основы. Особое внимание уделяется состоянию поверхности. Она должна быть без грубых рисок и вмятин. Также не должно быть фольгированных отслоений. Оптимальная толщина 0,35 мм. Медь — металл красного цвета. Мягкий, пластичный, вязкий, легко поддаётся волочению, прокатке, штамповке, ковке и чеканке. Хорошо полируется, но быстро тускнеет. В присутствии влаги и СО 2 на поверхности металла образуется зелёная плёнка.
- Латунь — сплав меди с цинком (может содержать до 50 % цинка), иногда с добавками свинца , олова , железа , никеля и других элементов. Латунь имеет холодно-жёлтый цвет. При добавлении в медь 15 % цинка и 0,5 % алюминия получается алюминиевая латунь, напоминающая золото. Используется для изготовления знаков отличия и ювелирных изделий.
- Томпак — разновидность латуни с добавлением в медь цинка в пределах 3-12 %. Хорошо подходит для прозрачных эмалей, так как после их наплавки остаётся внутренний блеск.
- Эмаль ювелирная — представляет собой тонкое стекловидное покрытие , прозрачное или непрозрачное (опаковое), поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой. Используется для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов . Температура наплавления эмалей на металл в зависимости от наплавляемой эмали, варьируется в пределах 750°C — 790°C .
- Огнеупорные краски — стойкие декоративные надглазурные краски для эмали, не требующие специального покрытия. Обжиг при температуре от 700°C — 750°C . Краски, имеющие нижний температурный порог при обжиге 700 °C и ниже, могут при обычном обжиге терять свой цвет (особенно мак, каштан). Использовать такие краски можно в последних и предпоследних обжигах.
Разновидности финифти
Вологодская финифть
Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Мастерские финифти на Русском Севере появились в XVII веке в городе Сольвычегодске , перешедшем в 1780 году из состава Архангелогородской губернии в Вологодское наместничество и ставшем в 1796 году уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии . Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде .
Изначально главными в росписи были растительные мотивы (в основном — тюльпан ) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зелёная). Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.
Ростовская финифть
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел ; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области . Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретёнными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном. Ремесло финифти было занесено в Ростов из Москвы, где мастера Оружейной палаты овладели эмальерным искусством еще в XV веке. В течение XVIII — начала XX веков ростовские мастера стали лидерами по производству эмалей в Российской Империи. Продукция ростовских эмальеров поставлялась как в российские монастыри, так и в Грецию (преимущественно на Афон) .
Покровителем местных артельщиков был настоятель Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентий, возглавлявший и художественную мастерскую, организованную при монастыре. Монастырь часто посещали паломники, приобретавшие финифть и повышавшие её популярность. Оптовыми покупателями ростовской финифти были монастыри, впоследствии продававшие изделия в розницу .
В 1911 году в Ростове была открыта школа-мастерская, в которой преподаватели из Санкт-Петербурга и Москвы обучали местных мастеров технике миниатюрной портретной живописи, светскому портрету, орнаментальной живописи и пейзажу .
Стилистика ростовской финифти
С XVIII века большая часть продукции ростовских эмальеров представляла интерьерные предметы для храмов. Соответственно, преобладала религиозная тематика. Вставки из финифти стали размещаться на богослужебных книгах, утвари, панагиях, домашних икон и иконостасов, богато оформленных Евангелий . Ростовские производители финифти использовали как образцы российские и западно-европейские гравюры на религиозные сюжеты, а также иконы. В XVIII веке на ростовскую финифть повлияло барокко. На рубеже XVIII—XIX веков барокко сменилось классицизмом под влиянием культурных тенденций Москвы и Санкт-Петербурга. В это время была сформирована школа ростовской художественной живописи . Для продукции этого периода типично использование тёмно-розового, голубого и тёмно-синего цветов. Одной из отличительных особенностей ростовской финифти является нанесение изображения одеяний пунктиром.
Во второй половине XIX века ростовские кустари начали копировать как образцы западно-европейской живописи (живопись Рафаэля , Боттичелли ), так и произведения русских мастеров: Васнецова, Иванова, Боровиковского . В редких случаях это были высокохудожественные копии, чаще изделия были выполнены примитивно и приближены к лубку .
Производители ростовской финифти использовали большое количество сюжетов: общепочитаемых и местнопочитаемых святых, различные изображения Богородицы и Иисуса Христа, библейские сюжеты.
Технология производства
Изначально изготавливалась тонкая финифтяная пластинка белого цвета. Она расписывалась художником. Только после завершения росписи она вставлялась в изделие (медную или серебряную оправу).
На рубеже XIX—XX веков по причине высокого спроса на изделия из эмалей техника упростилась и упало качество конечных изделий, кустари начали использовать один-два обжига. Использовалась техника скорописи в ущерб качеству изображения.
См. также
Примечания
- «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера в 4 т. www.vasmer.narod.ru
- Власов В. Г. Финифть // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. X, 2010. — С. 108
- . Дата обращения: 11 мая 2012. 2 декабря 2013 года.
- (недоступная ссылка)
- Мельник Л. Ю. Финифть в Ростовском музее: к истории музеефикации промысла // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2017. Вып. 22. С. 229—268.
- Мельник Л. Ю. К истории финифтяных школ в Ростове Великом // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1992. С. 42—56.
- Мельник Л. Ю. Госкаталог как инструмент познания — на примере изучения музейных собраний финифти // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2018. С. 100—181.
- ↑ З. Малаева. Ростовские финифтяники и их искусство живописной эмали (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : журнал. — 2004. — Июнь ( № 6 (18) ).
Литература
- Огненное письмо: Ростовская финифть: Краткий очерк. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство , 1977. — 80 с. — 50 000 экз.
- Какадий М. Е. Ростовское финифтяное художество. Журнал Антиквариат, 2006, № 3.
- Какадий М. Е. Неизвестная икона известного мастера. Журнал Антиквариат, 2006, № 6.
- Какадий М. Е. Второе рождение ростовской финифти. Журнал Антиквариат, 2007, № 12.
- Какадий М. Е. Эмали и акварели Виктора Коткова. Московский журнал. История государства Российского . № 6 2005 г.
- Мельник Л. Ю. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1992. — Вып. 3 . — С. 42—56 .
- Мельник Л. Ю. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2017. — Вып. 22 . — С. 229—268 .
- Мельник Л. Ю. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2018. — Вып. 23 . — С. 100—181 . — ISBN 978-5-9508342-7-9 .
- Мельник Л. Ю. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2019. — Вып. 24 . — С. 178—277 . — ISBN 978-5-9508342-1-7 .
Ссылки
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-06-28
- 1